Дело № 2а-314/2022
73RS0001-01-2021-012086-67
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2022г. г.Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Елистратова А.М., при секретаре Айзатуллиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Министерства здравоохранения Ульяновской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Ровенской ФИО8 об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. на основании постановления от 05.08.2021г. судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. по исполнительному производству №-ИП от 02.08.2021 (далее – Постановление, Исполнительное производство).
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.
Иск мотивирован следующим. Решением суда на Министерство возложена обязанность обеспечить Деревянко И.И. лекарственными препаратами. В связи с неисполнением решения суда, судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое Постановление. При вынесении Постановления не было учтено, что Министерство согласно ч.11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ производит закупку лекарств за счёт средств выделяемых из казны Ульяновской области, не имеет внутренних резервов, может произвести закупку лекарств только за счёт дополнительного целевого финансирования. В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Представитель УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенская Н.В., заинтересованное лицо Малова Н.В. в судебное заседание не явились.
Судебный пристав-исполнитель Ровенская Н.В. направила в суд возражения против иска, указала, что Постановление является законным, поскольку должник своевременно не исполнил указанное в исполнительном документе требование.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Решением суда по гражданскому делу
Решением суда от 22.07.2021г. на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Деревянко И.И. лекарственными препаратами.
Исполнительное производство в отношении Министерства возбуждено 02.08.2021г. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований указанных в исполнительном документе. В связи с неисполнением решения суда, судебным приставом-исполнителем 05.08.2021г. вынесено Постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора. В данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Учитывая, что закупка лекарственных препаратов осуществляется ответчиком в соответствии с процедурой установленной Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающей в том числе порядок и сроки проведения закупок, а также на принятие ответчиком мер направленных на исполнение решения, суд находит исковые требования об освобождении Министерства от взыскания исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Министерства здравоохранения Ульяновской области удовлетворить.
Освободить Министерство здравоохранения Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. на основании постановления от 05.08.2021г. по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Елистратов