Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года
Дело № 2-1439/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2017 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Шаталовой Надежде Петровне, Шаталову Владимиру Дмитриевичу о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – истец, АО «МЭС») обратилось в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что квартира *** является приватизированной. Собственником жилого помещения с 23.03.2015 является Шаталов В.Д., совместно с которым в квартире с 1992 года проживает Шаталова Н.П.
Задолженность за коммунальные услуги отопление и подогрев воды образовалась за период с 01.06.2015 по 28.02.2017 и составляет 94512,60 руб.
В течение указанного периода ответчикам ежемесячно направлялись счета-квитанции (ПДУ) с указанием суммы задолженности и размера текущих платежей. Таким образом, ответчики были уведомлен о ежемесячных начислениях и имеющейся задолженности, однако каких-либо действий по ее погашению не предприняли.
Согласно договору возмездного оказания услуг от 28.03.2016 № 17-16-30, заключенному между АО «МЭС» и Обществом с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» (ООО «ЕРЦ»), ООО «ЕРЦ» берет на себя обязательство по осуществлению следующих действий: ведению учета лицевых счетов собственников и нанимателей жилых помещений, обязанных вносить плату за оказываемые услуги (отопление и горячее водоснабжение), начисление плательщиком платы за коммунальные услуги, распределение платежей по лицевым счетам плательщиков, осуществление перерасчетов при изменении тарифов (стоимости), количества и качества оказанных услуг, расчет задолженности и пени плательщиков по внесению платежей, ежемесячное формирование и печать платежных документов, доставка платежных документов по адресам плательщиков, указанных в платежных документах.
За спорный период размер пени за просрочку платежей по указанному выше жилому помещению составляет 15443,74 руб.
По заявлению АО «Мурманэнергосбыт» мировым судьей судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области по делу № 2-1220/2017 был выдан судебный приказ на взыскание долга, который отменен 04.08.2017 по заявлению должника. В связи с чем, истец вынужден обратиться в суд в порядке искового производства.
Просил взыскать солидарно с ответчиков задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 94512,60 руб. за период с 01.06.2015 по 28.02.2017, пени за просрочку платежей в размере 15443,74 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1699,56 руб.
В судебном заседании и в письменных пояснениях представитель истца Неверчик Н.Ф. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить их в полном объеме. Дополнительного указал, что жилое помещение *** является частным и находится в собственности ответчика Шаталова В.Д.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 05.06.2011 № 210-РП «О создании объединенной теплоснабжающей компании на территории Мурманской области», Уставом АО «Мурманэнергосбыт», утвержденным Единоличным решением единственного акционера ОАО «Мурманэнергосбыт» от 12.10.2015, истец является объединенной теплоснабжающей компанией, осуществляющей теплоснабжение населенных пунктов ЗАТО г. Североморск, ЗАТО Александровск, гп. Никель, СП. Ура-Губа. Между МУП «Североморские теплосети» и ОАО «Мурманэнергосбыт» 27.06.2011 заключен договор аренды № 285, а затем договор аренды от 01.09.2015 № 78/04/08-15-830, на основании которых истец осуществляет эксплуатацию и обслуживание оборудования систем горячего водоснабжения для производства пара и горячей воды (тепловой энергии). Также между МУП «Североморские теплосети» и ОАО «Мурманэнергосбыт» были заключены договоры на эксплуатацию оборудования от 07.07.2011 № 286 и от 01.09.2015 № 78/04/08-15-831. Таким образом, АО «Мурманэнергосбыт» как исполнитель коммунальных услуг по отоплению, поставляющий тепловую энергию в жилой дом ***, вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как указывает сторона ответчика в своих возражениях, в квартире, расположенной по адресу: ***, произведен демонтаж системы центрального отопления, подключена альтернативная система отопления.
Вместе с тем, демонтаж и замена альтернативной системой центрального отопления не охватывается понятиями переустройства и перепланировки жилого помещения, закрепленными в главе 4 Жилищного кодекса РФ. Согласно с. 1 ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Поскольку система внутридомового отопления, включающая стояки, обогревающие элементы и другое оборудование, является общим имуществом многоквартирного жилого дома, ее демонтаж ведет к уменьшению данного имущества, следовательно, демонтаж системы центрального отопления и замена ее альтернативной системой не относится к переустройству или перепланировке жилого помещения в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, а является реконструкцией и требует согласия всех собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме. Между тем в материалах дела отсутствует протокол общего собрания собственников.
При этом стороной ответчика не представлен в материалы дела соответствующий протокол общего собрания собственников.
Пункт 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» также содержит запрет на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами, утвержденными Правительством РФ.
Освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу (отопление) нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по уплате за отопление жилых помещений в большем размере, так как расчет платы за услугу «отопление» производится исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Данная позиция соответствует выводам Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – ГЖИ МО), изложенной в письме от 31.01.2014 № 18-16/567, а также ряду судебных решений, принятых по аналогичным спорам.
Спорное жилое помещение является структурной, неотъемлемой частью жилого многоквартирного дома, в который происходит подача тепловой энергии по централизованной системе отопления, в свою очередь являющейся единой и взаимосвязанной системой. Изменения, произведенные в отдельном помещении, отразятся на теплопотреблении в других помещениях данного дома. Кроме того, тепло из помещений, находящихся по соседству с электроотапливаемыми, поступает в них и определяет общий уровень температуры в них. Таким образом, данные помещения отапливаются от двух источников теплоснабжения: от смежных помещений с централизованной системой отопления и от электрических приборов. Электронагревательными приборами осуществляется только дотапливание температуры внутреннего воздуха в жилом помещении, следовательно, собственники и арендаторы таких помещений должны вносить плату как за потребляемую электрическую энергию, так и за теплоснабжение.
Нормами действующего законодательства предусмотрено, что при отсутствии приборов учета, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением Правительства от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Полагал, что ответчикам должно производиться начисление платы за коммунальную услугу по отоплению принадлежащего им жилого помещения в соответствии с указанными Правилами и установленными ими формулами, поскольку действующее законодательство не предусматривает иного порядка, а также невозможность применения указанных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев.
Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик Шаталова Н.П., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Шаталов В.Д., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, воспользовался правом ведения дела через представителей в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ранее в судебных заседаниях 26.09.2017 и 16.10.2017 с исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, а также пояснения своих представителей.
Представители ответчика Шаталова В.Д., Янович А.А. и Дунин Ю.Г. в судебном заседании, а также в возражениях на исковое заявление и дополнениях к возражениям просили в удовлетворении заявленных требований отказать. Со ссылками на положения статей 539, 544 Гражданского кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, указали, что в конце 2010 года (октябрь-ноябрь) в квартире *** в соответствии с действующим законодательством, техническими требованиями и на основании оформленной надлежащим образом документации произведено переустройство системы отопления, а именно установлены электрические конвекторы. Переустройство и перепланировка были произведены после получения разрешения Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск) и согласования с МУП «СЖКХ».
После вышеуказанного переустройства, исключена возможность теплоотдачи от центральной системы отопления, в связи с чем с конца 2010 года ответчики фактически не пользовались услугой по отоплению жилого помещения, предоставляемой через центральную систему отопления многоквартирного жилого дома, то есть не являлись потребителями спорной коммунальной услуги.
Общим принципом оплаты коммунальных услуг, согласно действующему законодательству, является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем.
В связи с чем, в рассматриваемых правоотношениях доказыванию должен подлежать факт реального оказания АО «МЭС» ответчикам коммунальной услуги по отоплению (поставка тепловой энергий в объеме, позволяющем поддерживать в помещении температуру по установленному нормативу), и наличие возможности у потребителя принимать поставленную тепловую энергию (наличие в помещениях, принадлежащих ответчикам, отопительных приборов).
Вместе с тем в спорном жилом помещении отсутствуют радиаторы центрального отопления, стояки центрального отопления заизолированы, что свидетельствует об отсутствии в квартире, принадлежащей ответчикам, теплопотребляющих установок, на которые могла бы поступать тепловая энергия, якобы предоставленная истцом в спорный период.
Таким образом, полагали, что АО «МЭС», вопреки требованиям ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в настоящее время не доказало факт предоставления коммунальной услуги по отоплению в квартире ответчиков. Также истцом не приведено каких-либо доказательств о наличии возможности у ответчиков принимать якобы поставленную им тепловую энергию.
За период с 01.06.2015 по 28.02.2017 ответчикам начислена сумма оплаты за отопление от центральной системы отопления в размере 100%. Вместе с тем потребитель обязан оплачивать лишь те коммунальные услуги, которые были предоставлены в необходимом объеме и надлежащем качестве, о чем не идет речи в случае с ответчиками, поскольку им такая услуга вообще не оказывается ввиду отсутствия в жилом помещении нагревательных приборов системы центрального отопления. При этом они по той же причине не могут определять объемы потребляемой энергии, так как индивидуальные приборы учета тепловой энергии подключаются при наличии радиаторов отопления.
Таким образом, истцом не доказан сам факт предоставления ответчикам услуги по отоплению в полном объеме. В соответствии с положениями Приказа Минрегиона РФ от 28.12.2009 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок» для расчета стоимости использования тепловой мощности потребителем тепловой энергии энергоснабжающая организация обязана самостоятельно определить тепловые нагрузки объектов теплопотребления, что представителем АО «МЭС» сделано не было.
Дополнительно привели довод о том, что услуга по подогреву воды оплачивается ответчиками в полном объеме по показаниям счетчика.
Заслушав представителя истца, представителей ответчика Шаталова В.Д. - Янович А.А. и Дунина Ю.Г., показания свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, обозрев материалы о выдаче судебного приказа судебного участка № 3 Североморского судебного района Мурманской области № 2-1220/2017, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ответчик Шаталов В.Д. является собственником квартиры *** на основании свидетельств о государственной регистрации права от ***, зарегистрирован в нем с 18.09.1992, с указанной даты также в жилом помещении зарегистрирована Шаталова Н.П. Ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении по настоящее время, что подтверждается представленными в материалы дела сведениями МБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЗАТО г. Североморск» и ОВМ МО МВД России в ЗАТО г. Североморск и г. Островной.
Из выписки по лицевому счету № 000023864354 следует, ответчики с 01.06.2015 плату за коммунальные услуги, а именно платежи за отопление и подогрев воды вносили несвоевременно и не в полном объеме, в связи с чем по состоянию на 28.02.2017 образовалась задолженность в сумме 94512,60 руб.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (в том числе и жилого помещения) лежит на его собственнике.
В силу требований статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя плату за горячее водоснабжение и теплоснабжение.
Из объяснений сторон, данных в ходе судебного разбирательства установлено, что организацией, обслуживающей общее имущество многоквартирного дома является ООО «Североморскжилкомхоз».
Теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома является АО «Мурманэнергосбыт», организацией, формирующей единые платежные документы на оплату коммунальных услуг и получающей платежи – ООО «ЕРЦ».
АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирного дома № 20 по ул. Корабельная в ЗАТО г. Североморск на основании распоряжения Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП, договоров аренды № 285 от 27.06.2011, № 78/04/08-15-830 от 01.09.2015 и договоров на эксплуатацию оборудования от 07.07.2011 № 286, от 01.09.2015 № 78/04/08-15-831, заключенных с МУП «Североморские теплосети».
Коллективный прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме не введен в эксплуатацию, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа. Жилое помещение ответчиков индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано.
Установлено, что разрешением на переустройство жилого помещения Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 22.10.2010 № 2813 ответчику Шаталову В.Д. дано согласие на переустройство согласно проекта исполненного НПФ «Зодчие» жилого помещения по адресу: ***, в соответствии с представленным проектом (проектной документацией). На заявителя возложена обязанность осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в соответствии с проектом (проектной документацией) и с соблюдением требований статей 25-29 Жилищного кодекса РФ, постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Разрешение на демонтаж существующих приборов отопления не указано.
Согласно акту от 13.11.2010 № 3048 приемки выполненных работ по переустройству жилого помещения, составленным комиссией КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск, в присутствии собственника жилого помещения Шаталова В.Д., к освидетельствованию представлены следующие работы:
- вместо однофазного электросчетчика установлен трехфазный прибор учета ЦЭ68803В (3х220/380В,5-50А) и модульные автоматические выключатели типа ВА47-29 1Р на отходящих линиях, данное оборудование монтируется в пластиковый модульный корпус типа ЩРН-П-12;
- перед электросчетчиком установлен автоматический выключатель типа ВА47-29 3Р;
-электроснабжение осуществлено от существующего главного распределительного щита ГРЩ-0,4 кВ, расположенного в подъезде ***;
- в качестве приборов отопления квартиры приняты электрические конвектора типа «Сименс» мощностью 1 кВт – 1 шт., 1,5 кВт – 3 шт., питающиеся через розетки открытой установки.
Работы выполнены в соответствие с проектом выданным ООО НПФ «Зодчие», серии СР-40/10-ЭТ,ОВ,АС; арх. № 496.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Из материалов дела также следует, что до июня 2015 года начисление за отопление по указанному жилому помещению рассчитывалось исходя из потребленной тепловой энергии в размере 0,199335 Гкал/мес. или 0,0066445 Гкал/сутки, согласно расчету ООО «НПФ Зодчие» отопления спорной квартиры при переоборудовании водяного отопления – на отопление электрообогревательными приборами, в июне 2015 года ООО «ЕРЦ» ответчикам выставлен счет на 5923,85 руб., согласно тарифу.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетеля ФИО1, который в судебном заседании показал, что в квартире ответчиков произведено согласованное переустройство, а именно в качестве приборов отопления квартиры установлены электрические конвекторы. Ранее действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, в соответствии с которыми собственникам жилых помещений, в которых демонтированы радиаторы центрального отопления и установлены электрические конвекторы, плата за отопления начислялась исходя из остаточного тепла от стояков центрального отопления, однако в настоящее время такой порядок начисления платы за услугу «отопление» действующим законодательством не предусмотрен. Таким образом, показания свидетеля не оспаривают порядок начисления платы за предоставляемую АО «МЭС» услугу «отопление» по нормативу.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у суда не имеется.
В обоснование возражений сторона ответчиков ссылается на то обстоятельство, что услуга «отопление» в связи с демонтажем радиаторов центрального отопления с конца 2010 года в указанном в единых платежных документах объемах им не предоставляется. С учетом демонтажа приборов отопления в своей квартире у них не имеется обязанности по оплате, поскольку понятие остаточное тепло в настоящее время отсутствует.
Оценивая доводы в данной части, суд приходит к следующему.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основные положения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм жилищного законодательства, при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
Согласно Правилам, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11).
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).
В Мурманской области нормативы утверждены приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11.03.2013 № 34 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению». Данным приказом утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для населения Мурманской области в соответствии с приложениями: приложение № 1 - дифференциация муниципальных образований Мурманской области по климатическим условиям; приложение № 2 - нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Так, в соответствии с пунктом 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.
На основании пункта 42 Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Согласно пункту 2 Приложения № 2 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 2:, где Si- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; Nt- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Tt- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в Правилах № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению одинаковый для всех потребителей. Исключения, в том числе для потребителей помещений, которые переведены на электрообогрев, указанными Правилами не предусмотрены.
Установлено, что на основании агентского договора начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе отопление, подготовке и доставку платежных документов потребителям многоквартирного дома *** осуществляет ООО «Единый расчетный центр».
Согласно пояснениям представителя АО «МЭС» в ходе судебного разбирательства, при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению ООО «ЕРЦ» руководствуется приложением № 3 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2011 № 34, в соответствии с которым расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется равными долями в течение года, с применением в расчетах коэффициента периодичности платежа, который определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году – при условии, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления тепловой энергии; постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 28.06.2013 № 21/2, которым установлен тариф; приложением № 1 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 31.05.2013 № 71, которым установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, применяемые в случае отсутствия приборов учета.
Из представленной истцом выписки по лицевому счету следует, что оплата услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» с июня 2015 года производится в неполном объеме. С июня 2015 года выставляются квитанции об оплате услуги «отопление» по нормативу, что не оспаривалось стороной ответчиков.
В ходе судебного разбирательства установлено, что объем индивидуального потребления определяется ответчикам по формулам, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, исходя из норматива потребления, установленного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области № 34 от 11.03.2013 для многоквартирных домов климатической группы № 6 до 1999 года постройки с материалом стен панель, блок, а также общей площади жилого помещения истца.
Нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» для квартир, переведенных на электрообогрев, указанным приказом, а также иными нормативными правовыми актами органов федеральной власти либо органов государственной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрены.
Иной порядок, расчета платы за услугу «отопление», помимо установленного Правилами № 354, а также невозможность применения установленных в Правилах формул либо изменение указанных формул, изменение каких-либо их величин, в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев, закон не предусматривает.
Также законом не предусмотрена и возможность возложения или передачи части государственных полномочий, к которым, в том числе, относится определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, на исполнителей коммунальных услуг.
Согласно статьям 56-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
Согласно пункту 15 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам №354, качество услуги отопление определяется обеспечением нормативной температуры воздуха в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C), в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р51617-2000).
Доказательств того, что услуга «отопление» ответчикам предоставляется ненадлежащего качества, суду не представлено.
Доводы стороны ответчиков о получении в установленном порядке разрешения на установку электронагревательных приборов, по мнению суда, не свидетельствует о наличии оснований для их освобождения от оплаты коммунальной услуги «отопление», начисленной в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, поскольку такие основания, с учетом того, что жилое помещение ответчиков расположено в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой водяного отопления, действующим жилищным законодательством не предусмотрены.
Ответчиками суду не представлено решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым Шаталову В.Д. разрешено внесение изменений в систему отопления дома, являющуюся общим имуществом многоквартирного дома.
Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что факт демонтажа радиаторов центрального отопления не может служить безусловным основанием для вывода о непредоставлении ответчикам коммунальной услуги «отопление», поскольку установлено, что через квартиру ответчиков проходят трубопроводы центрального отопления.
Кроме того, суд учитывает, что коллективный прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме *** в эксплуатацию не введен, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа, жилое помещение ответчиков индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано.
Квартира ответчиков не лишена теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома. Доказательств непредоставления коммунальное услуги «отопление», предоставления указанной услуги ненадлежащего качества, суду ответчиками не представлено.
Кроме того, законом не предусмотрено освобождение собственников помещений в многоквартирном доме от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289,290 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды.
Между тем, принадлежащее ответчику жилое помещение расположено в многоквартирном доме, оборудованном системой центрального отопления, посредством которой отапливаются не только находящиеся в доме помещения, но и общее имущество многоквартирного дома. В связи с этим ответчик обязан также вносить плату за услугу «отопление» на общедомовые нужды.
Учитывая вышеизложенное, расчет размера платы за услуги по отоплению в многоквартирном доме без учета площади квартир, переведенных на электрообогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями такой коммунальной услуги (отопление), поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений (и на общедомовые нужды) в большем размере.
Основания для изменения размера платы за коммунальные услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 98 указанных Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Иных оснований для изменения размера платы за коммунальные услуги, к которым относится и отопление, действующим законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованным расчет истца относительно платы за предоставленные коммунальные услуги, согласно которому задолженность ответчиков с 01.06.2015 по 28.02.2017 составляет 94512,60 руб. (с учетом произведенных ответчиками платежей в соответствии с представленными в материалы дела копиями квитанций). Расчет задолженности судом проверен, методика расчета обоснована истцом и не оспорена стороной ответчиков.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статья 322 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или усыновлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что доказательств заключения между ответчиками соглашения по порядку пользования жилым помещением (его оплате) суд не представлено, плата за коммунальные услуги подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени (в порядке и размерах, определенной нормой данной статьи).
Согласно расчету истца, размер пени за задержку платежа составил 15443,74 руб. Расчет пени судом проверен, ответчиками не оспорен.
Учитывая, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства должником и не должна служить средством обогащения кредитора, принимая во внимание все существенные обстоятельства дела, в том числе, размер задолженности по оплате коммунальных услуг, длительность допущенной ответчиками просрочки нарушения обязательства, суд приходит к выводу о том, что размер неустойки в 15443,74 руб. соразмерен последствиям нарушения обязательства.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.
Иные доводы стороны ответчиков на существо рассматриваемого спора не влияют.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчиков расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом в размере 1699,56 руб. и в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации довзыскивает с ответчиков в доход местного бюджета госпошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, в равных долях (3399,13 руб. – 1699,56 руб.) / 2).
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Шаталову Владимиру Дмитриевичу, Шаталовой Надежде Петровне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг - удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке с Шаталова Владимира Дмитриевича, ***, Шаталовой Надежды Петровны, ***, в пользу акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.06.2015 по 28.02.2017 в размере 94512,60 руб., пени в размере 15443,74 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1699,56 руб., а всего взыскать 111655,90 руб.
Взыскать с Шаталова Владимира Дмитриевича, ***, Шаталовой Надежды Петровны, ***, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 849,79 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.А. Фомина