Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-218/2021 (2-1420/2020;) ~ М-1606/2020 от 24.12.2020

                                                      Дело № 2-218/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    город Сокол                                              16 июня 2021 года

    Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Б.,

при секретаре Мотовой Н.В.,

с участием представителя истца старшего помощника Сокольского межрайонного прокурора Сорокиной И.В.,

представителя ответчика администрации города Сокола Гусевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Сокола, обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой», обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов газового хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

заместитель Сокольского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Сокола о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов газового хозяйства, мотивируя требования тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией города Сокола законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены грубые нарушения закона.

Постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учёт является обязательным условием для последующего возможного признания права муниципальной собственности на эту вещь.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой в июне 2020 года, выявлены объекты жилищно-коммунального хозяйства, которые собственника не имеют, в реестре муниципальной собственности не состоят, на учёт в качестве бесхозяйных объектов не поставлены. К таким объектам относятся 24 газопровода, расположенных по следующим адресам: газопровод 55-квартирного жилого дома по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Шатенево, протяженностью 196 м; газопровод по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 451,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Вологодская, ул. Луковецкая, протяженностью 408,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9А, протяженностью 196 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Капитана Воронина, д. 1, д. 1Б, д. 3, д. 5, д. 7, протяженностью 349,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Производственная, д. 18, протяженностью 46 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Череповецкая, д. 27, протяженностью 116,4 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 28, протяженностью 20,2 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 2, протяженностью 52,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 3, протяженностью 62,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 34, протяженностью 34,05 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 30, протяженностью 23,1 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 25, протяженностью 40,3 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Островского, д. 23, протяженностью 71,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Транспортная, д. 19, протяженностью 43,8 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3А, ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 547 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная, д. 69, протяженностью 102 м; закольцовка газопровода по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова - ул. Кирова, протяженностью 285 м.

В настоящее время указанные объекты газового хозяйства являются бесхозяйными, поскольку их собственники не установлены, в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях не имеется, в реестре муниципальной собственности не значатся, что является недопустимым, поскольку отсутствие собственника не позволяет обеспечивать сохранность объекта, проводить их техническое освидетельствование, принимать своевременные меры по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий, травматизма и прочих негативных последствий. Бесхозяйный объект без надлежащего контроля со стороны собственника представляет потенциальную опасность для жизни и здоровья, а также имущества неопределённого круга лиц, создаёт угрозу развития чрезвычайных ситуаций. В целях устранения выявленных нарушений 29 июня 2020 года межрайонной прокуратурой в адрес руководителя администрации города Сокола внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени конкретных мер по устранению нарушений, постановке на учёт в качестве бесхозяйных вышеуказанных объектов недвижимого имущества администрацией города Сокола не предпринято.

В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В связи с чем в силу статьи 45 ГПК РФ заместитель прокурора обратился в суд с данным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, поскольку непринятие своевременных мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов газового хозяйства создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Просит возложить на администрацию города Сокола обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества – 24 объектов газового хозяйства: газопровод 55-квартирного жилого дома по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Шатенево, протяженностью 196 м; газопровод по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 451,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Вологодская, ул. Луковецкая, протяженностью 408,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9А, протяженностью 196 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Капитана Воронина, д. 1, д. 1Б, д. 3, д. 5, д. 7, протяженностью 349,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Производственная, д. 18, протяженностью 46 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Череповецкая, д. 27, протяженностью 116,4 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 28, протяженностью 20,2 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 2, протяженностью 52,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 3, протяженностью 62,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 34, протяженностью 34,05 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 30, протяженностью 23,1 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 25, протяженностью 40,3 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Островского, д. 23, протяженностью 71,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Транспортная, д. 19, протяженностью 43,8 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3А, ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 547 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная, д. 69, протяженностью 102 м; закольцовка газопровода по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова - ул. Кирова, протяженностью 285 м.

В дальнейшем заместитель Сокольского межрайонного прокурора уточнил исковые требования, в окончательном варианте просил возложить на администрацию города Сокола обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества – объектов газового хозяйства: газопровода, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 291,4 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9 «а», протяженностью 196 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3 «а», ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 156,83 м; закольцовки газопровода, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова – ул. Кирова, протяженностью 285 м, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.

Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 16 апреля 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ООО «Спецстрой» и ООО «Стройиндустрия».

    Старший помощник Сокольского межрайонного прокурора Сорокина И.В. исковые требования с учетом уточнения поддержала по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что прокуратурой по обращению АО «Газпром Газораспределение Вологда» проведена проверка исполнения администрацией города Сокола законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлено, что на территории Сокольского района имеются бесхозяйные объекты газового хозяйства, мер по постановке на учет которых в качестве бесхозяйных администрацией города Сокола не принимается, тогда как постановлением Губернатора ВО от 31 мая 2017 года № 158 утверждена региональная программа газификации ЖКХ, промышленных и иных организаций на территории Вологодской области на 2017 – 2021 годы, при этом бесхозяйных на территории Сокольского района выявлено 38 объектов, в том числе данных объектов, статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ обязанность о постановке на учет бесхозяйных объектов газового хозяйства на территории г. Сокола возложена на администрацию города Сокола, по результатам проверки прокуратурой внесено представление в адрес администрации города Сокола, которая указала, что меры будут принять только при наличии в бюджете денежных средств на указанные цели. Протяженность объектов газового хозяйства установлена АО «Газпром Газораспределение Вологда» на основании актов, технической документации, перечня бесхозяйных объектов, в связи с чем указала, что в дальнейшем для принятия мер по постановке указанных объектов в качестве бесхозяйных администрацией города будет составлен технический план, на основании которого данные объекты должны быть поставлены на учет в органах Росреестра.

    Аналогичные пояснения в прошлых судебных заседания дала помощник Сокольского межрайонного прокурора Зворыкина Я.С., представляющая интересы истца, поддержав исковые требования по изложенным в них основаниям, указав, что согласно постановлению Правительства РФ № 410 указанные в иске газопроводы не могут быть включены в состав общего имущества многоквартирного дома собственников жилых помещений, поскольку в их состав могут включаться только фасадные газопроводы, организации, которые занимаются управлением многоквартирными домами, заключают договоры на обслуживание внутридомового газового оборудования, при этом действующим законодательством обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов газового хозяйства возложена на органы местного самоуправления, на территории которых они расположены, в связи с чем просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города Сокола по доверенности Гусева Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска к администрации города Сокола отказать, в дальнейшем по требованиям выразила частичное согласие только в части принятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов газового хозяйства закольцовки газопровода по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова – ул. Кирова, указав в обоснование, что данные дома построены за счет муниципальных денежных средств, по остальным объектам не согласилась, поскольку дом по ул. Карла Маркса, д. 31 построен за счет средств долевого строительства, в план включен фасад, по ул. Советская, д. 80 установлен, что все наружные газопроводы находятся на частных земельных участках, поставлены на учет и принадлежат гражданам, три частных дома на трех земельных участках обеспечиваются газоснабжением от сети, которая входит в состав имущества, заявленного прокуратурой в иске, по остальным объектам протяженность включает в себя газоснабжение и на фасадах до отключающего устройства, что является нарушением. Также указала, что срок 3 месяца, указанный прокуратурой в иске, является недостаточным, поскольку на 2021 год не заложено в бюджете городского поселения денежных средств на изготовление технических паспортов по данным объектам недвижимости, лимит денежных средств строго целевой, только при наличии в бюджете денежных средств, наличии лимитов будет возможность на заключение договоров с подрядными организациями, данные работы проводятся в летний период, в связи с чем полагает достаточным срок не ранее 01 июля 2022 года, в настоящее время финансовой возможности на заключение данных договоров не имеется, технические планы на объекты также отсутствуют, при установлении лимитов объявляется конкурс для заключения договоров по оказанию геодезических услуг с установлением протяженности данных объектов и нанесения их на публичную карту, затем только обращение в органы Росреестра о постановке данных объектов в качестве бесхозяйных. Указанные в иске объекты газового хозяйства на балансе городского поселения не состоят. По поводу проведения экспертизы установления протяженности объектов указала, что заявлять ходатайства администрация города не желает.

Представители ответчиков ООО «Спецстрой», ООО «Стройиндустрия» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Газпром газораспределение Вологда», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Северо-Западного управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в судебное заседание не явился, извещён о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в отзыве указал, что исковые требования поддерживает.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (далее ТУ Росимущества в Вологодской области) в судебное заседание не явился, извещён о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве на иск указал, что в реестре федеральной собственности данные объекты недвижимого имущества не числятся.

    Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее УФРС по Вологодской области, Росреестр), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителей, в отзыве на иск указали, что в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с характеристиками, указанными в исковом заявлении, и о зарегистрированных на них правах: газопровод 55-квартирного жилого дома по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Шатенево, протяженностью 196 м; газопровод по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 451,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Вологодская, ул. Луковецкая, протяженностью 408,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9А, протяженностью 196 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Капитана Воронина, д. 1, д. 1Б, д. 3, д. 5, д. 7, протяженностью 349,6 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Производственная, д. 18, протяженностью 46 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Череповецкая, д. 27, протяженностью 116,4 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 28, протяженностью 20,2 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 2, протяженностью 52,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 3, протяженностью 62,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 34, протяженностью 34,05 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 30, протяженностью 23,1 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 25, протяженностью 40,3 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Островского, д. 23, протяженностью 71,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Транспортная, д. 19, протяженностью 43,8 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3А, ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 547 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная, д. 69, протяженностью 102 м; закольцовка газопровода по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова - ул. Кирова, протяженностью 285 м.

    В судебном заседании ранее свидетель Власова Е.В. пояснила, что она работает в должности начальника группы по эксплуатации систем газораспределения производственно-технического отдела АО «Газпром газораспределение Вологда», указала, что объекты по ул. Карла Маркса, д. 31, ул. Советская, д.д. 80,36 в г. Сокол – это дама переселенцев из ветхого аварийного жилья, заказчиком строительства которых являлась администрация г. Сокола, вместе с тем, технические документы по объектам отсутствуют, в акте по приемке дома № 36 по ул. Советская указан Газпром, поскольку в статьях 93,95 постановления Правительства РФ №670 от 29 октября 2010 года указано, что при приемке объектов сетей газоснабжения обязательно создается комиссия, в состав которой входит заказчик объекта, подрядчик, разработчик проектной документации, сотрудники Ростехнадзора и иных организаций, в данном случае ООО «Газпром регионгаз» строил данный газопровод, следовательно, он являлся генеральным подрядчиком, заказчиком строительства выступал ООО «Спецстрой», однако данных документов не имеется, при этом АО «Газпром Газораспределение Вологда» в свою собственность указанные в иске объекты газового хозяйства не принимал, договоры на техническое обслуживание отсутствуют, данные объекты не могут быть приняты в состав общего имущества собственников жилых помещений, поскольку в силу постановления Правительства РФ № 410 к общему имуществу относятся только фасадные и внутренние газопроводы, спорные газопроводы – это подземные газопроводы, которые идут к жилым домам, АО «Газпром Газораспределение Вологда» заключены договоры только на техническое обслуживание сетей и на внутреннее газоснабжение, фасадные и внутренние газопроводы берутся управляющими компаниями, а подземный газопровод – заказчиком строительства. Между администрацией города Сокола и ООО «Спецстрой» имелся заключенный договор, однако документально это не подтверждено, газопроводы фактически являются бесхозяйными, поскольку они никем не обслуживаются, при этом защита от ЧС относится к полномочиям органов местного самоуправления, которые должны поставить данные объекты на учет как бесхозяйные. Газопроводы низкого давления не ставятся на учет органами Ростехнадзора, поскольку не относятся к опасным производственным объектам, к которым относятся газопроводы высокого, среднего давления, а также газорегуляторные пункты, вместе с тем, по газопроводам низкого давления осуществляется подача газа населению. Данные газопроводы строились к конкретным домам, это не распределительная сеть, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию. В собственность Газпрома принят только распределительный газопровод, при этом Газпром оформляет в собственность только те объекты, которые строил сам на свои нужды в соответствии с инвестиционной программой. Указанные газопроводы не обслуживаются АО «Газпром Газораспределение Вологда» в связи с отсутствием договорных отношений. Данные газопроводы строились ООО «Спецстрой» и ООО «Стройиндустрия», документов, подтверждающих передачу застройщиком инженерных сетей, коммуникаций, не имеется. Поскольку данные дома подключены от газораспределительного газопровода, должно проводиться техническое освидетельствование и техническое обслуживание этих сетей, что относится к полномочиям органов местного самоуправления, однако указанные газопроводы являются до настоящего времени бесхозяйными, в связи с чем администрация города Сокола должна поставить указанное недвижимое имущество на учет и принять на баланс.

Суд, проверив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Обязанности публично-правовых образований (их органов и структурных подразделений) обусловлены публично-правовым статусом органа государственной власти или муниципального органа с соответствующими полномочиями, определенными законом.

Одной из правовых форм контроля за деятельностью органов местного самоуправления (их структурных подразделений) является прокурорский надзор за соблюдением соответствующими органами (их структурными подразделениями) требований законодательства.

В соответствии с частью первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пунктам 4, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные полномочия предусмотрены Уставом муниципального образования «Городское поселение город Сокол».

В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу требований абзаца 5 статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - это имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Указанная обязанность муниципальных органов власти также предусмотрена подпунктами 4,5 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.

В соответствии с правилами статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации по своим техническим характеристикам - участок газопровода относится к недвижимого имуществу.

Пунктами 10 и 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение объектов капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, а также трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являющиеся линейными объектами.

Требованиями части 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что возникновение права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу пунктов 1,3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, на право собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйного недвижимой вещи на учёт в орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    В соответствии с требованиями части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее орган регистрации прав).

           К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей (пункт 7 части 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

    Пунктами 3,5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 931 от 10 декабря 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

    Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4 Порядка).

    Таким образом, постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет является обязательным условием для последующего возможного признания права муниципальной собственности на эту вещь.

    На основании части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Общественная опасность объектов газового хозяйства, муниципальная собственность на которые не зарегистрирована, выражается в возможности возникновения непредвиденных аварийных ситуаций при отсутствии ответственных за их ликвидацию.

Постановлением Губернатора Вологодской области от 31 мая 2017 года № 158 утверждена Региональная программа газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на территории Вологодской области на 2017 – 2021 годы. Региональная программа направлена на социально-экономическое развитие области, улучшение экологической обстановки и повышение энергообеспечения населения Вологодской области. Мероприятия, реализуемые в рамках Региональной программы, позволят расширить газораспределительную сеть в населенных пунктах Вологодской области, тем самым создать техническую возможность для технологического присоединения новых потребителей и для дальнейшего развития газификации в Вологодской области в целях улучшения комфортности среды проживания населения, что является одним из приоритетных направлений развития Вологодской области. В соответствии с действующим законодательством (пункт 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьи 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по подготовке населения к использованию газа, а также согласно плану мероприятий устанавливают протяженность бесхозяйных газовых сетей, количество бесхозяйных объектов газораспределения.

Постановлением администрации города Сокола от 14 декабря 2020 года № 537 утверждена муниципальная программа «Газификация города Сокола Сокольского муниципального района на 2021 – 2025 годы», согласно которой администрации города Сокола постановлено предусмотреть выделение денежных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы «Газификация города Сокола Сокольского муниципального района на 2021 – 2025 годы», целью программы является развитие газификации в городе Сокол, обеспечение устойчивого снабжения населения города Сокола природным газом, задачами является строительство распределительных газовых сетей для увеличения объема потребления природного газа населением города, установить протяженность построенных распределительных газовых сетей, объем бюджетных ассигнований на реализацию программы на 2021 год составил 195,6 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, после поступления в 2020 году из АО «Газпром газораспределение Вологда» сведений о бесхозяйных объектах системы газоснабжения Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой выявлены объекты жилищно-коммунального хозяйства, которые собственника не имеют, в реестре муниципальной собственности не состоят, на учёт в качестве бесхозяйных объектов не поставлены. К таким объектам относятся 24 газопровода, расположенных по следующим адресам: газопровод 55-квартирного жилого дома по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Шатенево, протяженностью 196 м; газопровод по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 451,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Вологодская, ул. Луковецкая, протяженностью 408,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9А, протяженностью 196 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Капитана Воронина, д. 1, д. 1Б, д. 3, д. 5, д. 7, протяженностью 349,6 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Производственная, д. 18, протяженностью 46 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Череповецкая, д. 27, протяженностью 116,4 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 28, протяженностью 20,2 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 2, протяженностью 52,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 3, протяженностью 62,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 34, протяженностью 34,05 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 30, протяженностью 23,1 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 25, протяженностью 40,3 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Островского, д. 23, протяженностью 71,5 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Транспортная, д. 19, протяженностью 43,8 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3А, ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 547 м; газопровод низкого давления по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Набережная, д. 69, протяженностью 102 м; закольцовка газопровода по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова - ул. Кирова, протяженностью 285 м.

В целях устранения выявленных нарушений 29 июня 2020 года межрайонной прокуратурой в адрес руководителя администрации города внесено представление, которое рассмотрено. Из ответа администрации города Сокола на представление следует, что администрация в ближайшие сроки обязуется подготовить необходимые документы для постановки на учет с последующим признанием права муниципальной собственности на объекты газового хозяйства по перечисленным в представлении адресам при наличии финансирования бюджета города Сокола.

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией города Сокола мер к постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – объектов газового хозяйства не предпринято, в связи с чем заместитель Сокольского межрайонного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с указанным иском в суд.

    По информации АО «Газпром газораспределение Вологда» заказчиками строительства указанных сетей газоснабжения являлась администрация города Сокола, в состав сооружений входят надземные и подземные газопроводы: газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9, протяженностью 196 м; закольцовка газопровода по адресу: г. Сокол, ул. Суворова – ул. Кирова, протяженностью 285 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 2, протяженностью 52,7 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Комсомольская, д. 3, протяженностью 62,7 м.

    Заказчиками газопроводов к жилым домам по адресам в г. Сокол: ул. Добролюбова, д. 25 (40,3), ул. Транспортная, д. 19 (43,8), ул. Череповецкая, д. 27 (116,4), ул. Некрасова, д. 30 (23,1 м), ул. Некрасова, д. 34 (54,05м), ул. Некрасова, д. 28 (20,2 м) являлись физические лица, в адрес которых обществом неоднократно направлялись для заключения проекты договоров на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования, до настоящего времени сети газоснабжения не обслуживаются.

    По газопроводу низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Островского, д. 23 (71,5м) заключен договор на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования с Ефимовой О.А.

    Заказчиком строительства сетей газоснабжения от имени администрации города Сокола выступал ООО «ВологдаГазНефтеСтрой»: газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3 «а», ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; заказчиком строительства газопровода по адресу: г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 451,6 м, от имени администрации г. Сокола выступал ООО «Стройиндустрия», в отношении которого 19 декабря 2017 года Арбитражным судом принято решение о банкротстве, открыто конкурсное производство, конкурсный управляющий Чебыкин В.Л.; заказчиком строительства газопровода низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м от имени администрации города Сокола выступал ООО «Спектр-Строй», деятельность которого прекращена 27 марта 2013 года; заказчиком сетей газоснабжения от имени администрации города Сокола выступал ООО «Спецстрой» по адресам: газопровод низкого давления - г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровод низкого давления г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 547 м.

    По газопроводам: газопровод 55-квартирного жилого дома по адресу: г. Сокол, ул. Шатенево, протяженностью 196 м, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, о чем внесена запись Росреестром от 02 декабря 2014 года; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Производственная, д. 18, протяженностью 46 м, входит в состав газопроводов к жилым домам, расположенным по адресам: г. Сокол, ул. Транспортная, д. 18,20,22,35,37, ул. Мусинского, д. 26,58,60, ул. Производственная д. 18,20, общей протяженностью 1230,0 м, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, о чем внесена в Росреестре запись от 02 декабря 2014 года; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Набережная Свободы, д. 69, протяженностью 102 м, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости (запись Росреестра от 02 декабря 2014 года).

    Сети газоснабжения, которые находятся в собственности/аренде общества: газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Вологодская – Луковецкая, протяженностью 408,50м, газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Капитана Воронина, д. 1, д. 1 «б», д. 3, д. 5, д. 7, протяженностью 349,6м. На сети газоснабжения за исключением принадлежащих обществу договоры на техническое обслуживание газопроводов, сооружений на них и газового оборудования не заключены, до настоящего времени сети газоснабжения не обслуживаются, оплата за объекты газового хозяйства не входят в состав платы за содержание общего имущества.

    На указанные объекты газоснабжения имеются акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в г. Сокол: по ул. Добролюбова, д. 9 «а» от 26 июня 2015 года, ул. Свердловская, д. 3 «а» от 30 ноября 2015 года с разрешением на ввод в эксплуатацию, ул. Некрасова, д. 9 от 29 мая 2015 года с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию указанного объекта, ул. Карла Маркса, д. 31 от 05 июля 2006 года, на данный объект имеется строительные паспорта подземного (надземного) газопровода, газового ввода; ул. Некрасова, д. 13 с разрешением на ввод в эксплуатацию объекта, ул. Некрасова, д. 19 от 20 апреля 2016 года с разрешением на ввод в эксплуатацию, ул. Карла Маркса, д. 33, 35 и разрешение на ввод в эксплуатацию данных двух домов, ул. Советская, д. 36 от 17 октября 2006 года с разрешением на ввод в эксплуатацию, ул. Советская, д. 80 от 08 февраля 2005 года со строительным паспортом на данный объект и разрешением на ввод в эксплуатацию.

    Согласно договору строительного подряда, заключенному между ОАО «Газпром газораспределение» (подрядчик) и ООО «Термоизолстрой» (заказчик), от 09 декабря 2013 года, подрядчик обязался выполнить работы на объекте – присоединение к газораспределительной сети распределительного газопровода (закольцовка) в г. Сокол, ул. Кирова – Суворова, в соответствии с проектно-сметной документацией, условиями договора.

    На многоквартирные жилые дома в г. Сокол по ул. Некрасова, д. 11, 13, 17, 19, ул. Свердловская, д. 3 «а», ул. Некрасова, д. 9, ул. Добролюбова, д. 9 «а», имеется проектная документация, а также схема газоснабжения на объекты газового хозяйства по адресам: г. Сокол, ул. Советская, д. 36, ул. Карла Маркса, д. 33, 35, ул. Советская, д. 80, ул. Карла Маркса, д. 31.

    Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района с ООО «Спецстрой» 16 ноября 2006 года заключен договор аренды земельного участка площадью 2000 кв.м, с кадастровым номером 35:26:0202011:0128 из земель поселений, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, согласно которому участок предоставляется арендатору для строительства пятиэтажного жилого дома со встроенными административными и торгово-складскими помещениями, при этом передача участка в аренду не влечет перехода права собственности на него, срок аренды установлен на 11 месяцев.

    По информации УФРС по Вологодской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», выпискам из ЕГРН, в ЕГРН отсутствуют сведения о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости с характеристиками, указанными в исковом заявлении, и о зарегистрированных на них правах: на газопровод по адресу: г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 451,6 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9, протяженностью 196 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3 «а», ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровод низкого давления по адресу: г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 547 м; закольцовка газопровода по адресу: г. Сокол, ул. Суворова – ул. Кирова, протяженностью 285 м.

    Реестровые дела по указанным объектам в органах Росреестра отсутствуют, с заявлениями о регистрации указанных объектов недвижимости либо прав на них никто не обращался.

    По сведениям бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», учреждение не располагает техническими паспортами (технической документацией и иными сведениями), сведениями о собственниках и схемами расположения на объекты газового хозяйства на газопроводы, расположенные по адресам: г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, 19, 13, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3 «а», г. Сокол, ул. Советская, д. 80, закольцовка газопровода по адресу: г. Сокол, ул. Суворова – ул. Кирова.

В соответствии с пунктами 5 и 9 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

    Согласно акту обследования газопроводов от 25 мая 2021 года, в ходе проведения обследования наружных газопроводов, приложенных к домам по ул. Карла Маркса, д. 31, ул. Советская, д. 80, в составе комиссии: помощника Сокольского межрайонного прокурора Зворыкиной Я.С., главного специалиста МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» Пиренковой И.В., начальника Сокольской РЭС АО «Газпром газораспределение Вологда» Шестериковой И.С., установлено, что общая протяженность наружного газопровода (до запорного устройства на фасаде здания включительно), подведенного к дому по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31 составляет 291,4 м, в том числе: подземная часть – 268,35 м, надземная часть – 23,05 м (без фасада) (приложение № 1 – схема газопровода); общая продолжительность наружного газопровода (до запорного устройства на фасаде здания включительно), подведенного к дому по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80 составляет 156,83 м, в том числе: подземная часть – 61,48 м, надземная часть – 95,35 м (без фасада) (приложение № 2 – схема газопровода).

Таким образом, спорные газопроводы не входят в состав общего имущества собственников указанных многоквартирных домов, кроме того, собственники многоквартирных домов прав на спорные газопроводы не заявляли, доказательств нахождения бесхозяйных газопроводов в границах принадлежащих собственникам земельных участков администрацией города Сокола не представлено.

С учетом акта обследования от 25 мая 2021 года и сведений АО «Газпром газораспределение Вологда» с перечнем бесхозяйных объектов газового хозяйства истцом уточнены требования относительно объектов недвижимости, в связи с чем в окончательном варианте заместитель прокурора просил возложить на администрацию города Сокола обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества – объектов газового хозяйства: газопровода, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 291,4 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9 «а», протяженностью 196 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3 «а», ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м; газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 156,83 м; закольцовки газопровода, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова - ул. Кирова, протяженностью 285 м, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

    По информации Северо-Западного управления Ростехнадзора в территориальном разделе государственного реестра опасных производственных объектов отсутствует информация о регистрации опасных производственных объектов, в состав которых входят участки газопроводов по указанным адресам.

    По сведениям администрации города Сокола, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, ТУ Росимущества в Вологодской области указанные газопроводы в реестре муниципальной собственности, а также в реестре федерального имущества не числятся, на балансе не состоят.

    Таким образом, материалы дела не содержат сведений о том, что указанные объекты газового хозяйства после ввода в эксплуатацию по настоящее время поставлены на кадастровый учет и на регистрацию прав, собственника указанные газопроводы не имеют, на чьем-либо балансе они не находятся и не обслуживаются специализированной организацией.

    Отсутствие титульного владельца участка газопровода, а также режима бесхозяйного имущества, сопряжено с нарушением прав неопределенного круга лиц и связано с неисполнением муниципальным органом возложенных законом обязанностей.

    Отсутствие технического обслуживания газопроводов специализированной организацией является грубейшим нарушением Правил безопасности и может повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций на территории города Сокола (взрывы, возгорания, причинение ущерба имуществу, жизни и здоровью людей), что приведет к прекращению газоснабжения ряда потребителей, в том числе и населения, что недопустимо.

    Отсутствие права собственности на газовые сети не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, влечет неисполнение требований, предусмотренных статьей 7 Закона о газоснабжении в РФ.

    Органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними, поскольку обязанность по организации газоснабжения населения, включающая в том числе, вопросы оформления бесхозяйных сетей газопровода и их обслуживания, законом возложена на органы местного самоуправления вне зависимости от степени опасности, в связи с чем подлежит безусловному исполнению. Нарушение указанных требований законодательства влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

    Принимая во внимание, что указанные объекты газового хозяйства, предназначенные для газоснабжения указанных жилых домов, не имеют собственника, в федеральной либо муниципальной собственности также не числятся и не состоят в регистрирующем органе как бесхозяйные, суд приходит к выводу о том, что администрацией города Сокола установленные законом меры, направленные на предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации, в частности направленные на постановку на учет и организацию технического обслуживания газопровода, газопроводов низкого давления не предприняты, чем нарушены права граждан (неопределенного круга лиц) на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду. Бездействие администрации города Сокола по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ.

С учетом изложенного, требования заместителя Сокольского межрайонного прокурора к администрации города Сокола о возложении обязанности принять меры по постановке на учёт бесхозяйных объектов недвижимого имущества – указанных спорный объектов газового хозяйства, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, подлежат удовлетворению. При этом в удовлетворении требований к ООО «Спецстрой», ООО «Стройиндустрия» надлежит отказать.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеназванной нормы следует, что устанавливаемый срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

Проанализировав указанные выше обстоятельства во взаимосвязи и совокупности, учитывая процессуальные позиции участников процесса, безусловную публичную обязанность ответчика вне зависимости от ссылок на финансовую обеспеченность по исполнению требований закона, учитывая время, необходимое для подготовки технической документации (технических планов) на указанные объекты газификации, проведение геодезических работ, суд приходит к выводу о том, что определение срока исполнения обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи должно быть установлено до 01 июня 2022 года, что не исключит реальное исполнение судебного акта и не повлечет нарушение принципа его исполнимости. По мнению суда, данный срок соответствует балансу интересов сторон, является необходимым и достаточным для надлежащего исполнения возложенной судебным актом обязанности.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования заместителя Сокольского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Сокола, обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой», обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов газового хозяйства, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию города Сокола обязанность в срок до 01 июня 2022 года принять меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества – объектов газового хозяйства:

газопровода, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 31, протяженностью 291,4 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Добролюбова, д. 9 «а», протяженностью 196 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Карла Маркса, д. 33, д. 35, протяженностью 77 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 19, протяженностью 297 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Некрасова, д. 9, протяженностью 286,30 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 36, протяженностью 371,6 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область,             г. Сокол, ул. Некрасова, д. 13, протяженностью 357,16 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Свердловская, д. 3 «а», ул. Некрасова, д. 17, протяженностью 404,7 м;

газопровода низкого давления, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Советская, д. 80, протяженностью 156,83 м;

закольцовки газопровода, расположенной по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Суворова – ул. Кирова, протяженностью 285 м, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В удовлетворении остальной части исковых требований к администрации города Сокола отказать.

В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Спецстрой», обществу с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                 Е.Б. Попова

Мотивированное решение изготовлено 23 июня 2021 года.

2-218/2021 (2-1420/2020;) ~ М-1606/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сокольская межрайонная прокуратура
Ответчики
ООО "Строиндустрия"
Администрация города Сокола Вологодской области
ООО "Спецстрой"
Другие
Чебыкин Валерий Леонидович, конкурсный управляющий ООО "Стройиндустрия"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области
АО "Газпром газораспределение Вологда"
Северо-Западное управление Ростехнадзора в Вологодской области
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Попова Елена Борисовна
Дело на сайте суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
24.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2020Передача материалов судье
30.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.02.2021Предварительное судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
16.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
11.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
23.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Дело оформлено
01.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее