Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1182/2013 ~ М-1207/2013 от 09.10.2013

                                                                                                              Дело № 2-1182/2013г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             с.Ивановка

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи          Конфедератовой В.Г.,

при секретаре                                         Мартель О.Б.,

с участием истца                                    Кожуховой Валентины Николаевны,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожуховой Валентины Николаевны и Лысикова Виктора Александровича к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области об установлении факта проживания в жилом помещении, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

    У С Т А Н О В И Л:

    Кожухова Валентина Николаевна и Лысиков Виктор Александрович обратились в суд с иском к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области об установлении факта проживания в жилом помещении, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. В обоснование иска указали, что они в браке не состоят, но проживают одной семьей, ведут совместное хозяйство, имеют двоих взрослых совместных детей. Они зарегистрированы по адресу: <адрес>. из указанного дома они выехали в связи с тем, что дом предоставлялся бывшему их зятю, с которым дочь расторгла брак. Фактически они проживают с 2007 года в <адрес>, с разрешения существовавшей ранее Администрацией Успеновского сельсовета. Письменные договоры найма, безвозмездного пользования и других они    ни с кем не заключали. Дом был бесхозяйный, поэтому им и разрешили поселиться в нём. Регистрацию в доме в <адрес> им никто не даёт, потому что нигде не стоит на балансе, никому не принадлежит. Каждую весну они садят огород картофелем и овощами. В результате паводка в августе 2013 года их земельный участок был полностью затоплен водой, весь урожай уничтожен. Они как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации в регионе в августе 2013 года обратились в администрацию Ивановского сельсовета для получения материальной помощи. Однако миссией по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности администрации Ивановского сельсовета от 01.10.2013 года им было отказано в выплате денежной суммы за утраченный в результате ЧС урожай, потому что по месту нахождения земельного участка они не зарегистрированы (выписка из протокола заседания комиссии предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности администрации Ивановского сельсовета от 01.10.2013 года). факт их проживания в <адрес>, могут подтвердить ФИО5 и ФИО6. На основании изложенного просят суд установить факт проживания Кожуховой Валентины Николаевны и Лысикова Виктора Александровича с 2007 года в <адрес> Амурской <адрес>; признать Кожухову Валентину Николаевну и Лысикова Виктора Александровича пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением дождевым паводком на территории Амурской области в августе 2013 года, обязать администрацию Ивановского сельсовета включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к производству суда принято заявление, в котором истцы уточнили первоначальные исковые требования, просят суд установить факт проживания Кожуховой Валентины Николаевны и Лысикова Виктора Александровича в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Амурской <адрес>; признать Кожухову Валентину Николаевну и Лысикова Виктора Александровича пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года, обязать администрацию Ивановского сельсовета включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату единовременной материальной помощи, а также включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

В судебном заседании истец Кожухова В.Н. на уточненных исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала пояснения, данные в ходе судебного заседания от 08.11.2013 года. Дополнила, что они обращались к специалисту по с.Успеновка ФИО14 в конце сентября 2013 года с устным заявлением на выплату единовременной материальной помощи, им было отказано в связи с тем, что у них отсутствует регистрация по месту их фактического проживания в <адрес>. Обследование проводилось в первый раз в конце сентября 2013 года, а повторно уже ДД.ММ.ГГГГ по запросу суда.

В ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ истец Кожухова В.Н. суду пояснила, что затопление у них произошло в августе 2013 года, сначала огород затопило от дождей, а потом разлилась вода из дамбы, подтопила низ огорода. Вода стояла до 17 сентября 2013 года. Было затоплено: огород, двор, дрова (1-2 куба, лежали во дворе за домом), уголь, подполье в доме (воды было около 70 см). Пострадал урожай, выкопали только немного картофеля. В подполье сейчас сыро, земля обсыпается, доски прогнулись. ДД.ММ.ГГГГ комиссия обследовала дом и огород.

Дело рассмотрено судом в силу ст.167 ГПК РФ в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания: истца Лысикова В.А., представителя ответчика - администрация Ивановского сельсовета, представителя третьего лица - Министерства финансов Амурской области, о причинах неявки в суд не сообщивших, о рассмотрении дела в их отсутствии не просивших, а также третьего лица - администрации Ивановского района, просившего о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – администрацией Ивановского района Амурской области на исковое заявление представлено письменное возражение, в котором указывается на несогласие в полном объеме с доводами искового заявления. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2008г. №750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий», разработаны и утверждены «Методические рекомендации по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий» от 02.11.2010г. №2-4-60-12-22. В соответствии с п.2.1.15 выше указанных Методических рекомендаций, пострадавший в чрезвычайной ситуации – это человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. В соответствии с п.9.1 Методических рекомендаций, размер единовременной материальной помощи определен подпунктом «г» пункта 9 Правил, а именно до 10 тысяч рублей на человека, но не более 50 тысяч рублей на семью, зарегистрированную на занимаемой площади. Указанная единовременная материальная помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения. В соответствии с п.9.2 Методических рекомендаций, размер финансовой помощи в связи с утратой имущества определен в соответствии с подпунктом «д» пункта 9 Правил, а именно: за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. За полностью утраченное имущество-100 тысяч рублей на человека, зарегистрированного на занимаемой площади. Финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате чрезвычайной ситуации, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день чрезвычайной ситуации. К имуществу первой необходимости относится минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, утвержденный постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000г. №36/34, а именно: тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, стакан, чашка, столовые приборы (ложка, вилка, нож), холодильник, телевизор, стиральная машина, электроутюг, швейная машина, светильник бытовой, часы всех видов, шкаф для одежды, шкаф навесной, шкаф-вешалка, зеркало, кровать (диван), стол обеденный, стол рабочий, стул, табурет, газовая плита (электроплита), водонагреватели или отопительные котлы АГВ. Согласно протокола КЧС и ПБ Правительства Амурской области от 21 сентября 2013 года №39 (п.7 подпункт 1 абз.1), Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому, и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово - овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово - овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Как следует из протокола КЧС и ПБ от 01.10.2013 года данные граждане зарегистрированы по иному адресу и факт, что пострадал урожай овощей не чем не подтверждается. На основании вышеизложенного, полагает, что комиссия обоснованно не включила граждан в список пострадавших, и просит суд отказать истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчика, – Министерством финансов Амурской области на исковое заявление предоставлен письменный отзыв, в котором указывается, что статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке. В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах Амурской области гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения бюджетных, ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 №750, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 №214. Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). В случае затопления земельного участка и причинения ущерба только плодовоовощной продукции (урожаю), предоставление единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество не производится. Правовым основаниям данной позиции являются положения статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. Кроме того, в данном случае плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не может рассматриваться как имущество также потому, что соответствующая продукция, не достигнув своего созревания в наступившем сезоне вследствие чрезвычайной ситуации, не получила полезные свойства и не обладает стоимостными признаками, присущими имуществу как объекту гражданских прав. Следовательно, нет оснований связывать утрату урожая с утратой имущества. В связи с этим плодовоовощная продукция, выращиваемая на земельном участке, не рассматривается в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь и финансовая помощь за утраченное имущество. Выплата гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, компенсаций (единовременных денежных выплат) вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, может быть произведена исключительно по особому решению, принятому уполномоченными органами в соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Решением должны определяться случаи осуществления единовременных денежных выплат, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены. В этих целях подпунктом «з» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствии крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечить выплату гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Для выплаты компенсаций вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур Правительство Российской Федерации должно определить источники финансирования и обеспечить оперативное доведение денежных средств до соответствующих получателей (пункт 4 названного Указа). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.10.2013 №1797-р источником данных выплат определен резервный фонд Правительства Российской Федерации, определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утратившие урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, при этом списки указанных граждан должны быть подтверждены комиссиями по чрезвычайным ситуациям либо территориальными органами МЧС России, а также записями похозяйственных книг по состоянию на 1 июля 2013г., а также определен размер бюджетных ассигнований, выделенных Амурской области - 1 460 835 тыс.руб.. Указанная компенсация рассматривается в вышеуказанных правовых актах Российской Федерации в качестве самостоятельного вида выплат. Соответственно утрата урожая сельскохозяйственных культур не является основанием для признания граждан пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в целях их включения в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества за счет средств федерального и областного бюджетов. Частью 14 статьи 10 Закона Амурской области от 17.12.2012 №123-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (в ред. от 27.09.20.13 №225-ОЗ) в целях компенсации гражданам утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, предусмотрено предоставление местным бюджетам иного межбюджетного трансферта. При этом Правилами предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах, утвержденными постановлением Правительства области от 11.10.2013 №489, предусмотрена компенсация гражданам за счет средств федерального бюджета вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах. Указанными Правилами определены цели, условия, размеры компенсации. Таким образом, при удовлетворении данного искового заявления у истца может возникнуть право не только на меры поддержки, которые предусмотрены особыми решениями по отдельным категориям граждан, но и на выплаты, на которые он не имеет права, в том числе на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество. Тем самым может быть нарушен баланс между публичными и частными интересами, поскольку на основании решения суда гражданин, утративший урожай, получает те же права, что и граждане, утратившие жилье и иное ценное имущество. При этом ущерб, причиненный истцу, несоразмерен объему прав, предоставляемых по решению суда. На основании изложенного, Министерство финансов Амурской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Согласно показаниям допрошенного в ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ свидетеля ФИО5, <данные изъяты>

Согласно показаниям допрошенного в ходе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ свидетеля ФИО6, <данные изъяты>

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца ФИО9, показания свидетелей, приняв во внимание позицию ответчика – администрации Ивановского района и третьего лица - Министерства финансов Амурской области, суд приходит к следующим выводам.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 №123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Согласно распоряжению и.о.главы Ивановского района от 25.07.2013 года №187, на основании распоряжения Губернатора Амурской области №123 от 23.07.2013 года «О введении ЧС на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями на территории Ивановского района (в период с 21.00 23.07.2013 года по 7.00 24.07.2012 года выпало более 50 мм осадков). В результате очень сильных дождей были подтоплены жилые дома, огороды в с.Ивановка, с.Среднебелая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия: с 8.00 25 июля 2013 года на территории Ивановского района введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением и.о.главы администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Зотова А.С. от 24.07.2013 года №197, в соответствии с Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013г. №123-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», и в связи с обильными дождями, выпавшими на территории муниципального образования Ивановского сельсовета в период с 21-00 часов 23.07.2013 года до 7-00 часов 24.07.2013 года выпало более 50 мм осадков, в связи с чем были подтоплены жилые дома и огороды по улицам: Пионерская, Новая, Садовая, Кирова, Ленина, Рабочая. С целью предотвращения дальнейшего затопления и ликвидации последствий стихийного бедствия, с 8-00 часов 24.07.2013 года на территории муниципального образования Ивановского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением и.о.главы администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области Зотова А.С. от 24.07.2013 года №198, в соответствии с Распоряжением Губернатора Амурской области от 23.07.2013г. №123-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области», распоряжением и.о. главы администрации Ивановского сельсовета А.С.Зотова от 24.07.2013г. №197 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ивановского сельсовета», создана комиссия по обследованию объектов, пострадавших в результате стихии 24.07.2013г., к полномочиям которой отнесена обязанность производить обследование объектов пострадавшим в результате стихии с дальнейшим составлением актов обследования.

Как следует из пояснений истца Кожуховой В.Н., в конце сентября 2013 года они обращались к специалисту по <адрес> ФИО14 с устным заявлением на выплату единовременной материальной помощи.

Согласно выписке из протокола от 01.10.2013г. заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации Ивановского сельсовета, при правовой оценке представленных документов на признание граждан пострадавших от ЧС «отказано гр.Кожуховой Валентине Николаевне – регистрация <адрес> (регистрация по другому адресу)».

Кожухова В.Н. и Лысиков В.А., считая себя пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории МО Ивановский сельсовет, не согласились с отказом и обратились в суд с требованиями к администрации Ивановского сельсовета и администрации Ивановского района Амурской области об установлении факта проживания в жилом помещении, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частичную утрату имущества.

В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года №214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

Согласно пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 №214, расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются в размерах:

при оказании гражданам единовременной материальной помощи – 10 тыс. рублей на человека (но не более 50 тыс. рублей на семью);

при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество – 50 тыс.рублей на семью, за полностью утраченное имущество -100тыс. рублей на семью.

Приказом начальника управления гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области от 10 сентября 2009 №102-п установлено, что для включения в списки граждан, которым подлежит выплата единовременной материальной помощи из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации; для включения в списки граждан, которым подлежит выплата финансовой помощи при утрате имущества из резервного фонда Правительства Амурской области, необходимо наличие постоянной регистрации по месту чрезвычайной ситуации, а также подтверждения факта утраты имущества (полностью или частично).

31 августа 2013 года был издан Указ Президента РФ №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», действующий в настоящее время.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству Российской Федерации было поручено до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

13 сентября 2013 года Правительством Амурской области во исполнение пункта 6 указа Президента РФ №693 от 31.08.2013 года было принято постановление №423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета». Пунктом 2 данного постановления утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:

а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;

г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26.09.2013 года №40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области. Пунктом 1.2 которых предусмотрено, что настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи исполнительным органам государственной власти Амурской области и органам местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, и содержит разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.

При этом в силу раздела II данных Методических рекомендаций одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является постоянное или преимущественное проживание такого лица в жилом доме (жилом помещении) на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации.

Согласно п.2.1. данных Методических рекомендаций, единовременная материальная и финансовая помощь оказывается гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории населенного пункта, подвергшегося затоплению, подтоплению в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории области в июле – августе 2013 года, и соответствующим условиям, определенным настоящим разделом применительно к соответствующему виду выплат.

Согласно пункту 2.2. Единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС. Единовременная материальная помощь предоставляется также в случае, если затопило приусадебный участок к жилому дому и при этом пострадало иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и др. имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке). При этом учитывается, что в соответствии со ст.136 ГК РФ плоды и продукция определяются как поступления, полученные в результате использования имущества. В связи с чем, плодово – овощные посадки и урожай, произраставшие на земельном участке, не рассматриваются в качестве имущества, при утрате которого предоставляется единовременная материальная помощь. Соответственно в случае затопления земельного участка, при котором причинен ущерб только плодово – овощным посадкам и урожаю, предоставление единовременной материальной помощи не производится. Единовременная материальная помощь выплачивается в размере 10 тыс.рублей на человека, но не более 50 тыс.рублей на семью – за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области, в размере 10 тыс.рублей на каждого члена семьи – за счет средств, предоставленных из федерального бюджета (на первого – пятого члена семьи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; на шестого и каждого последующего члена семьи за счёт средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета Амурской области в 2013 году в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с п.2.3 данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайноё ситуации. В случае затопления приусадебного хозяйства (огорода), при котором жилой дом подтоплен (затоплен) не был, финансовая помощь за утраченное имущество не предоставляется. В целях разграничения утраты имущества со степенью «частично» или «полностью» применяется следующий критерий. В случае, если жилой дом (жилое помещение) были подтоплены водой в результате чрезвычайноё ситуации при подъеме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан фиксируется полная утрата имущества (в иных случаях при соблюдении условий настоящего пункта - частичная). Финансовая помощь за утраченное имущество выплачивается за счет средств, полученных из федерального бюджета, в размере 100 тыс. рублей на каждого человека из которых: за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, 50 тыс.рублей за счет дотации. Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.

Кроме того, постановлением Правительства Амурской области от 13.09.2013 года №423 утвержден Порядок выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле – августе 2013 года.

В силу ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признаётся изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.

В соответствии со ст.16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1). Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч.2).

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьёй 211 ГК РФ предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

Из смысла указанных нормы ГК РФ и ЖК РФ следует, что в результате какого–либо повреждения жилого помещения либо его утраты, ущерб причиняется собственнику данного жилого помещения. Соответственно, право на возмещение ущерба нанесенного жилому помещению, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», имеют граждане, являющиеся собственниками жилых помещений, которым причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации.

В силу требований приведенных актов обязательными условиями для признания за гражданином права на получение единовременной материальной помощи являются: установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, а также факта затопления приусадебного участка к жилому дому с причинением ущерба иному имуществу гражданина (надворные постройки, уголь и др.имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке); для признания за гражданином права на получение финансовой помощи за утраченное (полностью или частично) имущество являются: установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, установление факта принадлежности жилого помещения данному гражданину на праве собственности, а также частичная (полная) утрата данным лицом принадлежащего ему имущества вследствие подтопления жилого помещения (жилого дома).

Согласно доводам искового заявления и пояснениям истца Кожуховой В.Н., она и её сожитель Лысиков В.А. с 2007 года фактически проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Амурской <адрес>.

Как следует из копий паспортов истцов Кожуховой Валентины Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, и Лысикова Виктора Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, они с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по адресу: <адрес> Амурской <адрес>.

Принимая во внимание несовпадение места регистрации и места постоянного проживания, Кожуховой В.Н. и Лысиковым В.А. заявлено требование об установлении факта постоянного проживания в пострадавшем доме в период чрезвычайной ситуации, чтобы иметь право на получение помощи, предусмотренной законом для лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст.265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В ином внесудебном порядке Кожухова В.Н. и Лысиков В.А. не могут получить документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на период чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет в пострадавшем жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Амурской <адрес>.

Согласно справке от 14.11.2013г., выданной администрацией Ивановского сельсовета <адрес> Амурской <адрес>, Кожухова В.Н. и Лысиков В.А. проживают по адресу: <адрес> Амурской <адрес>.

Из копии лицевого счета из похозяйственной книги №8ДД.ММ.ГГГГ и 2013 годы следует, что в <адрес> записаны проживающими: Кожухова В.Н. и Лысиков В.А.

Свидетели ФИО5 и ФИО6, предупрежденные об уголовной ответственности за дачу ложных свидетельских показаний, подтвердили факт постоянного проживания Кожуховой В.Н. и Лысикова В.А. с 2007 года в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> Амурской <адрес>.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, принимая во внимание показания свидетелей, суд приходит к выводу, что факт проживания Кожуховой Валентины Николаевны и Лысикова Виктора Александровича в жилом доме по адресу: <адрес> Амурской <адрес>, как до введения режима чрезвычайной ситуации, так и в настоящее время нашел своё подтверждение, в связи с чем требование об установлении факта постоянного проживания истцов по указанному адресу подлежит удовлетворению.

Доказательств обратного суду представлено не было.

В соответствии с п.«м» ст.10 и п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к полномочиям Правительства Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а так же круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Кроме того, в соответствии с разделом III Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, решение о включении гражданина в соответствующие списки, предусмотренные пунктом 3.8 настоящих Методических рекомендаций (предоставлении помощи), или о невключении гражданина в списки (об отказе в предоставлении помощи) принимает местная администрация.

С учетом указанных норм права, исковые требования обосновано предъявлены истцами к администрация Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области.

Рассматривая исковые требования по существу признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении их в списки граждан, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет Ивановского района Амурской области в августе 2013 года, на выплату им единовременной материальной помощи и на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, суд приходит к следующим выводам.

Материалами дела (пояснения истца Кожуховой В.Н., свидетельские показания ФИО5 и ФИО6, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний) подтверждается, что в период затопления на территории <адрес>, земельный участок (огород, двор), дрова, лежавшие во дворе за домом, были подтоплены водой.

Как следует из составленного по результатам проведенного по запросу суда ДД.ММ.ГГГГ обследования акту обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, комиссией по месту жительства Кожуховой В.Н. и члена её семьи – мужа Лысикова В.А., по адресу: <адрес>, в результате обследования жилого помещения комиссией факт частичного (полного) повреждения имущества установлен; в доме подполье затоплено, уровень воды 0,70 см, земля сырая, обвалена, доски сырые, покрыты плесенью.

С учетом установленного судом факта постоянного проживания истцов на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, и принимая во внимание доводы истцов о затоплении их земельного участка по указанному адресу и расположенных на нём дров, о нахождении в подполье дома воды, а также о возникшем в результате данного подтопления ущербе, подтвержденные свидетельскими показаниями ФИО5 и ФИО6, предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных свидетельских показаний, а также актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ года, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований истцов о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года и включении их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес>, на выплату единовременной материальной помощи.

Вместе с тем, суд, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требование о включении истцов в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес>, на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

У Кожуховой А.Н. и Лысикова В.А. отсутствует право собственности на жилой <адрес>, в то время как принадлежность пострадавшего жилого помещения на праве собственности гражданину является одним из обязательных условий для признания за ним права на включение в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований. Исковые требования в части признания истцов пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года и включения их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года, на выплату единовременной материальной помощи, - подлежат удовлетворению, а в части включения истцов в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на выплату финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, в удовлетворении следует отказать.

Определением Ивановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.8 ч.1 ст.333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

С учетом указанных норм права, государственная пошлина с администрации Ивановского сельсовета <адрес> Амурской <адрес>, как с ответчика по делу, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

            РЕШИЛ:

Исковые требования Кожуховой Валентины Николаевны и Лысикова Виктора Александровича к администрации Ивановского сельсовета Ивановского района Амурской области об установлении факта проживания в жилом помещении, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, - удовлетворить частично.

Установить, что Кожухова Валентина Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, и Лысиков Виктор Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, постоянно проживают в жилом доме по адресу: <адрес> Амурской <адрес>.

Признать Кожухову Валентину Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, и Лысикова Виктора Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации связанной с подтоплением на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес>.

Обязать администрацию Ивановского сельсовета <адрес> Амурской <адрес> включить Кожухову Валентину Николаевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, и Лысикова Виктора Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года, на получение единовременной материальной помощи.

В удовлетворении исковых требований Кожуховой Валентины Николаевны и Лысикова Виктора Александровича к администрации Ивановского сельсовета <адрес> Амурской <адрес> в части возложения обязанности включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории МО Ивановский сельсовет <адрес> Амурской <адрес> в августе 2013 года, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Ивановского районного суда                                                        В.Г.Конфедератова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1182/2013 ~ М-1207/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кожухова Валентина Николаевна
Лысиков Виктор Александрович
Ответчики
Администраиця Ивановского сельсовета
Другие
Министерство финансов Амурской области
Администрация Ивановского района
Суд
Ивановский районный суд Амурской области
Судья
Конфедератова Виктория Геннадьевна
Дело на сайте суда
ivanovskiy--amr.sudrf.ru
09.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2013Передача материалов судье
14.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2013Судебное заседание
15.11.2013Судебное заседание
20.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее