Судья Ланшаков С.В. дело № 21-325/12 г.
РЕШЕНИЕ
17 октября 2012 года г. Сыктывкар
Судья Верховного суда Республики Коми Тебенькова Л.Г., при секретаре Забоевой Н.Ю., рассмотрев жалобу Шмелева И.Ф. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, по которому
Постановление должностного лица территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 10.07.2012 г. № 52 о привлечении Шмелева И.Ф. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба Шмелева И.Ф. - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя Братковской Т.И., действующей в интересах Шмелева И.Ф., представителя Киприянова А.С., действующего в интересах ТО Печорского Управления Ростехнадзора,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора от 10.07.2012 г. № 52 Шмелев И.Ф., являясь должностным лицом, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, Шмелев И.Ф. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой о его отмене.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.09.2012 постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба Шмелева И.Ф. - без удовлетворения.
В жалобе, поступившей в Верховный суд Республики Коми, Шмелев И.Ф. просит отменить постановление административного органа и решение судьи как незаконные. В обоснование жалобы ссылается на нарушения процессуальных требований при проведении внеплановой проверки и на отсутствие доказательств его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, оснований для отмены постановления административного органа и решения судьи не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Приложения N 1 относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, транспортируются, хранятся, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
Положения ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ предусматривают обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Положения ст. 10 ФЗ №116-ФЗ предусматривают требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В целях предупреждения аварий на опасных производственных объектах, случаев производственного травматизма, обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий, приведенная норма и Постановление Госгортехнадзора от 18 октября 2002 г. N 61-А "Об утверждении Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливают обязанность эксплуатирующей организации планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий техногенных аварий.
Функция планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах реализуется путем составления эксплуатирующими организациями плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций.
В ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору внеплановой выездной проверки ООО «...» в соответствии с распоряжением и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора от 22.06.2012 г. N 45-Л, с целью оценки возможности выполнения указанным обществом как соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, были выявлены следующие нарушения требований промышленной безопасности в деятельности общества: в нарушение ст. 10 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не разработан и не утвержден план локализации и ликвидации аварийных ситуаций для опасного производственного объекта «Участок транспортирования опасных веществ». Наличие указанного плана является одним из условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, в связи с чем является необоснованным довод жалобы о том, что проверка наличия плана не относится к предмету внеплановой проверки соискателя лицензии.
Данное нарушение допущено должностным лицом ... ООО «...» Шмелевым И.Ф., который в нарушение должностной инструкции, не обеспечил разработку и утверждение план локализации и ликвидации аварийных ситуаций для опасного производственного объекта «...».
Факт совершения и виновность Шмелева И.Ф. как должностного лица в инкриминируемом ему правонарушении установлены на основе доказательств, имеющихся в материалах дела, получивших оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе. должностной инструкций ... ООО «...», актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ г №, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости устранить выявленное нарушение, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установлено, что невыполнение должностным лицом Шмелевым И.Ф. своих должностных обязанностей повлекло за собой нарушение требований промышленной безопасности в деятельности общества, в связи с чем он обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что нарушена процедура проведения внеплановой проверки, противоречит требованиям закона и фактическим обстоятельствам.
Статья 10 ФЗ от 26.12.2008 г № 294 –ФЗ предусматривает, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г № 454 утверждено Положение «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», в соответствии с которым проведение лицензионного контроля осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных федеральными законами "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (п. 12).
Статья 19 ч. 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусматривает, что в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Федерального закона, лицензирующим органом проводятся документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Из материалов административного дела следует, что внеплановая проверка проведена на основании распоряжения и.о. руководителя контролирующего органа от 22 июня 2012 г., в котором имеется указание на период проверки и предмет проверочным мероприятий. Копия распоряжения была направлена в ООО «...» и получена генеральным директором общества ФИО7 25.06.2012 г. Действующее законодательство не требует предварительного согласования с органами прокуратуры по проведению внеплановой проверки в отношении соискателя лицензии.
Наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на взрывоопасных и производственных объектах является обязательным условием для осуществления эксплуатации взрывоопасного объекта.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении административным органом и судом не допущено.
Рассматривая дело по существу, судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в решении. Все предъявленные доказательства были оценены судьей в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Шмелева И.Ф. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и обоснованным.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, личности виновного, в установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, полномочным лицом.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа и решение судьи являются законными, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 сентября 2012 года оставить без изменения, жалобу Шмелева И.Ф. - без удовлетворения.
Судья
Л.Г.Тебенькова