Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2079/2013 от 01.04.2013

                                Дело № 2-2079-2013

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

            

23 мая 2013 года                   п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Ежелевой Е.А. при секретаре Кротовой Н.А., с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к <адрес> об обязании предоставить земельный участок в собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, в котором после уточнения просит обязать администрацию <адрес> выделить ей земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, обязать администрацию <адрес> утвердить и выдать схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка; обязать администрацию <адрес> выдать постановление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу (л.д. 34).

В обоснование иска указано, что истец является многодетной матерью; ДД.ММ.ГГГГ она подала в администрацию <адрес> заявление о предоставлении в собственность земельного участка для ИЖС (ведения личного подсобного хозяйства), которое было согласовано; согласно письму администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец была включена в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в порядке очередности (очередь ). Однако участок ей предоставлен не был. ДД.ММ.ГГГГ истец была на личном приеме у главы администрации <адрес>, где был решен вопрос о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства; ДД.ММ.ГГГГ был найден свободный участок и решен вопрос об его предоставлении истцу; ДД.ММ.ГГГГ истец подала дополнительное заявление, в котором указала конкретный адрес испрашиваемого земельного участка; однако письмом администрации Солонцовского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено было о том, что испрашиваемый ею земельный участок предоставлен ДД.ММ.ГГГГ другой многодетной матери ФИО4; по мнению истца, действия администрации <адрес> являются незаконными, так как противоречат требованиям статей 28, 34, 36 Земельного кодекса РФ, ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>».

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении; дополнительно пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> ею было подано два заявления о предоставлении ей земельных участков; в одном из них она просила предоставить ей участок под индивидуальное жилищное строительство, в другом – для ведения личного подсобного хозяйства; участок под ИЖС ей был предоставлен, а участок под ЛПХ до настоящего времени не предоставлен, в связи с чем она поддерживает свои исковые требования и настаивает на предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; в настоящее время на данном участке находится фундамент, однако кому он принадлежит, неизвестно, в администрации Солонцовского сельсовета ей пояснили, что информация о застройщике отсутствует, данный участок никому не предоставлялся.

Ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассматривать в его отсутствие, что суд на основании ст. 167 ГПК РФ нашел возможным.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Земельный кодекс Российской Федерации установил в числе принципов земельного законодательства принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, (п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин зарегистрирован по месту жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.

Согласно ст. 29.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.

Статья 29.2. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» предусматривает, что при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Заявителю в течение 15 дней со дня поступления заявления направляется уведомление о дате постановки на очередь, соответствующей дате поступления заявления, с указанием номера очереди, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.

Согласно статье 29.4. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема).

В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.

В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.

В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в указанном месте, схемы направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение 3 дней со дня направления заявителям схем заявителям, которым не была направлена схема, направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.

Заявитель, получивший схему, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.

Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

Возможность и общие условия процедуры приобретения земельных участков без торгов установлены также ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Исходя из пунктов 2, 3, 4 ст. 34 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства), должно обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка. В этом заявлении должны быть указаны цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право. На основании данного заявления орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

Из этого следует, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления, а потому претендовать на конкретный земельный участок заявитель не вправе.

Таким образом, возможность предоставления гражданину земельного участка (в том числе для ведения личного подсобного хозяйства) по его выбору действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, согласно п. п. 3, 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях (п. 3). Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (п. 4).

Как установлено судом, семья ФИО1 является многодетной, проживает по адресу: <адрес>, Академгородок, <адрес> (л.д. 27); ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в микрорайоне Северный <адрес> в размере 15 соток как многодетной матери; заявление зарегистрировано в администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за номером 3137 (л.д. 6); на основании данного заявления семья ФИО1 включена была в реестр многодетных семей, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в порядке очередности, и присвоен номер 7 (л.д. 7, 25-26); ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 написала заявление о предоставлении ей земельного участка в собственность для строительства и ведения личного подсобного хозяйства, которое было подано и зарегистрировано в администрации Солонцовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ за номером 467 (л.д. 5); ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала в администрацию Солонцовского сельсовета еще одно заявление, в котором просила предоставить ей в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, между земельными участками с кадастровыми номерами 24:11:0090102:280 и 24:11:009010268, для индивидуального жилищного строительства (ведения личного подсобного хозяйства); данное заявление зарегистрировано в администрации Солонцовского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8); в тот же день - ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала в администрацию Солонцовского сельсовета заявление, в котором просила выдать ей заключение о предоставлении земельного участка, расположенного по <адрес> между земельными участками с кадастровыми номерами 24:11:0090102:280 и 24:11:009010268 (л.д. 10); в письме от ДД.ММ.ГГГГ администрация Солонцовского сельсовета сообщила ФИО1 о том, что администрация Солонцовского сельсовета не может согласовать испрашиваемый участок, так как ранее он был предоставлен многодетной матери ФИО4 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9); согласно ответу администрации <адрес> на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании ее заявления, поданного в администрацию <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ , в котором она просила предоставить ей земельный участок под ИЖС, был предоставлен в собственность бесплатно участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> (постановление о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 49, 51).

Таким образом, установлено, что ФИО1 обращалась в администрацию <адрес> с одним заявлением о предоставлении ей земельного участка под ИЖС, и она его получила на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о предоставлении еще одного участка для ведения личного подсобного хозяйства ФИО1 в администрацию <адрес> в установленном законом порядке не обращалась.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить ФИО1 еще один участок только уже для ведения личного подсобного хозяйства на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к <адрес> об обязании выделить ей земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, утвердить и выдать схему расположения вышеуказанного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка; об обязании администрации <адрес> выдать постановление о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий:

2-2079/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Матюшенко Ольга Олеговна
Ответчики
Администрация Емельяновского района
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
01.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.04.2013Передача материалов судье
01.04.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2013Предварительное судебное заседание
23.05.2013Судебное заседание
24.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее