Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3160/2016 ~ М-3010/2016 от 20.10.2016

Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 29 ноября 2016 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе :

председательствующего судьи Макаровой Е.В.

при секретаре Миловановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тишкова А.В. к военному комиссариату Тамбовской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Тишков А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% с момента её изменения, в обоснование требований указал, что с *** проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР? с ***. в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Уволен с военной службы приказом Министра обороны Республики Беларусь №269 от 14.07.1999г. в запас по пункту 59.7 по просьбе офицера. Приказом командира в\ч *** № 170 от 20.07.1999г. исключен из списков личного состава *** авиационной штурмовой авиационной базы. С августа 1999г. в связи с переездом на прежнее место жительства из Республики Беларусь в г. Тамбов, он встал на воинский учет в отдел военного комиссариата Тамбовской области и обратился за выплатой пенсии за выслугу лет, где произвели расчет начисления пенсии на основании данных о прохождении военной службы, указанных в личном деле.

С 1 марта 2012г. военный комиссариат Тамбовской области произвел изменения в расчете пенсионных выплат, согласно которым в его стаж для начисления ежемесячных надбавок за выслугу лет не вошел период службы в Вооруженных силах Республики Беларусь. Данное решение было мотивированно тем, что в период военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь он не имел гражданства Российской Федерации, и у него отсутствует право на включение указанного периода в выслугу лет для установления ежемесячной процентной надбавки, в связи с чем, процентная надбавка была установлена в размере 20%,что считает необоснованным, поскольку 08 декабря 1991 г. было утверждено Соглашение о создании Содружества Независимых государств, ратифицированное Постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-1 от 12.12.1991 г. и с этого момента вступило в силу для Российской Федерации. Согласно протоколу к Соглашению о создании Содружества Независимых государств, в состав СНГ входит и Республика Беларусь. Соглашение подписано в г. Минске 08.12.1991 г. президентом Республики Беларусь и ратифицировано Республикой Беларусь 08.12.1991 г.

Кроме того, федеральным законом от *** N 169-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве, подписанный в Москве ***. На основании ст. 12 указанного Договора, стороны признают действительность присвоенных военнослужащим воинских званий, награждений государственными наградами, документов об образовании, а также гарантируют пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в вооруженных Силах Сторон, в том числе и по контракту. Статьей 2 Соглашения стран СНГ от *** "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств", размер денежного довольствия для назначения пенсии военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие и их семьи.

Указание ВКТО Тамбовской области на отсутствие у него гражданства РФ в период прохождения военной службы в Республике Беларусь, не может быть основанием для отказа в начислении ежемесячных надбавок за выслугу лет в виду отсутствия урегулированного механизма принятия и получения гражданства РФ, так как в силу ч.1 ст.13 Закона РСФСР от 28.11.1991 г № 1948-1 гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. В указанный период истец постоянно проживал на территории РФ, заявлений о нежелании состоять в гражданстве РФ им не подавалось, тем самым им приобретен статус гражданина РФ. Просит обязать ВКТО произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% с момента ее изменения.

В судебном заседании истец Тишков А.В. исковые требования поддержал по тем же основаниям и просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 % с 01.03.2012г., поскольку ВКТО неправильно применил нормы действующего законодательства, Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет», также к нему неправильно применены закон РФ от 11.02.1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» и постановление Верховного Совета РФ от 11.02.1993 г. № 4457-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», так как на момент начисления ему пенсии в 1999 году данные акты утратили силу в связи с принятием федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», пояснив также, что с момента назначения пенсии в 1999г. и до 01.03.2012г. получал пенсию с надбавкой за выслугу лет в размере 30%. Документом, подтверждающим российское гражданство до 1999 г., он считает удостоверение личности офицера, выданное ему Министерством обороны СССР. В 1986 году он добровольно поступил на военную службу, место прохождения службы определило Министерство обороны, при её прохождении было заключено соглашение, по которому военная часть, в которой он служил, перешла под юрисдикцию Беларуссии. На тот момент у него была семья, жена, которая не работала, в связи с чем, он должен был продолжать службу и содержать семью, поэтому сложившиеся обстоятельства не давали ему право выбора. О снижении надбавки за выслугу лет, узнал лишь летом 2016г., после чего сразу же обратился в военкомат, а затем в суд.

Представитель ответчика ВКТО Варнавский А.А. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 21
декабря 2011 года № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за
выслугу лет», согласно которому в выслугу лет военнослужащих для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении, в том числе, военная служба граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах государств участников Содружества Независимых Государств при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, но при издании приказа о переводе в другие войска. Тишков А.В. был уволен с военной службы 22.07.1999 г., паспорт РФ ему выдан 27.10.1999 г. В период прохождения службы приказа о переводе Тишкова в ряды Российской армии издано не было, и гражданство России он не приобретал. Согласно послужному списку истцом была принята присяга на верность служению республике Беларусь. При ответе на заявление Тишкова ВКТО ссылался на закон РФ от 11.02.1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», который действовал на момент начисления пенсии, в настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

В выслугу лет для расчета ежемесячной надбавки Тишкову А.В. был включен период военной службы в календарном исчислении с 31.07.1986 г. по 31.12.1994 г., что составляет 8 лет 5 месяцев, а также период военной службы в льготном исчислении с 15 марта 1991 г. по 31 декабря 1994 г, что составляет 3 года 9 месяцев 16 дней, всего – 12 лет 2 месяца 16 дней, в силу п.13 ст.2 Федерального закона РФ от7.11.2011 г. № 306 ФЗ « О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» за указанную выслугу устанавливается надбавка в размере 20 %. При проверке военкомата отделом по контролю за пенсионным обеспечением было выявлено, что Тишков А.В. был уволен без перевода в ряды ВС России и гражданства РФ у него также не было, соответственно допущенная ВКТО ошибка была исправлена, размер пенсии пересмотрен.

Порядок увольнения военнослужащих, проходящих военную службу в странах СНГ, регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 21
декабря 2011 года № 1074, в выслугу лет военнослужащих для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении, в том числе и военная служба граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах государств - участников
Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и
органы), но для этого истцом должен был быть подан рапорт о переводе в российскую армию, что предусмотрено законом о воинской обязанности. Иных доказательств российского гражданства истцом не представлено, паспорт им получен 27.10.1999 г., следовательно до этого времени у Тишкова А.В. гражданства РФ не было, в личном деле удостоверение личности офицера отсутствует, само по себе данное удостоверение подтверждает личность, но не наличие гражданства. В период с 1999 г. по 2012 г. надбавка к пенсии Тишкова составляла 30 %, с 01.03.2012 г. надбавка была снижена до 20%.

Представитель ответчика Попова Н.И. в суде исковые требования не признала по тем же основаниям и пояснила, что в силу ст. 52 ФЗ № 4468-1 перерасчет пенсии не может быть произведен более чем за год со дня обращения за ним.

Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом, государство обязано гарантировать каждому равенство прав и свобод независимо от места жительства. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям в силу ч.3 статьи 55 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», который действовал на момент начисления пенсии, в настоящее время утратил свою силу в связи с принятием федерального закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. № 1074 г. « О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» в выслугу лет для назначения надбавки (далее - выслуга лет) засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

пп. "в" - военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

пп. "г" - военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Тишков А.В. с 31 июля 1986 г. по 21.09.1992г. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР?а с 22.09.1992 по 22.07.1999г. в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Уволен с военной службы приказом Министра обороны Республики Беларусь №269 от 14.07.1999г. в запас по пункту 59.7 по просьбе офицера. Приказом командира в\ч 19764 № 170 от 20.07.1999г. исключен из списков личного состава 206 авиационной штурмовой авиационной базы. С августа 1999г. в связи с переездом на прежнее место жительства из Республики Беларусь в г. Тамбов, он встал на воинский учет в отдел военного комиссариата Тамбовской области, куда обратился за выплатой пенсии, где произвели расчет начисления пенсии на основании данных о прохождении военной службы, указанных в личном деле.

С августа 1999г. до 01.03.2012г., то есть на протяжении 12 лет, Тишков А.В. получал пенсию, как бывший военнослужащий, проживающий в г. Тамбове, с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%.

С 1 марта 2012г. военный комиссариат Тамбовской области произвел изменения в расчете пенсионных выплат, согласно которым в его стаж для начисления ежемесячных надбавок за выслугу лет не вошел период службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, и ему была установлена процентная надбавка за выслугу лет в меньшем размере, а именно в размере 20%.

Ответчиком при изменении процентной надбавки не были учтены положения подпункта "д" п. 2 выше указанных Правил, в соответствии с которым военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве, согласно которому и должна была исчисляться выслуга лет для назначения процентной надбавки Тишкову А.В.

Кроме того, 08 декабря 1991г. утверждено Соглашение о создании Содружества Независимых государств, которое ратифицировано Постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-1 от 12.12.1991 г.

Согласно протоколу к Соглашению о создании Содружества Независимых государств, в состав СНГ входит и Республика Беларусь. Соглашение подписано в г. Минске 08.12.1991 г. президентом Республики Беларусь и ратифицировано Республикой Беларусь 08.12.1991 г.

Федеральным законом от 29.10.1998 N 169-ФЗ ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве, подписанный в Москве 10.12.1991 года.

На основании ст. 12 указанного Договора, стороны признают действительность присвоенных военнослужащим воинских званий, награждений государственными наградами, документов об образовании, а также гарантируют пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в вооруженных Силах Сторон, в том числе и по контракту.

В соответствии со ст. 2 Соглашения стран СНГ от 15.05.1992 г. "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств", размер денежного довольствия для назначения пенсии военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие и их семьи.

Согласно консультативному заключению Экономического Суда Содружества Независимых Государств N 01-1/2-09 о толковании применения положений ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, Экономический суд СНГ пришел к выводу, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15.05.1992 г. на постоянное место жительства в другое государство-участник, выслуга лет для определения процентной надбавки для назначения пенсии исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств – участников СНГ, в целом решен Соглашением между государствами – участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, подписанным 14.02.1992 г. в том числе и главой Республики Беларусь.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу, что спорный период военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь необоснованно исключен ответчиком при исчислении выслуги лет истца для назначения процентной надбавки в соответствии с подпунктом "в" п. 2 Правил, поскольку выслуга Тишкова А.В. для назначения надбавки подлежит исчислению в соответствии с подпунктом "д" указанного пункта Правил.

Доводы ответчика о том, что спорный период военной службы Тишкова А.В. в Вооруженных Силах Республики Беларусь не может быть учтен при подсчете процентной надбавки и в соответствии с пп. "д" Правил, поскольку Тишков А.В. не приобретал гражданства Российской Федерации, признаются несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международным Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве, подписанным в Москве 08.12.1991 года и ратифицированным Федеральным законом от 29.10.1998 N 169-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о военном сотрудничестве" гарантировано пенсионное обеспечение, предоставление льгот военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством Сторон с учетом выслуги лет в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, и последующего прохождения службы в вооруженных Силах Сторон, в том числе и по контракту.

В силу п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств - участников Содружества Независимых Государств, в целом решен Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанным 14.02.1992 г. в том числе и главой Республики Беларусь.

Нормы названного Соглашения не только закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, но и устанавливают для них, в числе других, право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное местожительства на его территории или избрать другое место жительства.

Таким образом, образовавшиеся государства взяли на себя обязательства по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, (призванных) на военную службу в Союзе ССР.

В настоящее время Тишков А.В. является гражданином РФ и получателем пенсии в соответствии с законодательством РФ. Проанализировав требования законодательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости произвести истцу перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 %.

С учетом требований ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…и их семей», в случае приобретения права на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. Поскольку с заявление о перерасчете пенсии Тишков обратился 20.10.2016г., перерасчет пенсии следует произвести с 20.10.2015г.

Доводы ответчика сводятся к иному толкованию норм законодательства, регулирующего возникшие отношения, с правильностью которого суд согласиться не может.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тишкова А.В. удовлетворитьчастично.

Обязать военный комиссариат Тамбовской области произвести Тишкову А.В. перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30% с 20.10.2015 года, в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Макарова

Решение изготовлено в окончательной форме 05 декабря 2016г.

Судья - Е.В. Макарова

2-3160/2016 ~ М-3010/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тишков Анатолий Викторович
Ответчики
Военный комиссариат Тамбовской области
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбова
Судья
Макарова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
sud24--tmb.sudrf.ru
20.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2016Передача материалов судье
21.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2016Подготовка дела (собеседование)
15.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее