Дело ***
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
*** «14» декабря 2018 года
*** районный суд *** в составе председательствующего судьи Брусина А.М. с участием:
государственного обвинителя – прокурора отдела прокуратуры *** А,
подсудимого Слупицкого С.В., его защитника – адвоката ***,
представителя потерпевшего Министерства финансов *** Б-1, представителя потерпевшего филиала в *** областях ПАО «Т» П-1,
при секретаре ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Слупицкого С.В., ***, ранее не судимого,-
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ,
установил:
Слупицкий С.В. на основании приказа ***-к от *** департамента экономического развития и торговли *** с *** назначен на должность директора государственного областного автономного учреждения «Агентство развития ***» (далее - ГОАУ «А», Учреждение), находящегося по юридическому адресу: ***».
На основании распоряжения Правительства *** области *** было создано ГОАУ «А». С момента создания ГОАУ «А» органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя данного Учреждения, являлся департамент экономического развития ***. Распоряжением Правительства *** области от *** функции и полномочия учредителя ГОАУ «А» переданы комитету инновационных и информационных технологий Новгородской области.
Согласно Уставу ГОАУ «А» от ***, утвержденному приказом департамента экономического развития и торговли *** от *** *** (далее - Устав ГОАУ «А»), должностной инструкции от ***, утвержденной руководителем департамента экономического развития и торговли *** Б, и заключенному с ним трудовому договору от ***, Слупицкий С.В. являлся директором ГОАУ «А», который был уполномочен осуществлять текущее руководство деятельностью Учреждения, организовывать работу Учреждения, действовать от имени Учреждения без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершать сделки от его имени, заключать договоры, в том числе трудовые, применять к работникам Учреждения меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции издавать приказы и давать указания, обязательные для всех работников Учреждения.
В соответствии с п. 7 Устава ГОАУ «А» директор Учреждения обязан: обеспечивать выполнения задания, установленного Учредителем, и осуществлять иные полномочия, отнесенные федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом и трудовым договором к его компетенции, обеспечивать соблюдение Учреждением целей, в интересах которых оно создано, обеспечивать своевременное и качественное выполнение договоров, соглашений и иных обязательств Учреждения, представлять отчетность о работе Учреждения в порядке и сроки, установленные законодательством, подавать предложения Наблюдательному совету Учреждения о совершении крупных сделок, о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность.
В соответствии с п. 7.6. Устава ГОАУ «А» директор Учреждения несет ответственность за нецелевое использование средств областного бюджета, совершение крупной сделки с нарушением ценового критерия или при отсутствии предварительного одобрения Наблюдательного совета Учреждения в размере причиненных Учреждению убытков независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, обязан руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, Уставом *** области, областными законами и постановлениями *** Думы, постановлениями и распоряжениями Правительства *** области, Трудовым кодексом Российской Федерации, Уставом Учреждения и должностной инструкцией.
Слупицкий С.В., являясь должностным лицом, наделенным в период с *** по *** организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в ГОАУ «А», а именно: действовать от имени Учреждения без доверенности, в том числе представлять его интересы и совершать сделки от его имени, заключать договоры, заведомо зная об отсутствии государственного задания, утвержденного учредителем ГОАУ «А» - комитетом инновационных и информационных технологий ***, на *** годы на создание системы фотовидеофиксации на территории ***, отсутствии должного бюджетного финансирования и отсутствии лимитов бюджетных обязательств на создание системы фотовидеофиксации на территории ***, не предусмотренных на эти цели Областным законом от *** ***-ОЗ «Об областном бюджете на *** и плановый период ***», принятым Постановлением *** областной Думы от *** *** ОД, явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде незаконного расходования бюджетных средств и желая их наступления, из корыстной и иной личной заинтересованности, опасаясь увольнения с должности директора ГОАУ «А» и потери дохода в виде заработной платы от имени ГОАУ «А», совершил незаконные действия, направленные на заключение договора на создание аппаратно-программного комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием средств фотовидеофиксации в *** (далее – АПК ФВФ ПДД в ***), а именно:
Согласно п. 2.5 Устава ГОАУ «А» (в редакции Устава ГОАУ «А» от ***) Учреждение выполняет государственные задания, установленные учредителем в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом деятельностью.
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 4 ФЗ «Об автономных учреждениях» государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение указанной деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Согласно п. 8.8. Устава ГОАУ «А» государственное задание на очередной финансовый год и на плановый период для Учреждения формирует и утверждает Учредитель. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
В рамках выполнения государственных заданий на *** год и плановый период *** годов, утвержденных *** председателем комитета инновационных и информационных технологий *** К, Учреждению разделом 13 утверждена государственная работа «Проведение организационных мероприятий по созданию фотовидеофиксации на территории ***», которой предусмотрено следующее: освоение технического задания, подготовка документации, необходимой для установки оборудования, проведение закупки в соответствии с действующим законодательством, подготовка объектов для установки оборудования и его подключение к общей сети наблюдения.
Таким образом, ГОАУ «А» согласно государственным заданиям на *** год и плановый период *** годов, утвержденным *** председателем комитета инновационных и информационных технологий *** К, наделено полномочиями по проведению организационных мероприятий по созданию фотовидеофиксации на территории ***, но не по заключению договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***. Финансовое обеспечение на выполнение данных государственных заданий не было выделено бюджетом *** на *** годы.
В соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) в бюджетах субъектов Российской Федерации автономным учреждениям могут предусматриваться субсидии на осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности в соответствии с решениями, принятыми в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1. Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности *** за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства *** области от *** *** «Об утверждении правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности *** за счет средств областного бюджета», субсидии на капитальные вложения предоставляются организациям в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке получателю средств областного бюджета на цели предоставления субсидий.
Согласно пункту 3.2. Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности *** за счет средств областного бюджета, предоставление субсидии на капитальные вложения осуществляется в соответствии с соглашением, заключенным между исполнительным органом государственной власти *** как получателем средств областного бюджета, предоставляющим субсидию на капитальные вложения, и организацией.
Однако соглашений о предоставлении субсидий на финансирование мероприятий по созданию системы фотовидеофиксации на территории *** с ГОАУ «А» в период с *** года не заключалось, обращений учредителя ГОАУ «А» - комитета инновационных и информационных технологий *** в департамент экономического развития *** о включении расходов на финансирование мероприятий по созданию системы фотовидеофиксации на территории *** не поступало. В связи с этим бюджетное финансирование в *** годах на реализацию данного проекта не предусматривалось и, соответственно, не выделялось.
*** Слупицкий С.В., находясь на территории ***, в единой информационной системе в сфере закупок (адрес в сети Интернет ***) опубликовал извещение о проведении ГОАУ «А» закупки *** в форме открытого конкурса на право заключения договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***. *** на территории *** с целью получения одобрения крупной сделки Наблюдательным советом ГОАУ «А» на заключение договора на создание АПК ФВФ ПДД в *** было проведено заседание Наблюдательного совета ГОАУ «А». Согласно протоколу *** на данном заседании Наблюдательного совета ГОАУ «А» присутствовали 7 человек, из них 6 членов Наблюдательного совета и 1 приглашенный, которым являлся директор ГОАУ «А» Слупицкий С.В.
Одним из вопросов данного заседания являлось рассмотрение предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки, а именно о заключении договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от *** № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Заключение ГОАУ «А» договора на создание АПК ФВФ ПДД в *** является крупной сделкой, так как превышает десять процентов балансовой стоимости активов данного Учреждения, т.к. по состоянию на *** балансовая стоимость активов ГОАУ «А» составляла 36 611 030 рублей 00 копеек.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «Об автономных учреждениях» крупная сделка совершается с предварительного одобрения Наблюдательного совета автономного учреждения. В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об автономных учреждениях», разделом 6 Устава Учреждения и на основании приказа комитета инновационных и информационных технологий *** от *** *** был образован Наблюдательный совет ГОАУ «А», в состав которого входили 6 членов, в том числе и председатель Наблюдательного совета, которым являлся председатель комитета инновационных и информационных технологий *** К В соответствии с п. 7 ст. 11 ФЗ «Об автономных учреждениях» и согласно п. 6.21 Устава ГОАУ «А», предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета автономного учреждения.
Согласно протоколу заседания Наблюдательного совета от ***. *** «за» предварительное одобрение крупной сделки проголосовали 3 члена Наблюдательного совета, «против» проголосовали 2 члена наблюдательного совета, «воздержался» один член наблюдательного совета, в том числе голосовал Слупицкий С.В., который не являлся членом Наблюдательного совета ГОАУ «А» и не имел права голоса при принятии решений Наблюдательным советом ГОАУ «А», так как согласно п. 4 ст. 10 ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 6.5. Устава Учреждения членами Наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть руководитель автономного учреждения и его заместители. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса, а не с правом голоса при принятии решений Наблюдательным советом. Так как Слупицкий С.В. не являлся членом Наблюдательного совета ГОАУ «А» и не имел права голоса при принятии решений Наблюдательным советом ГОАУ «А», согласно данному протоколу за одобрение крупной сделки проголосовали 3 из 6 членов Наблюдательного совета, то есть менее чем две трети голосов, что противоречит п. 7 ст. 11 и п. 1 ст. 15 ФЗ «Об автономных учреждениях».
Директор ГОАУ «А» Слупицкий С.В. ***, находясь на территории ***, действуя в нарушение п. 4 ст. 10 ФЗ «Об автономных учреждениях» и п. 6.5. Устава Учреждения, достоверно зная, что не является членом Наблюдательного совета ГОАУ «А», не имея права голоса при принятии решений Наблюдательным советом ГОАУ «А», явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде незаконного расходования бюджетных средств и желая их наступления, из корыстной и иной личной заинтересованности, опасаясь увольнения с должности директора ГОАУ «А» и потери дохода в виде заработной платы от имени ГОАУ «А» с целью получения одобрения крупной сделки Наблюдательным советом ГОАУ «А», а именно заключения договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***, незаконно проголосовал за предварительное одобрение крупной сделки, что привело к принятию незаконного решения об одобрении крупной сделки.
Согласно протоколу ***-ОК рассмотрения заявок председателем конкурсной комиссии Слупицким С.В. и членами конкурсной комиссии Л, С, на участие в открытом конкурсе *** от *** единственным участником (победителем) по лоту *** «предоставление услуг по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию профессиональной радио-, телевизионной, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и видеоаппаратуры» признано Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Р» (далее - ОАО «Р»).
На основании данного протокола директор ГОАУ «А» Слупицкий С.В. ***, находясь в здании Администрации *** области, расположенном по адресу: *** имея умысел на совершение действий, направленных на заключение договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***, с целью сохранения занимаемой должности директора ГОАУ «А» и получения заработной платы, заведомо зная об отсутствии государственного задания, утвержденного учредителем ГОАУ «А» - комитетом инновационных и информационных технологий ***, на *** года на создание системы фотовидеофиксации на территории ***, отсутствии бюджетного финансирования и отсутствии лимитов бюджетных обязательств на создание системы фотовидеофиксации на территории ***, не предусмотренных на эти цели Областным законом от *** ***-ОЗ «Об областном бюджете на *** год и плановый период *** годов», принятым Постановлением *** областной Думы от *** *** ОД, явно выходя за пределы своих полномочий, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде незаконного расходования бюджетных средств и желая их наступления, из корыстной и иной личной заинтересованности, опасаясь увольнения с должности директора ГОАУ «А» и потери дохода в виде заработной платы от имени ГОАУ «А», незаконно подписал договор *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в *** с ОАО «Р» в лице директора филиала в *** и *** областях П на сумму 733 422 967 рублей 30 копеек, согласно которому ОАО «Р» обязуется выполнить комплекс работ по созданию АПК ФВФ ПДД в ***, а ГОАУ «А» в лице директора ГОАУ «А» Слупицкого С.В. принять у ОАО «Р» выполненные работы и произвести их оплату на основании подписанных сторонами актов сдачи-приемки работ (формы КС-2), справок о стоимости выполненных работ (формы КС-3).
В продолжение своего преступного умысла, направленного на совершение незаконных действий, направленных на заключение договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***, с целью сохранения занимаемой должности директора ГОАУ «А» и получения заработной платы, Слупицкий С.В., находясь в здании Администрации *** области, расположенном по адресу: *** явно выходя за пределы своих полномочий, *** подписал дополнительное соглашение к договору *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в ***; *** подписал дополнительное соглашение к договору *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в ***; *** подписал дополнительное соглашение к договору *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в ***; *** подписал дополнительное соглашение к договору *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в ***. Согласно дополнительному соглашению от *** к договору *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в ***, оплата выполненных работ производится, начиная *** года, при наличии в бюджете *** средств, поступивших от уплаты административных штрафов за нарушения правил дорожного движения.
Слупицкий С.В., незаконно подписав договор *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в *** с ОАО «Р» на сумму 733 422 967 рублей 30 копеек, согласно которому ОАО «Р» обязуется выполнить комплекс работ по созданию АПК ФВФ ПДД в ***, а ГОАУ «А» в лице директора ГОАУ «А» Слупицкого С.В. - принять у ОАО «Р» выполненные работы и произвести их оплату на основании подписанных сторонами актов сдачи-приемки работ (формы КС-2), справок о стоимости выполненных работ (формы КС-3), в последующем с целью сохранения занимаемой должности директора ГОАУ «А» и получения заработной платы, в период с *** по *** принял работы, выполненные ОАО «Р», путем подписания актов сдачи-приемки работ (формы КС-2), справок о стоимости выполненных работ (формы КС-3), а именно:
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Разработка проектно-сметной документации 1-й и 2-й пусковых очередей» от *** на сумму 8 059 365,00 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Разработка проектно- сметной документации 1-й и 2-й пусковых очередей» от *** на сумму 8 059 365,00 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Разработка рабочей документации 1-й и 2-й пусковых очередей» от 29.12.2015 на сумму 12 089 048,78 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Разработка рабочей документации 1-й и 2-й пусковых очередей» от 29.12.2015 на сумму 12 089 048,78 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) от *** на сумму 2 259 511,66 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Экспертиза проектно- сметной документации» от *** на сумму 2 259 511,66 рублей;
акт выполненных работ *** «Запуск МЦОД и активного оборудования» от *** на сумму 306 666 666,67 рублей;
сублицензионное соглашение от *** к договору 2026716 от *** с приложением на сумму 9 935 558,86 рублей;
акт *** приема-передачи лицензии от *** договор *** от *** на сумму 9 935 558,39 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Запуск МЦОД и активного оборудования» от *** на сумму 296 731 107,81 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Фундаментная плита по МЦОД» от *** на сумму 765 035,60 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Приобретение и монтаж активного оборудования МЦОД» от 31.12.2015 на сумму 159 811 407,34 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Приобретение и монтаж активного оборудования МЦОД» от 31.12.2015 на сумму 124 179 071,42 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Инфраструктура размещения МЦОДА, внутренний двор. Инженерные системы безопасности» от *** на сумму 2 804 277,08 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Пусконаладочные работы. Инженерные системы МЦОД» от *** на сумму 1 332 652,58 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Пусконаладочные работы активного оборудования МЦОД» от *** на сумму 1 037 584.81 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Фундаментная плита под ДГУ» от *** на сумму 234 082,74 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Монтаж ДГУ МЦОД, стоимость ДГУ» от *** на сумму 3 754 815,22 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Объекты энергетического хозяйства. ДГУ МЦОД. Пусконаладочные работы» от *** на 348 861,81 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Инфраструктура для размещения МЦОД. Объекты энергетического хозяйства. Внутриплощадочные сети электроснабжения» от *** на сумму 513 217,29 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Объекты энергетического хозяйства МЦОД. Внутриплощадные сети электроснабжения. Пусконаладочные работы» от *** на сумму 11 012,67 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Благоустройство территории МЦОД» от *** на сумму 1 752 324,00 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «оборудование и монтаж комплексов «ДОЗОР-М» от *** на сумму 2 070 460,57 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «пусконаладочные работы «ДОЗОР-М» от *** на сумму 216 402,99 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «оборудование и монтажные работы «ДОЗОР-М» от *** на сумму 1 854 057,58 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Скорость (город)» от *** на сумму 15 000 000,02 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 15 000 000,02 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-З) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Скорость» (город)» от *** на сумму 4 552 610,27 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей "Скорость" (город)» от *** на сумму 4 552 610,27 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 60 979 584,34 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 60 979 584,34 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 13 215 324,67 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 13 215 324,67 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 10 260 377,15 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка оборудования фотофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 10 260 377,15 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) от *** на сумму 31 480 033,69 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «эксплуатация и техническая поддержка созданного нового АПК ФВФ» от *** на сумму 23 852 061,35 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «ДОЗОР, эксплуатация» от *** на сумму 1 650 260,47 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Эксплуатация, дооснащение существующего АПК» от *** 5 на сумму 5 628 545,10 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «отправка постановлений ПДД» от *** на сумму 349 166,77 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Закупка и СМР оборудования ЦОД ЦАФАП» от *** на сумму 10 081 832,75 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка и СМР оборудования ЦОД ЦАФАП» от *** на сумму 10 060 736,01 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка и СМР оборудования ЦОД ЦАФАП» от *** на сумму 21 096,74 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «Закупка и СМР оборудования ЦОД ЦАФАП» от *** на сумму 15 978 760,00 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка и СМР оборудования ЦОД ЦАФАП» от *** на сумму 15 978 760,00 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «оборудование и СМР ЦАФАП» от *** на сумму 13 841 631,60 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «монтажные работы оборудования ЦАФАП» от *** на сумму 4 626 387,51 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «оборудование ЦОД ЦАФАП» от *** на сумму 2 423 721,5 1 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «оборудование и пусконаладочные работы ЦАФАП» от *** на сумму 4 474 933,03 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «пусконаладочные работы ЦАФАП» от *** на сумму 1 867 664,36 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «обучение персонала» от *** на сумму 448 925,10 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Скорость» (город)» от *** на сумму 1 807 841, 20 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Скорость» (город)» от *** на сумму 1 066 327,46 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Скорость» (город)» от *** на сумму 245 742,40 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Скорость» (город)» от *** на сумму 495 771,34 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Перекресток» от *** на 24 924 949,65 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 20 092 719,52 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 588 182,89 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «СМР и ПНР фотовидеофиксации рубежей «Перекресток» от *** на сумму 4 244 047,24 рублей;
справка ***(2) о стоимости выполненных работ (КС-3) «2-й пусковой комплекс. Подсистема защиты информации» от *** на сумму 8 126 801,75 рублей;
акт ***(2) о приемке выполненных работ (КС-2) «2-й пусковой комплекс. Подсистема защиты информации» от 20.11.2015 на сумму 6 084 693,10 рублей;
акт ***(2) о приемке выполненных работ (КС-2) «2-й пусковой комплекс. Подсистема защиты информации» от 20.11.2015 на сумму 812 940,79 рублей;
акт ***(2) о приемке выполненных работ (КС-2) «2-й пусковой комплекс. Подсистема защиты информации» от 20.11.2015 на сумму 1 229 167,86 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «ЦАФАП. Формирование и отправка постановлений» от *** на сумму 297 733,33 рублей;
справка ***(3) о стоимости выполненных работ (КС-3) «Поставка оборудования подсистемы информационной безопасности третьей пусковой очереди АПК ФВФ ПДД» от *** на сумму 5 534 752,35 рублей;
акт ***(3) о приемке выполненных работ (КС-2) «Поставка оборудования подсистемы информационной безопасности третьей пусковой очереди АПК ФВФ ПДД» от *** на сумму 5 534 752,35 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) от *** на сумму 59 098 275,84 рублей;
акт *** о приемке выполненных работ (КС-2) «Закупка оборудования фотовидеофиксации рубежей «Скорость» (область)» от *** на 59 098 275,84 рублей;
справка *** о стоимости выполненных работ (КС-3) от *** на сумму 61 582 207, 22 рублей.
Таким образом, ОАО «Р» выполнило работы по договору *** на создание АПК ФВФ ПДД в *** на сумму 667 907 768,51 рубль, которые были приняты директором ГОАУ «А» Слупицким С.В. Слупицкий С.В. в нарушение п. 3 ст. 219 БК РФ, согласно которому получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, *** заключил от имени ГОАУ «А» договор *** на создание АПК ФВФ ПДД в *** с ОАО «Р» на сумму 733 422 967 рублей 30 копеек. Согласно п. 3.6 договора (в редакции дополнительных соглашений к договору *** от *** и *** от ***) оплата выполненных работ производится ГОАУ «А» при наличии в бюджете *** средств, поступивших от уплаты административных штрафов за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных АПК ФВФ ПДД в ***, но не выше цены договора.
Согласно п. 1.1 договора от *** *** на создание АПК ФВФ ПДД предметом договора является выполнение комплекса работ по созданию аппаратно-программного комплекса автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием средств фотовидеофиксации в ***, что является капитальным вложением, а не текущими расходами учреждения. Однако в Областном законе от *** ***-ОЗ «Об областном бюджете на *** год и плановый период *** годов», принятом Постановлением *** Думы от *** *** ОД, денежные средства на оплату выполненных работ по договору *** от *** не предусмотрены.
Согласно п. 2.1. Устава ГОАУ «А» предметом деятельности Учреждения является сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории *** в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сфер экономики ***. Согласно п. 2.2. Устава ГОАУ «А» (в редакции Устава ГОАУ «А» от ***) целями данного Учреждения является поиск, привлечение, продвижение и сопровождение инвестиционных проектов в *** с целью развития сфер науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также иных сфер экономики ***, организация и проведение исследований по различным направлениям социально-экономического развития ***, обеспечение реализации на территории области проектов и планов развития науки и инновационной деятельности, расширение связей между наукой и производством, содействие развитию наукоемких отраслей экономики области, реализация мероприятий по привлечению инвестиций в области инновационной и научно-технической деятельности.
Согласно п. 3.1. Устава ГОАУ «А» Учреждение имеет право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и предмету деятельности учреждения. Таким образом, создание АПК ФВФ ПДД в *** не является инвестиционным проектом ГОАУ «А», так как договором *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в *** оплата по договору предусматривалась при наличии в бюджете *** средств, поступивших от уплаты административных штрафов за нарушение правил дорожного движения. Согласно Уставу ГОАУ «А» в предмет и цели деятельности ГОАУ «А» не входят полномочия Учреждения по созданию АПК ФВФ ПДД в ***.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Заключение ГОАУ «А» договора на создание АПК ФВФ ПДД в *** как объекта капитального строительства подтверждается пунктом 2.2 договора от *** ***, в соответствии с которым «исполнитель» в лице ОАО «Р» реализует работы в соответствии с Техническим заданием (далее - ТЗ), являющимся приложением *** к договору, поэтапно и в соответствии с графиком, приведенным в таблице 1 договора, а также из положений п. 3.1 ТЗ следует, что в предмет контракта включены работы по разработке проектно-сметной документации, требования к которой включают проведение инженерных изысканий с целью определения данных о природных условиях территории, отведенной под строительство, данных, необходимых для выполнения расчетов оснований, фундамента и конструкций строений, их инженерной защиты, разработки решений о выполнении профилактических и прочих необходимых мероприятий.
Факт создания ЗАО «С» (ЗАО «С» выполняло комплекс работ по созданию АПК ФВФ ПДД в *** по договору ***.15 от ***, заключенному с ОАО «Р» на сумму 483 412 715 рублей 45 копеек) объекта капитального строительства по договору от *** подтверждается результатами негосударственной экспертизы проектно-сметной документации (положительное заключение ООО «Э» от *** ***) и государственной экспертизы проектно-сметной документации (положительные заключения ГАУ «***» от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***), а также заключением судебной строительно-технической экспертизы ***-СТ от ***, проведенной экспертом АНО «Э-1».
Согласно п. 1.2 Правил осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на капитальные вложения осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами ***, п. 2 ст. 78.2, п. 2 ст. 79 БК РФ. Однако нормативный правовой акт Правительства *** области об осуществлении капитальных вложений на создание АПК ФВФ ПДД в *** не принимался, бюджетные ассигнования в областном бюджете в *** годах на данные цели не предусмотрены. Договор *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в ***, подписанный директором ГОАУ «А» Слупицким С.В., заключен не в рамках государственного задания Учреждения. Полномочиями по совершению сделок, влекущих выделение средств областного бюджета на создание АПК ФВФ ПДД в ***, как объекта капитального строительства, Учреждение не наделялось.
Таким образом, Слупицкий С.В., являясь должностным лицом, действуя с прямым умыслом, направленным на совершение незаконных действий, направленных на заключение договора на создание АПК ФВФ ПДД в ***, с целью сохранения занимаемой должности директора ГОАУ «А» и получения заработной платы, явно выходя за пределы предоставленных ему полномочий, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде незаконного расходования бюджетных средств и желая их наступления, из корыстной и иной личной заинтересованности, опасаясь увольнения с должности директора ГОАУ «А» и потери дохода в виде заработной платы от имени ГОАУ «А», достоверно зная, что в предмет и цели деятельности ГОАУ «А» не входят полномочия Учреждения по созданию АПК ФВФ ПДД в ***, государственное задание на создание АПК ФВФ ПДД в *** учреждению не выдано, денежные средства на оплату работ по созданию АПК ФВФ ПДД в *** Учреждению не выделены, одобрение крупной сделки по созданию АПК ФВФ ПДД в *** было получено незаконно, действуя в нарушение п. 4 ст. 10, п. 1 ст. 15, п. 7 ст. 11 Федерального закона от *** № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», п. 3 ст. 219 БК РФ, п. 3.1., п. 6.5. Устава ГОАУ «А», в отсутствие законных оснований ***, находясь в здании Администрации *** области, расположенном по адресу: ***, незаконно заключил договор *** от имени ГОАУ «А» на создание АПК ФВФ ПДД в *** с ОАО «Р», что повлекло за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в лице департамента финансов *** (на основании Постановления Правительства *** области от *** *** департамент финансов *** переименован в министерство финансов ***), предусмотренных ст. 8 БК РФ, закрепляющей полномочия *** как субъекта РФ по установлению и исполнению расходных обязательств, а также определению порядка установления и исполнения расходных обязательств, п. 1 ч. 2 ст. 158 БК РФ, закрепляющему полномочия *** как субъекта РФ по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, ст. 31 БК РФ, закрепляющей право и обязанность органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность осуществлять бюджетный процесс, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, и нарушение имущественных прав субъекта РФ в лице *** на распределение бюджетных денежных средств в ***, выразившееся в незаконном возложении на бюджет *** долговых обязательств на сумму 667 907 768 рублей 51 копейка, и в последующем обязанности выплатить бюджетные денежные средства, предусмотренные договором, в пользу ОАО «Р» (на основании редакции *** Устава ПАО «Р» от ***, утвержденного годовым общим собранием акционеров ОАО «Р» от ***, ОАО Р» переименовано в ПАО «Р»), а также существенное нарушение прав и законных интересов организации - ПАО «Р», предусмотренных ст. 34 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности, ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которой предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ и оказания услуг, ст. 712 ГК РФ, закрепляющей право подрядчика на удержание результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданного для переработки (обработки) вещи до уплаты заказчиком соответствующих сумм, выразившееся в неполучении суммы за выполнение работ ПАО «Р» по договору *** от *** на создание АПК ФВФ ПДД в *** в размере 667 907 768 рублей 51 копейка.
Подсудимый Слупицкий С.В. согласился с предъявленным обвинением и свою вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, признал полностью, поддержал ранее заявленное им ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, подтвердил, что это ходатайство заявлено им добровольно и после консультации с защитником. Подсудимый осознает особенности и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства, в том числе пределы обжалования приговора, постановленного в особом порядке.
Государственный обвинитель А, представители потерпевшего Б-1 и П-1 не высказали возражений против постановления приговора без проведения судебного разбирательства. Защитник подсудимого адвокат *** поддержал ходатайство подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, при этом не оспаривал допустимость собранных по делу доказательств, не заявил о нарушении процессуальных прав подзащитного в ходе предварительного следствия, согласился с квалификацией содеянного.
Суд, выслушав Слупицкого С.В., его защитника, представителей потерпевшего и государственного обвинителя, исследовав материалы уголовного дела, приходит к следующим выводам.
Обвинение, с которым согласился Слупицкий С.В., обоснованно и подтверждается собранными по делу доказательствами. Слупицкий С.В. обвиняется в совершении преступления, максимальное наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы, в установленном порядке заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, осознает характер и последствия заявленного ходатайства. Против применения особого порядка не возражают представители потерпевшего и государственный обвинитель. Таким образом, условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства соблюдены.
Суд находит доказанной вину Слупицкого С.В. и квалифицирует его действия по части 1 статьи 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации как превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов организаций и охраняемых законом интересов государства.
При определении вида и размера наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание.
Оценивая характер и степень общественной опасности совершенного Слупицким С.В. преступления, суд отмечает, что он совершил одно умышленное преступление средней тяжести против государственной власти и интересов государственной службы, а также учитывает конкретные обстоятельства содеянного, в том числе характер последствий, наступивших от преступных действий подсудимого.
Исследованием личности Слупицкого С.В. установлено, что он ранее не судим, к административной ответственности не привлекался, на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере не состоит, по месту жительства характеризуется удовлетворительно. Подсудимый является пенсионером по старости, по прежним местам работы характеризовался положительно, неоднократно поощрялся, является ветераном труда, женат, несовершеннолетних детей и других иждивенцев не имеет, страдает рядом хронических заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ в качестве обстоятельств, смягчающих наказание Слупицкому С.В., суд учитывает полное признание вины, раскаяние в содеянном, выразившееся в принесении извинений представителям потерпевших, положительные характеристики и поощрения подсудимого по прежним местам работы, пенсионный возраст и состояние здоровья Слупицкого С.В.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому, суд не усматривает.
Анализируя характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, конкретные обстоятельства содеянного, данные о личности подсудимого, а также смягчающие наказание обстоятельства, суд приходит к выводу, что цели уголовного наказания, предусмотренные ст. 43 УК РФ, а именно: исправление подсудимого, восстановление социальной справедливости и предупреждение новых преступлений – могут быть достигнуты только путем назначения Слупицкому С.В. наказания в виде лишения свободы.
Принимая такое решение, суд исходит того, что более мягкие виды наказания, предусмотренные санкцией ч. 1 ст. 286 УК РФ, не будут способствовать исправлению подсудимого, который совершил умышленное должностное преступление, повлекшее как существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в лице департамента финансов ***, так и существенное нарушение прав и законных интересов коммерческой организации - ПАО «Р». По мнению суда, изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости применения к подсудимому эффективных мер государственного воздействия, что невозможно путем назначения ему более мягких видов наказания, чем лишение свободы.
Обсуждая вопрос о возможности применения к Слупицкому С.В. условного осуждения, суд признает его исправление возможным лишь в условиях изоляции от общества, в связи с чем назначает ему наказание в виде лишения свободы реально. Полное признание подсудимым своей вины и раскаяние в содеянном, его возраст, состояние здоровья и прежние трудовые заслуги имеют существенное значение при решении судом вопроса о назначении конкретного вида и размера наказания. Однако суд считает необходимым учитывать все цели наказания, предусмотренные ст. 43 УК РФ, и отмечает, что наряду с предотвращением совершения новых преступлений уголовное наказание преследует цель восстановления социальной справедливости.
По мнению суда, достижение этих целей в их совокупности с учетом характера и конкретных фактических обстоятельств совершенного Слупицким С.В. преступления, в том числе характера наступивших общественно опасных последствий, невозможно без реального отбывания им наказания в виде лишения свободы. При таких обстоятельствах совокупность смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает при определении срока наказания, которое следует назначить подсудимому.
При определении срока наказания в виде лишения свободы суд руководствуется правилами ч. 5 ст. 62 УК РФ о назначении наказания при рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, а также учитывает совокупность смягчающих наказание обстоятельств и позицию представителей потерпевших, которые настаивали на смягчении наказания для подсудимого.
Каких-либо обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного подсудимым и позволяющих расценивать совершенное им преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ, как преступление небольшой тяжести, судом не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ. Не усматривает суд и каких-либо исключительных обстоятельств, дающих основания для применения при назначении наказания подсудимому ст. 64 УК РФ.
При назначении вида исправительного учреждения суд руководствуется п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ и считает необходимым направить Слупицкого С.В. для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонию-поселение. Основания для заключения под стражу Слупицкого С.В. в порядке ч. 4 ст. 75.1 УИК РФ отсутствуют.
Судьбу вещественных доказательств суд определяет в соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ. Процессуальные издержки не подлежат взысканию с подсудимого в соответствии с ч. 10 ст. 316 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд
приговорил:
Признать Слупицкого С.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 01 (один) год 06 (шесть) месяцев с отбыванием в колонии-поселении.
Осужденному Слупицкому С.В. к месту отбывания наказания следовать самостоятельно в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 75.1 УИК РФ. Срок наказания в виде лишения свободы исчислять со дня прибытия Слупицкого С.В. в колонию-поселение. Зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день время следования осужденного к месту отбывания наказания. Меру пресечения в отношении Слупицкого С.В. не избирать.
Вещественные доказательства:
-***
***
***
Процессуальные издержки - расходы на производство строительно-технической экспертизы в размере 23 000 рублей отнести на счет средств федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам *** областного суда через *** районный суд в течение 10 суток с момента оглашения, лишь по основаниям: нарушения уголовно-процессуального закона; неправильного применения уголовного закона; несправедливости приговора.
Судья А.М. Брусин