Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-838/2021 ~ М-704/2021 от 19.07.2021

Дело № 2-838/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Урюпинск                                                                            «23» августа 2021 года

      Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи – Савченко И.Н.,

при секретаре судебного заседания – ФИО3,

с участием:

истца – прокурора Казакова Р.В.,

представителей ответчика МУП «Водоканал» - Шаталиной Н.В., Фарафонова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению обязанности.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проведена проверка по доводам обращения Балакина М.А., в ходе которой установлено следующее. Экспертной комиссией Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области проведена государственная экологическая экспертиза, по итогам которой выдано заключение № 108 от 24.11.1998 года на рабочий проект «Модульная автозаправочная станция в районе трикотажной фабрики в г. Урюпинск» (в настоящее время адрес <адрес>).

Согласно рабочему проекту, участок под строительство автозаправочной станции (далее – АЗС № 3) расположен в районе трикотажной фабрики г. Урюпинск, за вторым поясом зоны санитарной охраны водозабора, расположенного на расстоянии 130 м от площадки АЗС № 3. Резервуарный парк АЗС № 3 вместимостью 30 м. Размещение емкостей наземное.

Актом государственной приемочной комиссии от 29.09.1998 года принят в эксплуатацию законченный строительством объект – АСЗС № 3, расположенный по указанному адресу. На основании договора от 28.12.1998 года ООО «ДЭНИ» продало здание АЗС №3 ИП Эзергайль А.А..

15.04.2004 года между администрацией г. Урюпинска и ИП Эзергайль А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка под АЗС №3, общей площадью 2081 кв.м. с кадастровым номером 34:38:020301:34.

Эзергайль А.А. зарегистрировал в установленном порядке права собственности на здание автозаправочной станции и земельный участок под ним.

09.01.2018 года ИП Эзергайль Е.А. (арендодатель, родной сын Эзергайль А.А.) заключен с ООО «Рябина Ойл» в лице генерального директора Эзергайль А.А. договор № 2 аренды недвижимого имущества на срок менее 1 года, по которому арендодатель передал арендатору в том числе АЗС №3 по адресу: <адрес>, для мелкооптовой торговли и розничной торговли жидким моторным топливом. Торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

Источником водоснабжения г. Урюпинск служат артезианские скважины, в том числе № 03539, которая расположена на окраине г. Урюпинск (на расстоянии 116 метров от границ земельного участка под АЗС № 3). Скважина пробурена в 1987 году.

На основании договора о закреплении за МУП «Водоканал» муниципального имущества от 29.08.2007 года № 9-хв, в том числе скважина № 03539 передана МУП «Водоканал» в хозяйственное ведение.

Во исполнении предписания № 91 от 14.03.2006 года, выданного ТО ТУ «Роспотребнадзора в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах», администрацией г. Урюпинск (заказчик) с ООО «Регионгазстрой» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № 20/10-ЗСО, по итогам которого 01.12.2010 года подготовлена проектная документация на зоны санитарной охраны артезианской скважины № 03539, используемой для питьевого водоснабжения г Урюпинск, получившая положительное заключение от 14.12.2010 № 05/11-01-15693-10 о соответствии проекта санитарным правилам и нормам. Согласно проектной документации, для скважины № 03539 радиус зоны санитарной охраны первого пояса составляет 50 метров, второго пояса – 175 метров, третьего пояса – 836 метров.

Проведенной Урюпинской межрайонной прокуратурой     проверкой с привлечением к проверке представителей ООО «Рябина Ойл», начальника отдела архитектуры, градостроительства и землеустройства администрации городского округа г. Урюпинск, главного инженера и сотрудников МУП «Водоканал» г. Урюпинск, специалиста-эксперта ТО ТУ Роспотребнадзора в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах, инженера МАУ «Проектно-архитектурное бюро» и государственного инспектора в области окружающей среды Облкомприроды установлено следующее.

Четыре резервуара на территории АЗС №3 закопаны в землю на участке местности, огражденном по периметру, также закопанными в землю бетонными плитами.

Проведенные в рамках выездной проверки, с использованием поверенного измерительного прибора, измерения показали, что расстояние от оголовка скважины № 03539 до границы земельного участка АЗС №3 обозначенной на местности металлическим ограждением составляет 116 метров, и от границы участка в точке замера до емкостей с находящимися в них жидким моторным топливом под номерами 1, 2, 3, 4 составило 24, 26, 29 и 31,2 метра соответственно, в общей сумме по каждой из емкостей от оголовка скважины равно 140, 142, 145, 147,2 метра.

Как показала проведенная межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов выездная проверка, а также изучение документации, в том числе технического паспорта АЗС №3, составленного по состоянию на 20.08.2009 года, объемы и параметры хранения жидкого моторного топлива претерпели изменения по сравнению с проектом «Модульная автозаправочная станция в районе трикотажной фабрики в г. Урюпинск», получившем в 1998 году положительное заключение экологической экспертизы.

Кроме того, с учетом утверждения в установленном законодательством порядке зон санитарной охраны артезианской скважины № 03539, земельный участок с кадастровым номером 34:38:020301:34 и расположенные на нем четыре резервуара для хранения жидкого моторного топлива полностью входят в границы второго пояса зоны санитарной охраны, что является недопустимым согласно требованиям действующего в настоящее время законодательства.

Изложенные выше нарушения законодательства являлись предметом судебного разбирательства в рамках административного протокола составленного главным специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере по защите прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах в отношении ООО «Рябина Ойл» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

По состоянию на настоящее время органом исполнительной власти Волгоградской области по установлению, изменению, прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Волгоградской области является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

При этом проект зоны санитарно-защитной охраны в отношении артезианской скважины № 03539 в г. Урюпинск Волгоградской области на утверждение не поступали и Комитетом не утверждался.

При разработке проекта ЗСО в отношении артезианской скважины № 03539 при обосновании границ первого, второго и третьего поясов ЗСО указано об отсутствии во втором и третьем поясах объектов, представляющих опасность для бактериального и химического загрязнения подземных вод.

Указанные обстоятельства не позволили ООО «Рябина Ойл» соблюсти санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации АЗС №3 в г. Урюпинске Волгоградской области, а также выполнить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды в отношении указанного источника водоснабжения.

Урюпинским городским судом 21.12.2018 года вынесено постановление о прекращении производства по административному делу в отношении ООО «Рябина Ойл», которое по результатам обжалования в Волгоградский областной суд 05.03.2019 года оставлено без изменения и вступило в законную силу.

С целью устранения указанных нарушений, Урюпинской межрайонной прокуратурой в адрес директора МУП «Водоканал» г. Урюпинск 15.02.2019 года внесено представление с требованием принять меры, направленные на приведение проекта ЗСО в отношении артезианской скважины № 03539 в соответствие с требованиями законодательства, а также на установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В ответ на представление МУП «Водоканал» письмом от 29.03.2019 года информировало Урюпинскую межрайонную прокуратуру о планируемых мероприятиях по зоне санитарной охраны артезианской скважины № 03539, используемой ранее для питьевого водоснабжения г. Урюпинск Волгоградской области.

В частности, во избежание попадания опасных веществ в артезианскую скважину № 03539, используемую для питьевого водоснабжения г. Урюпинск Волгоградской области от АЗС № 3, предприятие приостановило ее работу и использование. По настоящее время работа указанной скважины не возобновлена.

28.03.209 года между МУП «Водоканал» и ООО «Экоэнергопроект» заключен договор № 340 на разработку проекта зоны санитарной охраны скважины, в том числе предусматривающий проведение исполнителем экспертизы проекта в аккредитованном органе и согласование проекта с территориальным органом Роспотребнадзора.

Календарным планом выполнения работ предусмотрена разработка проекта в срок не более 30 рабочих дней с момента перечисления аванса, экспертиза и согласование проекта в срок не более 100 календарных дней.

Платежным поручением от 04.04.2019 года МУП «Водоканал» перечислило аванс на выполнение работ.

Таким образом, ООО «Экоэнергопроект» подготовка проекта должна быть завершена в срок до 23.05.2019 года, проведение экспертизы и согласование проекта – до 02.08.2019 года.

Согласно экспертному заключению ООО «Атон-экобезопасность и охрана труда» от 20.12.2019 года основанием проведения экспертизы является заявка ООО «Экоэнергопроект» от 12.12.2019 года.

06.02.2020 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта требованиям законодательства.

Должностными лицами муниципального предприятия надлежащий контроль за ходом исполнения указанного договора не осуществляется, меры, направленные на реализации штрафных санкций в отношении недобросовестного исполнителя, не применялись, что повлекло за собой длительное неисполнение указанного договора.

В проекте установлены следующие размеры 1-го, 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны артезианской скважины, а именно 1-й пояс – 30 метров, от устья скважины, 2-й пояс- 96,7 метров от устья скважины, 3-й пояс – 967 метров от устья скважины. Следовательно, объект, на который в своем обращении указывает Балакин М.А. находится в первой и второй зоне санитарной охраны скважины.

22.03.2019 года между МУП «Водоканал» и ООО «Архитектурно-проектное производственное бюро» заключен договор № 24 на выполнение кадастровых работ по описанию местоположения границ зоны санитарной охраны объекта. Согласно п. 1.1, 3.3 договора исполнитель обязуется выполнить работы в течение 30 рабочих дней после поступления заявки заказчика. Результаты работы по указанному договору МУП «Водоканал» не использовались.

В связи с необходимостью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, на котором расположена указанная скважина, муниципальным предприятием заключен договор № 19-179 от 11.06.2019 года с ООО «Землемер» по выполнению кадастровых работ в отношении водовода со скважинами в пойме реки «Хопер» (срок исполнения 30 рабочих дней). С имеющимся проектом, экспертным заключением, и установленными местоположениями зоны МУП «Водоканал» необходимо обратиться в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления зоны санитарной охраны артезианской скважины № 03539.

Должностными лицами муниципального предприятия надлежащий контроль за ходом исполнения указанного договора не осуществляется, меры, направленные на реализации штрафных санкций в отношении недобросовестного исполнителя, не применялись, что повлекло за собой длительное неисполнение указанного договора.

Согласно дополнительной информации МУП «Водоканал» от 11.11.2020 года № 978 для завершения работ по выполнению кадастровых работ в отношении водовода со скважинами в пойме реки «Хопер» (в том числе по артезианской скважине № 03539) необходимо помимо межевания и установления границ земельных участков непосредственно под скважинами установление границ и соседствующих участков, для чего необходимо провести дополнительный объем работ. Для реализации данных работ принято решение о составлении между сторонами (МУП «Водоканал» и ООО «Землемер») дополнительного соглашения после предоставления от ООО «Землемер» сметы на дополнительные расходы по договору.

В связи с длительным неисполнением договора 11.11.2020 года межрайонной прокуратурой директору МУП «Водоканал» внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства.

До настоящего времени указанная кадастровая ошибка не исправлена, что используется МУП «Водоканал» для обоснования невозможности установления зоны санитарной охраны объекта. Что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем исполнении МУП «Водоканал» требований представления прокуратуры от 15.02.2019 года, муниципальным предприятием затягиваются сроки установления зоны санитарной охраны скважины, в результате чего на протяжении около 2 лет эксплуатация объекта питьевого водоснабжения приостановлена.

      Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд: обязать МУП «Водоканал» после вступления в законную силу решения суда обратиться в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с заявлением об установлении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианской скважины № 03539, с приложением к заявлению документов: документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости); проекта, разработанного в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии представленного проект санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.1.4.1110-02), выданного Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.10.2000 года № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»; подготовленных в электронной форме текстовым и графическим описание местоположения границ зон санитарной охраны, перечнем координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

      Истец прокурор Казаков Р.В. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил их удовлетворить по приведённым в иске основаниям.

      Представители ответчика МУП «Водоканал» - Шаталина Н.В., Фарафонов А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Пояснили, что в настоящее время весь перечень работ выполнен, за исключением текстового и графического описания местоположения границ зон санитарной охраны, перечнем координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленных для ведения ЕГРН. 21.04.2021 года ответчик обратился в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с заявлением об утверждении проекта Зоны охраны артезианской скважины № 03539 с приложением соответствующих документов. Однако в пакете документов отсутствовало в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ зон санитарной охраны, перечнем координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленных для ведения ЕГРН. Ответчиком заключен договор для выполнения работ по установлению местоположения границ зон санитарной охраны, однако, данные работы не выполнены по независящим от ответчика обстоятельствам. После завершения кадастровых работ и получении необходимых документов, МУП «Водоканал» вновь обратиться с соответствующим заявлением в Комитет.

      Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

      Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.

В силу ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 1 ст. 39 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В каждом из трех поясов, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункты 1.2, 1.5).

В пункте 3.2.2 раздела III СанПиН 2.1.4.1110-02 приведены мероприятия на территории зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения пол второму и третьему поясам.

Пунктом 3.2.2.2 предусмотрено, что бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Абзац 1 пункта 3.2.2.4 запрещает размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Целью мероприятий, предусмотренных указанным пунктом, является сохранение постоянства природного состава воды в водном заборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.

Статьей 18 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. Так, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Химическое загрязнение согласно пункту 6.15 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года № 607-ст; определяется как загрязнение окружающей среды, формирующее в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающие фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени.

Это могут быть химические соединения и элементы (в особенности тяжелые металлы), нефть и нефтепродукты, пестициды, минеральные и органические удобрения, бытовые отходы и различные виды мусора, выхлопы автомобильной и другой техники, радиоактивные вещества, сточные воды и биологические элементы, выбрасываемые в окружающую среду животноводческой отраслью и пр.

При этом, под другими объектам и, обусловливающими опасность химического загрязнения подземных вод, следует понимать объекты, которые оказывают или могут оказать влияние на качество питьевой воды источника питьевого водоснабжения. При этом перечень данных объектов не может быть закрытым, поскольку в каждом конкретном случае отнесение объекта к обусловливающим опасность химического загрязнения подземных вод зависит от его влияния на качество питьевой воды источника питьевого водоснабжения.

Абзац 2 пункта 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 допускает размещение таких объектов в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно - эпидемиологического заключения центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.

     Согласно п. 3 ст. 18 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

    Под санитарно-эпидемиологическим заключением понимается документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств (ст. 1 Закона).

Указанные предписания нормативно-правовых актов направлены на охрану источников водоснабжения, так как согласно п. 1 ст. 19 Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Из материалов дела следует, что Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области была проведена проверка по доводам обращения Балакина М.А., в ходе которой установлено следующее (оборотная сторона л.д. 12-16).

Экспертной комиссией Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области проведена государственная экологическая экспертиза, по итогам которой выдано заключение № 108 от 24.11.1998 года на рабочий проект «Модульная автозаправочная станция в районе трикотажной фабрики в г. Урюпинск» (в настоящее время адрес <адрес>).

Согласно рабочему проекту, участок под строительство автозаправочной станции (далее – АЗС № 3) расположен в районе трикотажной фабрики г. Урюпинск, за вторым поясом зоны санитарной охраны водозабора, расположенного на расстоянии 130 м. от площадки АЗС № 3. Резервуарный парк АЗС № 3 вместимостью 30 м. Размещение емкостей наземное.

Актом государственной приемочной комиссии от 29.09.1998 года принят в эксплуатацию законченный строительством объект – АСЗС № 3, расположенная по указанному адресу. На основании договора от 28.12.1998 года ООО «ДЭНИ» продало здание АЗС №3 ИП Эзергайль А.А..

15.04.2004 года между администрацией г. Урюпинска и ИП Эзергайль А.А. заключен договор купли-продажи земельного участка под АЗС №3, общей площадью 2081 кв.м. с кадастровым номером 34:38:020301:34.

Эзергайль А.А. зарегистрировал в установленном порядке права собственности на здание автозаправочной станции и земельный участок под ним.

09.01.2018 года ИП Эзергайль Е.А. (арендодатель, родной сын Эзергайль А.А.) заключен с ООО «Рябина Ойл» в лице генерального директора Эзергайль А.А. договор № 2 аренды недвижимого имущества на срок менее 1 года, по которому арендодатель передал арендатору в том числе АЗС №3 по адресу: <адрес> для мелкооптовой торговли и розничной торговли жидким моторным топливом. Торговли продовольственными и непродовольственными товарами.

Источником водоснабжения г. Урюпинск служат артезианские скважины, в том числе № 03539, которая расположена на окраине г. Урюпинск (на расстоянии 116 метров от границ земельного участка под АЗ № 3). Скважина пробурена в 1987 году.

На основании договора о закреплении за МУП «Водоканал» муниципального имущества от 29.08.2007 года № 9-хв, в том числе скважина № 03539 передана МУП «Водоканал» в хозяйственное ведение.

Во исполнение предписания № 91 от 14.03.2006 года, выданного ТО ТУ «Роспотребнадзора в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевском районах», администрацией г. Урюпинск (заказчик) с ООО «Регионгазстрой» (исполнитель) заключен муниципальный контракт № 20/10-ЗСО, по итогам которого 01.12.2010 года подготовлена проектная документация на зоны санитарной охраны артезианской скважины № 03539, используемой для питьевого водоснабжения г Урюпинск, получившая положительное заключение от 14.12.2010 № 05/11-01-15693-10 о соответствии проекта санитарным правилам и нормам. Согласно проектной документации, для скважины № 03539 радиус зоны санитарной охраны первого пояса составляет 50 метров, второго пояса – 175 метров, третьего пояса – 836 метров.

Проведенной Урюпинской межрайонной прокуратурой     проверкой с выходом на место, в привлечением к проверке представителей ООО «Рябина Ойл», начальника отдела архитектуры, градостроительства и землеустройства администрации городского округа г. Урюпинск, главного инженера и сотрудников МУП «Водоканал» г. Урюпинск, специалиста-эксперта ТО ТУ Роспотребнадзора в г. Урюпинске, Урюпинском, Нехаевском, Новониколаевком районах, инженера МАУ «Проектно-архитектурное бюро» и государственного инспектора в области окружающей среды Облкомприроды установлено следующее.

Четыре резервуара на территории АЗС №3 закопаны в землю на участке местности огражденном по периметру также закопаны в землю бетонными плитами.

Проведенные в рамках выездной проверки, с использованием поверенного измерительного прибора, измерения показали, что расстояние от оголовка скважины № 03539 до границы земельного участка АЗС №3 обозначенной на местности металлическим ограждением составляет 116 метров, и от границы участка в точке замера до емкостей с находящимися в них жидким моторным топливом под номерами 1, 2, 3, 4 составило 24, 26, 29 и 31,2 метра соответственно, в общей сумме по каждой из емкостей от оголовка скважины равно 140, 142, 145, 147,2 метра.

Как показала проведенная межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов выездная проверка, а также изучение документации, в том числе технического паспорта АЗС №3, составленного по состоянию на 20.08.2009 года, объемы и параметры хранения жидкого моторного топлива претерпели изменения по сравнению с проектом «Модульная автозаправочная станция в районе трикотажной фабрики в г. Урюпинск», получившем в 1998 году положительное заключение экологической экспертизы.

Кроме того, с учетом утверждения в установленном законодательством порядке зон санитарной охраны артезианской скважины № 03539, земельный участок с кадастровым номером 34:38:020301:34 и расположенные на нем четыре резервуара для хранения жидкого моторного топлива полностью входят в границы второго пояса зоны санитарной охраны, что является недопустимым согласно требованиям действующего в настоящее время законодательства.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 21.12.2018 года (оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 05.03.2019 года) производство по административному делу в отношении ООО «Рябина Ойл» прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ (л.д. 21-26).

Судом было установлено, что органом исполнительной власти Волгоградской области по установлению, изменению, прекращению существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Волгоградской области является Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

При этом проект зоны санитарно-защитной охраны в отношении артезианской скважины № 03539 в г. Урюпинск Волгоградской области на утверждение не поступали и Комитетом не утверждался.

При разработке проекта ЗСО в отношении артезианской скважины № 03539 при обосновании границ первого, второго и третьего поясов ЗСО указано об отсутствии во втором и третьем поясах объектов, представляющих опасность для бактериального и химического загрязнения подземных вод.

Изложенное по мнению суда не позволило ООО «Рябина Ойл» соблюсти санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации АЗС №3 в г. Урюпинске Волгоградской области, так и выполнить комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды в отношении указанного источника водоснабжения.

15.02.2019 года Урюпинской межрайонной прокуратурой в адрес МУП «Водоканал» было вынесено представление (л.д. 27-28) с требованием принять меры, направленные на приведение проекта ЗСО в отношении артезианской скважины № 03539 в соответствие с требованиями законодательства, а также на установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В ответ на представление МУП «Водоканал» письмом от 29.03.2019 года информировало Урюпинскую межрайонную прокуратуру о планируемых мероприятиях по зоне санитарной охраны артезианской скважины № 03539, используемой ранее для питьевого водоснабжения г. Урюпинск Волгоградской области (л.д. 29-30).

В частности, во избежание попадания опасных веществ в артезианскую скважину № 03539, используемую для питьевого водоснабжения г. Урюпинск Волгоградской области от АЗС № 3, предприятие приостановило ее работу и использование. По настоящее время работа указанной скважины не возобновлена (л.д. 31).

28.03.2019 года между МУП «Водоканал» и ООО «Экоэнергопроект» заключен договор № 340 на разработку проекта зоны санитарной охраны скважины, в том числе предусматривающий проведение исполнителем экспертизы проекта в аккредитованном органе и согласование проекта с территориальным органом Роспотребнадзора. Календарным планом выполнения работ предусмотрена разработка проекта в срок не более 30 рабочих дней с момента перечисления аванса, экспертиза и согласование проекта в срок не более 100 календарных дней. Платежным поручением от 04.04.2019 года МУП «Водоканал» перечислило аванс на выполнение работ. Таким образом, ООО «Экоэнергопроект» подготовка проекта должна быть завершена в срок до 23.05.2019 года, проведение экспертизы и согласование проекта – до 02.08.2019 года. Согласно экспертному заключению ООО «Атон-экобезопасность и охрана труда» от 20.12.2019 года основанием проведения экспертизы является заявка ООО «Экоэнергопроект» от 12.12.2019 года (л.д.32).

06.02.2020 года Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта требованиям законодательства (л.д. 33).

В проекте установлены следующие размеры 1-го, 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны артезианской скважины, а именно 1-й пояс – 30 метров, от устья скважины, 2-й пояс- 96,7 метров от устья скважины, 3-й пояс – 967 метров от устья скважины. Следовательно, объект, на который в своем обращении указывает Балакин М.А. находится в первой и второй зоне санитарной охраны скважины.

22.03.2019 года между МУП «Водоканал» и ООО «Архитектурно-проектное производственное бюро» заключен договор № 24 на выполнение кадастровых работ по описанию местоположения границ зоны санитарной охраны объекта. Согласно п. 1.1, 3.3 договора исполнитель обязуется выполнить работы в течение 30 рабочих дней после поступления заявки заказчика. Результаты работы по указанному договору МУП «Водоканал» не использовались.

В связи с необходимостью исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, на котором расположена указанная скважина, муниципальным предприятием заключен договор № 19-179 от 11.06.2019 года с ООО «Землемер» по выполнению кадастровых работ в отношении водовода со скважинами в пойме реки «Хопер». С имеющимся проектом, экспертным заключением, и установленными местоположениями зоны МУП «Водоканал» необходимо обратиться в Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области для установления зоны санитарной охраны артезианской скважины № 03539.

Согласно дополнительной информации МУП «Водоканал» от 11.11.2020 года № 978 для завершения работ по выполнению кадастровых работ в отношении водовода со скважинами в пойме реки «Хопер» (в том числе по артезианской скважине № 03539) необходимо помимо межевания и установления границ земельных участков непосредственно под скважинами установление границ и соседствующих участков, для чего необходимо провести дополнительный объем работ. Для реализации данных работ принято решение о составлении между сторонами (МУП «Водоканал» и ООО «Землемер») дополнительного соглашения после предоставления от ООО «Землемер» сметы на дополнительные расходы по договору.

В связи с длительным неисполнением договора 11.11.2020 года межрайонной прокуратурой директору МУП «Водоканал» внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства.

До настоящего времени указанная кадастровая ошибка не исправлена, что используется МУП «Водоканал» для обоснования невозможности установления зоны санитарной охраны объекта. Что в свою очередь свидетельствует о ненадлежащем исполнении МУП «Водоканал» требований представления прокуратуры от 15.02.2019 года, муниципальным предприятием затягиваются сроки установления зоны санитарной охраны скважины, в результате чего на протяжении около 2 лет эксплуатация объекта питьевого водоснабжения приостановлена.

      В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

      Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению обязанности, а именно: обратиться в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с заявлением об установлении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианской скважины № 03539, с приложением к заявлению документов: документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости); проекта, разработанного в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии представленного проект санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.1.4.1110-02), выданного Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.10.2000 года № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»; подготовленных в электронной форме текстовым и графическим описание местоположения границ зон санитарной охраны, перечнем координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости, установив срок - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

      Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для устранения ответчиком нарушения требований законодательства.

      Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

      исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к МУП «Водоканал» о понуждении к исполнению обязанности, – удовлетворить.

      Обязать МУП «Водоканал» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с заявлением об установлении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения артезианской скважины № 03539, с приложением к заявлению документов: документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Заявителя (при необходимости); проекта, разработанного в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии представленного проект санитарным правилам и нормам (СанПиН 2.1.4.1110-02), выданного Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.10.2000 года № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами Госсанэпиднадзора»; подготовленных в электронной форме текстовым и графическим описание местоположения границ зон санитарной охраны, перечнем координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленных для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Судья                                                                                          И.Н. Савченко

2-838/2021 ~ М-704/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Урюпинский межрайонный прокурор
Ответчики
МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство"
Суд
Урюпинский городской суд Волгоградской области
Судья
Савченко Ирина Николаевна
Дело на странице суда
urup--vol.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2021Подготовка дела (собеседование)
05.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Дело оформлено
30.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее