Дело № 2-72/18
Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы О.М.
при секретаре Нефедовской И.В.
с участием
представителя истца Мурги Л.В.
законного представителя ответчика Головковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Г.А.В. в лице ее законного представителя Головковой Т.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» (далее АО «МЭС») обратилось в суд с иском к Г.А.В. в лице ее законного представителя Головковой Т.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик Г.А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании свидетельства о праве на наследство по закону с 21 октября 2016 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по оплате коммунальных услуг, а именно услуг по отоплению и подогреву воды, за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2017 года образовалась задолженность в размере 58 723 рубля 13 копеек. С учетом того, что ответчик вступила в права наследования, она является плательщиком коммунальных услуг, предоставляемых по адресу: <адрес>. Согласно договору уступки прав требований от 09 декабря 2015 года № 17-15-896, заключенному между АО «МЭС» и ООО «Севжилсервис», к истцу перешло право требования задолженности за коммунальные услуги по лицевому счету № жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 45 674 рубля 66 копеек, неоплаченной задолженности по состоянию на 01 октября 2015 года. В течение указанного периода ответчику ежемесячно направлялись счета-квитанции с указанием суммы задолженности и размера текущих платежей. Таким образом, ответчик был уведомлен о ежемесячных начислениях и наличии имеющейся задолженности, однако каких-либо действий по её погашению не предпринял. Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении многоквартирного дома №38 по ул. Александрова г. Мурманска. Согласно договору возмездного оказания услуг от 28 марта 2016 года №, заключенному между АО «Мурманэнергосбыт» и ООО «ЕРЦ», последнее приняло на себя обязательства совершать от имени Общества действия по подготовке информации для расчёта и начисления платы за отопление и подогрев воды по многоквартирным домам, начислению платы за отопление и подогрев воды, ежемесячному формированию платёжных документов, начислению пени за несвоевременное внесение платы за отопление и подогрев воды по финансовым лицевым счетам. Согласно произведённому расчёту размер пени составляет 25 116 рублей 65 копеек.
Просит взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 58 723 рубля 13 копеек за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2017 года, пени в размере 25 116 рублей 65 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 715 рублей 19 копеек.
Определением суда от 20.12.2017 на основании ходатайства истца, судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Головкова Т.В. и Головкова Н.Н..
В ходе судебного разбирательства установлено, что Г.Н.Н. - мать несовершеннолетней Г.А.В., лишена родительских прав на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от 10.01.2013 года, вынесенного по гражданскому делу №
Представитель истца Мурга Л.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила взыскать указанную задолженность и пени с Гордусь А.В. в лице ее законного представителя Головковой Т.В., являющейся опекуном несовершеннолетней девочки.
Законный представитель ответчика Головкова Т.В. в судебном заседании с требованиями истца согласилась частично, указав, что сумма задолженности возникла при жизни отца девочки, который и должен был погасить образовавшуюся сумму задолженности. Также пояснила, что является опекуном несовершеннолетней с 2012 года, имеет доход 12 000 рублей в месяц, мама ответчика Г.Н.Н. не выплачивает алименты, проживает отдельно от дочери, ей не помогает. После вступления несовершеннолетней в права наследования квартирой отдел опеки ежемесячно перечисляет на счет девочки денежные средства для оплаты жилья и коммунальных услуг, в связи с чем, начиная с марта 2016 года, она ежемесячно вносит платежи по оплате спорных коммунальных услуг. Просила снизить размер взыскиваемых истцом пени, в связи с несоразмерностью нарушенному обязательству.
Выслушав представителя истца, законного представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы наследственного дела №, суд приходит к следующему.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу статей 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и самостоятельно вносить коммунальные платежи, с момента возникновения у него права собственности.
Согласно части 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение.
Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязательств, вытекающих из пользования жилым помещением.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, как следует из пунктов 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Неиспользование собственником, нанимателем помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что в спорный период управляющей организацией многоквартирного дома <адрес> в городе Мурманске являлось ООО «Севжилсервис».
В настоящее время АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг на снабжение тепловой энергией в горячей воде в отношении указанного многоквартирного дома.
09 декабря 2015 года № между АО «МЭС» и ООО «Севжилсервис» заключен договор уступки прав требований (цессия), в связи с чем к истцу перешло право требования задолженности за коммунальные услуги по лицевому счету № жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 45 674 рубля 66 копеек, неоплаченной задолженности по состоянию на 01 октября 2015 года.
Указанная сделка переуступки права требования недействительной в установленном законом порядке не признавалась, доказательств обратного, а также доказательств тому, что личность кредитора, обладающего правом взыскания задолженности, имеет для должника существенное значение не представлено. Оснований для вывода о том, что положение должника при переуступке права требования ухудшилось, не имеется.
28 марта 2016 года между АО «Мурманэнергосбыт» и ООО «Единый расчетный центр» заключен договор возмездного оказания услуг №, в соответствии с которым расчет размера ежемесячных начислений собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома № г. Мурманска за коммунальные услуги по отоплению и подогреву воды, а также учёт поступающих от физических лиц платежей осуществляется ООО «ЕРЦ».
Выпиской из лицевого счета подтверждено, что за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2017 года по кв. <адрес> г. Мурманска начислена плата за коммунальные услуги «отопление» и «подогрев воды» в общей сумме 91 594 рубля 10 копеек, в счет оплаты указанных коммунальных услуг собственником жилого помещения внесены денежные средства в сумме 32 870 рублей 97 копеек. Таким образом, сумма задолженности по оплате спорных коммунальных услуг за указанный период составляет 58 723 рубля 13 копеек.
Судом установлено, что ответчик Г.А.В. ДД.ММ.ГГГГ рождения, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18 мая 2016 года (л.д. 66) является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и зарегистрирована в нем с 08 сентября 2004 года по настоящее время. Ранее собственником данного жилого помещения являлся отец несовершеннолетней девочки - Г.В.Н. который был зарегистрирован по указанному адресу с 19 июня 2004 года по 10 ноября 2015 года, снят с регистрации в связи со смертью (л.д. 49, 62).
Справкой формы №9, выданной ГОБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Мурманской области», подтверждается, что в указанном жилом помещении зарегистрирована только Г.А.В.
Как следует из материалов дела, Гордусь В.Н., являющийся собственником указанного жилого помещения до смерти (10.11.2015), свои обязательства по оплате услуг за отопление и подогрев воды не выполнял, в связи с чем за период 01.06.2014 по 10.11.2015 образовалась задолженность в общей сумме 52 166 рублей 08 копеек.
Начиная с 01 ноября 2015 года и по 31 августа 2017 года законный представитель несовершеннолетней несвоевременно вносил плату за спорные коммунальные услуги, в связи с чем также образовалась задолженность в сумме 6 557 рублей 05 копеек.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (статья 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Материалами дела подтверждается, что Г.В.Н. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 66). 10 ноября 2015 года он умер, о чем имеется свидетельство о смерти от 02 февраля 2016 года № (л.д. 59).
Наследником по закону является его дочь Г.А.В. наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 1 163 007 рублей (л.д. 66). Иных наследников не установлено.
Размер задолженности по оплате коммунальных услуг, возникший за период с 01 июня 2014 года по 10 ноября 2015 года составляет 52 166 рублей 08 копеек, согласно представленного расчета, и не превышает размер стоимости наследственного имущества, перешедшего к Гордусь А.В.
Размер задолженности за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2017 года подтвержден истцом документально, ответчиком не оспорен, доказательств оплаты коммунальных услуг за спорный период суду не представлено, в связи с чем указанная в расчёте сумма задолженности принимается судом.
Таким образом, задолженность ответчика по оплате указанных коммунальных услуг за спорный период составляет 58 723 рубля 13 копеек.
Разрешая требование истца о взыскании с ответчика суммы пени, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ с 01 января 2016 года, внесшего изменения в часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истцом представлен расчёт пени за период с ноября 2015 года по сентябрь 2017 года в сумме 25 116 рублей 65 копеек.
В силу статьи 333 ГК РФ, учитывая размер задолженности, необходимость внесения текущих платежей за жилье и коммунальные услуги, суд также считает необходимым снизить размер пени, подлежащих взысканию с ответчика, до 1 000 рублей.
При этом суд принимает во внимание, что закон, устанавливающий конкретный размер неустойки (пени), не содержит изъятий из общих правил ее начисления и взыскания. Таким образом, законодательство предусматривает неустойку (пени) в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
При таких обстоятельствах, с ответчика, в лице ее законного представителя в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2017 года в размере 58 723 рубля 13 копеек, а также пени в размере 1 000 рублей.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», следует, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ).
Поскольку требования истца удовлетворены частично, с ответчика, в лице ее законного представителя в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 715 рублей 19 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Г.А.В. в лице ее законного представителя Головковой Т.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворить частично.
Взыскать с Г.А.В. в лице ее законного представителя Головковой Т.В. за счет имущества несовершеннолетней в пользу Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате коммунальных услуг за отопление и подогрев воды за период с 01 июня 2014 года по 31 августа 2017 года в размере 58 723 рубля 13 копеек, пени в размере 1 000 рублей 00 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 715 рублей 19 копеек.
В удовлетворении требования акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Гордусь А.В. в лице ее законного представителя Головковой Т.В. о взыскании пени в сумме, превышающей 1 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.М. Гедыма