Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-415/2012 ~ М-329/2012 от 15.03.2012

Дело № 2-415/12

Р Е Ш Е Н И Е(не вступило в законную силу на день публикации)

Именем Российской Федерации

г. Можга 10 апреля 2012 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Уразовой Е.В.,

с участием истца Чернышова С.А.,

третьего лица Чернышовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышова С.А. к Администрации муниципального образования «<***>» о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

Чернышов С.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «<***>», Б.В.А. с требованиями:

- о включении в состав наследства наследодателя Ч.В.Г.: 1/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <***>; объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <***>;

- о признании за Чернышовым С.А. права собственности на указанное имущество в порядке наследования;

- о признании за Чернышовым С.А. права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <***>.

Исковое заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Ч.В.Г.. После её смерти открылось наследство, заключающееся в 1/5 доле в праве собственности на квартиру по адресу: <***>, и жилом доме с земельным участком по адресу: <***>. Единственным наследником после смерти Ч.В.Г. является её сын Чернышов С.А..

В установленном порядке истец обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, однако ДД.ММ.ГГГГ постановлением нотариуса ему отказано, в связи с отсутствием документов, подтверждающих принадлежность указанного имущества наследодателю Ч.В.Г.

Несмотря на данное обстоятельство, фактически наследственное имущество принадлежит Ч.В.Г.

ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на передачу квартир в собственность граждан, по которому Ч.В.Г. являлась одним из приобретателей квартиры, однако договор и право собственности не были зарегистрированы в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по той причине, что она являлась инвалидом 1 группы, не могла свободно передвигаться без посторонней помощи, у неё были ампутированы ноги. Кроме того, она страдала инсулинозависимым диабетом и в последние годы жизни плохо себя чувствовала. Таким образом, Ч.В.Г. при жизни выразила свою волю на приватизацию жилого помещения, но по независящим от неё причинам была лишена возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию.

Кроме того, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Ч.В.Г. находился жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <***>.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО «<***>» Ч.В.Г. разрешено строительство нового двухэтажного жилого дома вместо существующего. После получения разрешения на строительство Ч.В.Г. начала строительство нового жилого дома.

По данным последней инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, однако право собственности Ч.В.Г. на данный объект не оформила.

Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке по адресу: <***>, кадастровый номер . Снесенный жилой дом был приобретен Ч.В.Г. в ДД.ММ.ГГГГ у Б.В.А.. Последней земельный участок принадлежал на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного ДД.ММ.ГГГГ городским Советом народных депутатов. При заключении договора купли-продажи жилого дома стороны предполагали, что право собственности на земельный участок переходит к Ч.В.Г.

С ДД.ММ.ГГГГ Ч.В.Г. пользовалась земельным участком как своим собственным, оплачивала земельный налог, выстроила гараж, начала строительство жилого дома, осуществила межевание.

В судебном заседании истец Чернышов С.А. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Дополнительно истец пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ проживает со своей семьей по адресу: <***>. В ДД.ММ.ГГГГ по договору приватизации членам его семьи и матери Ч.В.Г. было передано по 1/5 доле в праве собственности на данную квартиру. Из-за состояния здоровья матери договор приватизации не был зарегистрирован в регпалате.

ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи мать приобрела жилой дом по адресу: <***>. После покупки дома она получила разрешение на строительство, старый дом был снесен. В настоящее время на земельном участке имеется объект незавершенного строительства, право собственности на который мать не успела зарегистрировать по причине смерти.

Кроме того, при оформлении наследственных прав выяснилось, что право собственности на земельный участок по адресу: <***>, зарегистрировано за прежним владельцем Б.В.А.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «<***>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Х.О.В. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации МО «<***>».

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.

Согласно справке о смерти ответчик Б.В.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Третье лицо Чернышова Н.В., действующая за себя и несовершеннолетних детей Ч.А.С. и Ч.Е.С., против удовлетворения исковых требований не возражала, дала пояснения аналогичные показаниям истца Чернышова С.А.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <***>, является собственностью муниципального образования «<***>» (л.д. 13).

Указанное жилое помещение предоставлено администрацией <***> Ч.В.Г. на семью из 4-х человек по договору социального найма, что подтверждается ордером , выданным на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ .1.

ДД.ММ.ГГГГ Ч.В.Г. обратилась с заявлением в администрацию МО «<***>» о передаче в порядке приватизации указанной квартиры (л.д. 11)

Договором от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «<***>» квартира передана в равнодолевую собственность (по 1/5 доле): Ч.В.Г., Чернышову С.А., Чернышовой Н.В., Ч.А.С., Ч.И.С. (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ Ч.В.Г. умерла (л.д. 7)

В силу ст. 1142 ГК РФ наследником первой очереди по закону после смерти Ч.В.Г. является её сын Чернышов С.А..

Право собственности на приобретенное жилое помещение по договору от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями ст. 164 ГК РФ, ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» за лицами, получившими в собственность жилое помещение, зарегистрировано не было, что послужило поводом для обращения истца в суд.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1).

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 24.08.1993 г. «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснено, что, если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Аналогичная по содержанию норма была закреплена в п. 14 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Решением Комитета по муниципальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ

Из фактических обстоятельств дела следует, что Ч.В.Г., подав заявление на приватизацию квартиры и требуемые документы, подписала договор на передачу квартиры, впоследствии своего намерения не меняла, что свидетельствует о том, что при жизни она выразила свою волю на приватизацию, в которой, по смыслу Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1, ей не могло быть отказано. Однако, в связи со смертью Ч.В.Г. право собственности на имущество в установленном порядке зарегистрировано не было.

В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Учитывая, что истец в установленный срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти матери, то за ним следует признать право собственности в порядке наследования на имущество Ч.В.Г. на 1/5 долю в праве собственности на спорную квартиру.

Кроме того, истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на объект незавершенного строительства и земельный участок, расположенные по адресу: <***>, по причине отсутствия документов, подтверждающих принадлежность имущества наследодателю (л.д. 8).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи Б.В.А., Б.А.Б., З.Н.Б. (продавцы) продали Ч.В.Г. жилой дом с надворными постройками по адресу: <***>. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в ГУП «Удмурттехинвентаризация» (л.д. 22).

Вместе с тем, согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей земельный участок площадью 1033 кв.м по адресу: <***>, принадлежит Б.В.А..

На момент заключения Ч.В.Г. договора купли-продажи жилого дома, действовал Земельный кодекс РСФСР, согласно статье 37 которого: при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.

В соответствии с п. 2 ст. 552 ГК РФ в случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Поскольку право собственности на жилой дом в установленном порядке зарегистрировано за наследодателем Ч.В.Г., то к ней перешло право собственности на земельный участок в силу указанных правовых положений.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <***> Ч.В.Г. разрешено строительство нового жилого дома по адресу: <***>, взамен существующего (л.д. 24, 33).

Справкой от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Можгинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация», кадастровым паспортом, подтверждается, что по адресу: <***>, находится объект незавершенного строительства (л.д. 23, 32).

Право собственности за Ч.В.Г. на данный объект в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не зарегистрировано (л.д. 8). В настоящее время возможность соблюсти правила оформления документов на государственную регистрацию права собственности также исключена в связи с её смертью.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Однако само по себе отсутствие государственной регистрации права собственности на спорное недвижимое имущество не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ).

Следовательно, право собственности на объект недвижимости возникает в силу государственной регистрации, но не по причине такой регистрации, которая не отнесена законом к основаниям приобретения права собственности.

Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что Ч.В.Г. на основании полученного разрешения на строительство, на своём земельном участке, законно возвела объект незавершенного строительства (жилого дома), и при жизни была обязана зарегистрировать право собственности на него. Однако, учитывая, что она не исполнила такую обязанность, то она переходит в порядке универсального правопреемства к её наследнику Чернышову С.А.

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чернышова С.А. о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и объект незавершенного строительства по адресу: <***>, подлежат удовлетворению.

В отношении требования Чернышова С.А. о включении спорного недвижимого имущества в состав наследства суд полагает необходимым отметить следующее.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (статья 3 ГПК РФ).

В данном случае, поскольку суд пришел к выводу о признании за истцом права собственности на спорное недвижимое имущество в порядке наследования, правовых оснований для включения данного имущества в состав наследства не имеется.

Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании за истцом права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество послужит основанием для государственной регистрации прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Чернышова С.А. к Администрации муниципального образования «<***>» о включении имущества в состав наследства и признании права собственности в порядке наследования удовлетворить частично.

Признать за Чернышовым С.А. право собственности в порядке наследования по закону на следующие объекты недвижимого имущества:

- 1/5 долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <***>,

- объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <***>,

- земельный участок общей площадью 1033 кв.м, кадастровый номер , расположенный по адресу: <***>.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд УР.

Председательствующий судья- Кожевникова Ю.А.

2-415/2012 ~ М-329/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кожевникова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
15.03.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2012Передача материалов судье
16.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2012Подготовка дела (собеседование)
29.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2012Судебное заседание
14.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2012Дело оформлено
14.05.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее