Дело № 2-160/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.Большой Улуй
Красноярского края 07 июня 2018 года
Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,
при секретаре Доброхотовой С.Н.,
с участием истца помощника прокурора Большеулуйского района Селянской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Балахчина А.В. к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению общеразвивающего вида «Большеулуйский детский сад №1» о взыскании заработной платы
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Балахчина А.В. к МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1» о взыскании заработной платы. Требование мотивировано тем, что Балахчина А.В. работает в МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1» в качестве повара на 1 ставку. В силу требований статей 2, 22, 129, 130, 133, 135, 146, 148 ТК РФ в их правовом смысле, выявленном Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 7 декабря 2017 года № 38-П работник имеет право на справедливое вознаграждение за труд равной ценности в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также условий выполняемой работы, на компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, на стимулирующие выплаты. Месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Оплата труда, выполняемого в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. С 1 июля 2016 года Федеральным законом от 02.06.2016 года № 164-ФЗ установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей. С 1 июля 2017 года Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей. Размер районного коэффициента, применяемого на территории Красноярского края в соответствии с Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» составляет 1,30. На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11.09.1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Балахчина А.В. с 01.04.2017 года по 31.12.2017 года заработная плата на 1 ставку повара начислялась менее установленных федеральным законом размеров:
за апрель, май, июнь 2017 года начислено ежемесячно по 10592 рубля 00 копеек, следовало начислить ежемесячно по 12000 рублей 00 копеек, сумма недоплаченной заработной платы ежемесячно составляет 1408 рублей 00 копеек;
за июль 2017 года начислено 5298 рублей 48 копеек, следовало начислить 6537 рублей 08 копеек, сумма недоплаченной заработной платы составляет 1238 рублей 60 копеек;
за август, сентябрь, декабрь 2017 года начислено ежемесячно по 10592 рубля 00 копеек, следовало начислить ежемесячно по 12480 рублей 00 копеек, сумма недоплаченной заработной платы ежемесячно составляет 1888 рублей 00 копеек.
Общая сумма недоплаченной заработной платы за период с апреля 2017 года по декабрь 2017 года составляет 11 126 рублей 60 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Большеулуйского района Красноярского края Селянская Т.В. иск поддержала по изложенным в нём основаниям.
Истец Балахчина А.В., ответчик МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1» о месте, дате и времени судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, не явились, просили рассматривать гражданское дело в их отсутствие. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие истца Балахчина А.В., представителя ответчика.
В письменных пояснениях ответчик относительно иска возражал, пояснил, что заработная плата работнику установлена трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, в том числе с учетом требований частями 1 и 2 ст. 135 ТК РФ, статьей 129 ТК РФ, приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822, региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23 декабря 2016 года, заключённым между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевым объединением работодателей, на основании ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Красноярского края от 31.03.2011 года № 312-5724 «О социальном партнёрстве», в силу которых выплаты за особые климатические условия, к которым относятся районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, учитываются в составе выплат компенсационного характера. Кроме того, заработная плата выплачивается в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», из части 2 ст. 4 которого следует, что состав МРОТ включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1», являясь муниципальным бюджетным учреждением, не вправе использовать денежные средства сверх утвержденных и доведенных до него лимитов(л.д.19-20).
Выслушав истца, исследовав письменные возражения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
В соответствии с ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии с частями 1 и 3 ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частями 1 и 2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П "По делу о проверке конституционности положений статей 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами граждан Г., О.Л. Дейдей, К. и И.Я. Кураш", повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 02.06.2016 года № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года в сумме 7 500 рублей в месяц.
Федеральным законом от 19.12.2916 года № 460-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2017 года в сумме 7 800 рублей в месяц."
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 года № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере 1,30, применяется и на территории Большеулуйского района, относящегося к северо-западной группе районов Красноярского края.
В настоящем судебном заседании установлено, что истец Балахчина А.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1». Заработная плата истцу в период с 01 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях включались работодателем в величину МРОТ, установленного Региональным соглашением от 23.12.2016 года.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Согласно трудовой книжке истца, приказу о приёме на работу Балахчина А.В. с 28 марта 2017 года работает в МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1» в качестве повара (л.д.21-23, 24).
Согласно справке работодателя, табелям учета рабочего времени в апреле, мае, июне, 2017 года она отработала полный рабочий месяц, в июле 2017 года она отработала 11 рабочих дней при установленной норме в 21 рабочий день, в августе, сентябре, декабре 2017 года она отработала полный рабочий месяц (л.д.11, 25, 26-61).
В соответствии с указанными выше нормами федеральных законов, регламентирующих величину минимального размера оплаты труда
минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года составляет 7500 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях 30 %, с учетом выполнения нормы рабочего времени, право на которые ответчик не оспаривает, с 01.07.2016 года истец должна была получать размер заработной платы за полностью отработанный месяц не менее 12000 рублей,
минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017г. составляет 7800 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях 30 %, с учетом выполнения нормы рабочего времени с 01.07.2017 года истец должна была получать размер заработной платы за полностью отработанный месяц не менее 12480 рублей,
В соответствии со справкой МБДОУ «Большеулуйский детский сад №1» (л.д.14, 25) Балахчина А.В. заработная плата начислялась менее установленных федеральным законом размеров:
за апрель, май, июнь 2017 года начислено ежемесячно по 10592 рубля 00 копеек, следовало начислить по 12000 рублей 00 копеек, сумма недоплаченной заработной платы составляет ежемесячно по 1408 рублей 00 копеек;
за июль 2017 года начислено 5298 рублей 48 копеек, следовало начислить 6537 рублей 14 копеек (12480 рублей:21 день по норме х 11 отработанных дней), сумма недоплаченной заработной платы составляет 1238 рублей 66 копеек;
за август, сентябрь, декабрь 2017 года начислено ежемесячно по 10592 рубля 00 копеек, следовало начислить по 12480 рублей 00 копеек, сумма недоплаченной заработной платы составляет ежемесячно по 1888 рублей 00 копеек.
Общая сумма недоплаченной заработной платы на 1 ставку повара за период с апреля 2017 года по декабрь 2017 года составляет (1408,00х3 +1238,66+ 1888,00х3) 11126 рублей 66 копеек.
Учитывая, что истцом была допущена арифметическая ошибка при расчётах, иск подлежит удовлетворению в сумме 11126 рублей 66 копеек.
Истцы от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены. В соответствии со ст.98 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. Государственная пошлина в соответствии со ст.333.19 НК РФ подлежит определению в размере 4% от цены иска, но не менее 400 рублей, что в данном случае составит 445 рублей 06 копеек (11126,66 х4%).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательному учреждения общеразвивающего вида «Большеулуйский детский сад №1» в пользу Балахчина А.В. заработную плату за период с 01 апреля 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 11126 (одиннадцать тысяч сто двадцать шесть) рублей 66 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения общеразвивающего вида «Большеулуйский детский сад №1» госпошлину в доход муниципального образования Большеулуйский район Красноярского края госпошлину в размере 445 (четыреста сорок пять) рублей 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2018 года.
Судья: