Дело №2-773/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2018 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи – Рыкова Е.Г.,
при секретаре – Манбетовой Э.И.,
с участием:
помощника прокурора г. Судака – Макаренко А.Ю.,
истца – Чобану Н.Н.,
представителя ответчика
по доверенности – Сильчук М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Судака Республики Крым старшего советника юстиции Беленцова В.Г. в интересах Чобану Натальи Николаевны к Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействие в части не проведения мероприятий по расселению и возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Судака Республики Крым Беленцов В.Г. обратился в суд в интересах Чобану Н.Н. с иском к Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействие в части не проведения мероприятий по расселению и возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города в ходе проведения проверочных мероприятий соблюдения органами местного самоуправления жилищного законодательства установлено следующее.
Истец Чобану Н.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако постоянно проживает по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности.
Постановлением Администрации города Судака от 03 апреля 2018 года №376 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно письму Администрации города Судака от 19 сентября 2018 года №4964/01.01.-29 с целью расселения жителей вышеуказанных многоквартирных домов Администрацией направлен пакет документов по признанию дома аварийным в Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым.
Кроме этого, согласно информации Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, указанный многоквартирный дом включен в реестр аварийного жилищного фонда Республики Крым, при разработке Региональной программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья дом будет включен в соответствующую программу. Не смотря на то, что проживание в доме представляет угрозу Администрацией города Судака меры по расселению Чобану Н.Н. не принимаются, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В судебном заседании помощник прокурора г. Судака – Макаренко А.Ю. исковые требования поддержал, просил признать незаконным бездействие Администрации города Судака в части не проведения мероприятий по расселению Чобану Н.Н. по адресу: <адрес>, возложить на Администрацию города Судака обязанность предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение.
Истец Чобану Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель Администрации города Судака Республики Крым по доверенности Сильчук М.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их незаконными и необоснованными.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В частности, п.1 ч.2 приведенной статьи установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признания помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность положений п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, в своем Определении от 05 марта 2009 года №376-О-П указал, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом, федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре законодательства и судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29 апреля 2014 года, в случае если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. В указанном случае суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, истцу Чобану Н.Н. на праве собственности принадлежит <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26).
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым №192 от 19 мая 2015 года создана межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Кроме того, утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающее единый порядок и сроки рассмотрения межведомственной комиссией заявлений (л.д.9-19).
Постановлением Администрации города Судака Республики Крым №376 от 03 апреля 2018 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.32).
Согласно акта №5 от 29 марта 2018 года в результате обследования выявлено, что здание ветхое, большинство несущих конструкций имеет износ 60-80 %. Фундаменты ленточные, мелкого заложения из бутовой кладки на глиняном растворе, наружные стены – кладка на глиняном растворе из бутового камня, перегородки – дощатые по деревянному брусу, крыша – вальмовая с деревянными стропилами, кровля – черепица по сплошному дощатому настилу, часть разрушенной черепицы заменена листами кровельного железа. Организованный водосток разрушен. Отопление – печное, в нерабочем состоянии, вентиляция – через окна в режиме проветривания, водоснабжение – отсутствует (имеется водопроводный кран на участке возле дома), водоотведение, газоснабжение – отсутствуют (л.д.33-34).
Таким образом, судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает Чобану Н.Н. признано в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, следовательно, представляет реальную опасность для жизни и здоровья по причине его недопустимого состояния. В связи с чем, бездействие Администрации города Судака в части не проведения мероприятий по расселению граждан, проживающих в <адрес>, является незаконным.
Факт направления Администрацией города Судака пакета документов по признанию домов аварийными в Министерство жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, а также то обстоятельство, что при разработке Региональной программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья данные дома будут включены в соответствующую программу, являются недостаточными и в полной мере не обеспечивающими право граждан на жилище.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, не может служить основанием для отказа им в реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
С учетом вышеприведенных норм закона и правовых позиций, установив, что дом в котором проживает Чобану Н.Н. признан непригодным для проживания, суд приходит к выводу о том, что у Администрации города Судака возникла обязанность по предоставлению Чобану Н.Н. благоустроенного жилого помещения взамен принадлежащего ей жилого помещения, которое компетентным органом признано непригодным для проживания.
Суд также обращает внимание на то, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть представлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть представлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
Суд признает не состоятельными доводы ответчика о возможности предоставления благоустроенного жилища во внеочередном порядке лишь лицам, которым ранее жилое помещение предоставлялось на основании договора социального найма, поскольку действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, в связи с чем собственник жилого помещения также может быть наделен данным правом.
Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд, -
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Судака Республики Крым старшего советника юстиции Беленцова В.Г. в интересах Чобану Натальи Николаевны к Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействие в части не проведения мероприятий по расселению и возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Судака Республики Крым в части не проведения мероприятий по расселению Чобану Натальи Николаевны, проживающей по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию города Судака Республики Крым предоставить Чобану Наталье Николаевне во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 21 декабря 2018 года.