Дело № 2-2453 М\13
Решение
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Коломенский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Жукова Г.С., при секретаре судебного заседания Оленевой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Администрации городского округа Коломна, Администрации городского округа Климовска, Министерству образования Московской области о признании лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, инвалидом с детства, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не реализовавшим права на обеспечение жильём после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, восстановлении права быть признанным нуждающимся в жилье с момента возникновения права на обеспечение жильём вне очереди за счёт субвенции из бюджета Московской области,
Установил:
ФИО7 обратился в суд с иском к Администрации городского округа Коломна, Администрации городского округа Климовска, Министерству образования Московской области о признании лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, инвалидом с детства, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не реализовавшим права на обеспечение жильём после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, восстановлении права быть признанным нуждающимся в жилье с момента возникновения права на обеспечение жильём вне очереди за счёт субвенции из бюджета Московской области.
Из искового заявления усматривается, что ФИО8, родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Коломне с диагнозом «врождённое недоразвитие верхних и нижних конечностей». Родители истца ФИО9. и ФИО10 ещё в больнице написали заявления о помещении истца в специализированный дом ребёнка, в связи с тем, что не могут обеспечить в домашних условиях нормальный уход за ребёнком. После чего, ДД.ММ.ГГГГ г. истец был помещён на полное государственное обеспечение в Коломенский дом ребёнка, где жил ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ истец был переведён на полное государственное обеспечение в Дмитровский детский дом, где прожил до достижения совершеннолетия.
В ДД.ММ.ГГГГ г. истец был переведён в Климовский дом интернат на постоянное проживание.
Родителей своих истец не знает, никогда не видел. Судьбой истца они никогда не интересовались, ни разу не приезжали в учреждения, где истец проживал на полном государственном обеспечении.
Когда от истца отказались родители, органы опеки и попечительства г. Коломны и администрация г. Коломны своевременно не подтвердили социально - правовой статус ребенка, оставшегося без попечения родителей и не предоставили истцу гарантию получения жилого помещения, после достижения совершеннолетия и окончания пребывания в детских учреждениях.
Министерство социальной защиты населения Московской области вышло с ходатайством на Главу г.Коломны о предоставлении истцу жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ № №-исх).
На основании изложенного, уточнив заявленные требования, истец просит суд признать его - Ратникова Александра Леонидовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать его - ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Министерство образования Московской области включить его - ФИО12 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию городского округа Климовска, предоставить ему- ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору специализированного найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счёт средств субвенции из бюджета Московской области.
Представитель отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Коломна требования истца не признала и пояснила.
ФИО14 родился ДД.ММ.ГГГГ. в роддоме <адрес>. Его родители написали заявление с просьбой оформить ребенка в специализированный дом ребенка. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ФИО15 находился на полном государственном обеспечении в Коломенском доме ребенка. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО16 выбыл в Дмитровский дом-интернат, где находился до достижения совершеннолетия. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО17 в Климовском доме-интернате и зарегистрирован по адресу: <адрес>
С ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время ФИО18 в г. Коломне не проживал и зарегистрирован не был.
Таким образом, местом жительства ФИО19 с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время является <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. <адрес> 29.12.2007г. № 248/2007-ОЗ «О представлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения или признанные в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, однократно обеспечиваются жильем органами исполнительной власти по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области вне очереди за счет средств бюджета Московской области.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что ФИО20 проживает и зарегистрирован в <адрес>, представитель ответчика считает не подлежащими удовлетворению исковые требования о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, об обязании Министерства образования Московской области включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании администрации городского округа Коломна предоставить вне очереди по договору специализированного найма жилое помещение, заявленные к управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Коломна и администрации городского округа Коломна.
Представитель Администрации городского округа Климовска исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. №
Представитель Администрации городского округа Коломна исковые требования не признал, поскольку считает, что администрация городского округа Коломна является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители третьих лиц признали исковые требования в полном объёме.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую оценку, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В судебном заседании установлено, ФИО21 согласно свидетельству о рождении родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>. Сведения о родителях: мать ФИО22, отец ФИО23, запись акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО24. является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой об инвалидности. Еще находясь в роддоме, родители истца написали заявления об отказе от ребенка. На основании заявления матери истец ДД.ММ.ГГГГ был помещен на полное государственное обеспечение в Коломенский дом ребенка. ДД.ММ.ГГГГ. истец был переведен на полное государственное обеспечение в Дмитровский детский дом согласно путевки №101, где прожил до совершеннолетия. В ДД.ММ.ГГГГ согласно путевки № направлен в Климовский дом-интернат, где и проживает по настоящее время, дееспособности не лишен. Истец состоит в браке. Согласно выписки из протокола № заседания Комиссии по направлению граждан пожилого возраста и инвалидов в государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания, подведомственные Министерству социальной защиты населения Московской области ФИО25 может проживать самостоятельно вне учреждения стационарного обслуживания.
Жилое помещение за истцом как за ребенком, оставшимся без попечения родителей не закреплялось, на первичный учет он органом опеки и попечительства не ставился. Весь указанный период он находился на полном государственном обеспечении.
В соответствии со ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии со ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (ст. 123 СК РФ) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке о детях, оставшихся без попечения родителей. Органами опеки и попечительства не были своевременно приняты меры по выявлению истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В представленных материалах отсутствуют сведения о принадлежности истцу жилого помещения на основании договора социального найма, либо на праве собственности. В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.37 ЖК РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Позднее Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подтвердил такое право указанной категории лиц.
Абзац четвертый статьи 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории Московской области, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета Московской области.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей», Закона Московской области № «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» Постановление Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 75/5 "О мерах по реализации Закона Московской области "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей".
Во взаимосвязи с п.1 ст.11, п.1 ст.12 Закона Московской области от 29.12.2007г. № государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий лиц, наделены на неограниченный срок органы местного самоуправления муниципальных районных и городских округов Московской области, финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012г. №15-ФЗ статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996г.№159-ФЗ принята в новой редакции, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Московской области от 29.12.2007№248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 данной статьи,
по месту жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа Московской области.
Место жительства ФИО26 - <адрес>, дом-интернат. Таким образом, по мнению суда, жилое помещение должно предоставляться ФИО27 органами местного самоуправления городского округа Климовск, а не городского округа Коломна.
Согласно части 8 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, т.е. к расходным обязательствам Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 248/2007-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделены государственными полномочиями Московской области по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 статьи 8 данного Закона.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № 248/2007-ОЗ средства для исполнения переданных государственных полномочий, указанных в статье 11 данного Закона, предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год в виде субвенций муниципальным образованиям Московской области.
Таким образом, предоставление органом местного самоуправления жилого помещения ФИО28 должно осуществляться за счет средств субвенции из бюджета Московской области.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым для полного восстановления прав ФИО29 призанть его лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Министерство образования Московской области включить ФИО30 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Помимо этого, суд считает необходимым обязать именно Администрацию городского округа Климовска по изложенным выше основаниям предоставить ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору специализированного найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счёт средств субвенции из бюджета <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Иск ФИО32 к Администрации городского округа Коломна, Администрации городского округа Климовска, Министерству образования Московской области о признании лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, инвалидом с детства, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не реализовавшим права на обеспечение жильём после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания, восстановлении права быть признанным нуждающимся в жилье с момента возникновения права на обеспечение жильём вне очереди за счёт субвенции из бюджета Московской области удовлетворить полностью.
Признать ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать Министерство образования Московской области включить ФИО35. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Администрацию городского округа Климовска предоставить ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ года рождения вне очереди по договору специализированного найма жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счёт средств субвенции из бюджета Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Жуков Г.С.