дело № 2-4559/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» августа 2021 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Васиной Д.К.
при секретаре Тюпиной Ю.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скопинцевой Ирины Юрьевны к АО «Управление жилищного хозяйства», Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, ООО «Стиль-1», СПАО «Ингосстрах» о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с уточненными исковыми требованиями к ответчикам о взыскании рыночной стоимости возмещения ущерба в размере 73 177 руб.; о взыскании неустойки в размере 73 177 руб.; о взыскании штрафа в размере 73 177 руб.; о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обосновании исковых требований истец мотивирует тем, что Скопинцева И.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: АДРЕС. Управляющей организацией, осуществляющей содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № по адресу: АДРЕС, является АО «Управление жилищного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ. в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору управления указанным многоквартирным домом, произошел залив принадлежащей Скопинцевой И.Ю. квартиры №. ДД.ММ.ГГГГ. представителем ответчика было проведено обследование жилого помещения и составлен акт осмотра квартиры № жилого дома №, согласно которого, на момент проведения обследования, выявлено намокание натяжного потолка, образование пузыря и разрыв полотна, а также намокание обоев площадью 15 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ. произошел повторный залив, принадлежащей Скопинцевой И.Ю. квартиры № в результате ненадлежащего содержания лицевой канализации, которая была устранена по заявке № силами управляющей компании АО «УЖХ» ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается ответом управляющей компании АО «УЖХ» от ДД.ММ.ГГГГ., размещенном на портале «Добродел». ДД.ММ.ГГГГ. в адрес управляющей компании АО «УЖХ» была направлена претензия с требованием возмещения материального ущерба, причиненного заливом в результате ненадлежащего содержания лицевой канализации. В установленный срок ответа на претензию от АО «УЖХ» получено не было.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель АО «УЖХ» в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что являются ненадлежащим ответчиком.
Представитель Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель СПАО «Ингосстрах» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель ООО «Стиль-1» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
На основании ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В судебное заседании установлено, что Скопинцева И.Ю. является собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС.
Управляющей организацией, осуществляющей содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома № по адресу: АДРЕС, является АО «Управление жилищного хозяйства».
ДД.ММ.ГГГГ. в результате ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств по договору управления указанным многоквартирным домом, произошел залив принадлежащей Скопинцевой И.Ю. квартиры №.
ДД.ММ.ГГГГ. представителем ответчика было проведено обследование жилого помещения и составлен акт осмотра квартиры № жилого дома № согласно которого, на момент проведения обследования, выявлено намокание натяжного потолка, образование пузыря и разрыв полотна, а также намокание обоев площадью 15 кв.м.
По результатам осмотра установлены причины залива квартиры №, который произошел с чердачного помещения по причине течи, не герметичности раструба ливневой канализации, которая была устранена по заявке № силами управляющей компании АО «УЖХ» ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается ответом управляющей компании АО «УЖХ» от ДД.ММ.ГГГГ., размещенном на портале «Добродел».
ДД.ММ.ГГГГ. произошел повторный залив, принадлежащей Скопинцевой И.Ю. квартиры № в результате ненадлежащего содержания лицевой канализации, которая была устранена по заявке № силами управляющей компании АО «УЖХ» ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается ответом управляющей компании АО «УЖХ» от ДД.ММ.ГГГГ., размещенном на портале «Добродел».
ДД.ММ.ГГГГ. Сокпинцева И.Ю. обратилась в ГУ АДРЕС «Государственная жилищная инспекция» (обращение № от ДД.ММ.ГГГГ.) по вопросу содержания общего имущества МКД, расположенного по адресу: АДРЕС.
Согласно ответа ГУ Московской области «Государственная жилищная инспекция»№ от ДД.ММ.ГГГГ. в квартире № по указанному адресу выявлены следы протечек. При обследовании чердачного помещения выявлены следы протечек внутренней канализации.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес управляющей компании АО «УЖХ» была направлена претензия с требованием возмещения материального ущерба, причиненного заливом в результате ненадлежащего содержания лицевой канализации. В установленный срок ответа на претензию от АО «УЖХ» получено не было.
На основании Постановления Правительства Московской области от 27.12.2013г. №1188/58 «Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2049 годы» многоквартирный дом был включен в перечень мероприятий по реализации данной региональной программы.
Взносы на капитальный ремонт собственники помещений многоквартирного дома оплачивают на счет регионального оператора (Фонда).
В силу п. 2 ст. 18 Закона Московской области №66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества порядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры.
В соответствии со ст. 16 Закона Московской области определение региональным оператором порядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется конкурентным способом в порядке, установленном уполномоченным органом.
После проведения аукциона по отбору подрядной организации на проведение капитального ремонта в многоквартирном доме, Фонд заключил договор с ООО «Стиль-1» от ДД.ММ.ГГГГ №
В соответствии с п. 5.3.24 договора исполнитель обязан самостоятельно нести ответственность в случае предъявления заказчиком либо непосредственно лицом, которому причинен ущерб, каких-либо требований или претензий вследствие выполнения исполнителем на объекте работ, включая травм или иные несчастные случаи. Возместить в полном объеме заказчику суммы штрафов в случае их наложения на последнего административными органами за нарушения, допущенные при производстве работ исполнителем.
По п. 10.5 договора если страхового возмещения окажется недостаточно для того, чтобы полностью компенсировать причиненный вред, подрядчик за счет своих средств возмещает разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением.
Между ООО «Стиль-1» и СПАО «Ингосстрах» был заключен договор страхования строительно-монтажных рисков от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 4 и п. 5 ст. 723 ГК РФ Условие договора подряда об освобождении подрядчика от ответственности за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика. Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475).
При этом нарушения обязательств, предусмотренных ст. 182 ЖК РФ со стороны Фонда не доказаны.
Согласно ст. 2 Закона Московской области региональный оператор (Фонд) – некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 12.04.2016 №10-П «По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 169, ч. 4 и ч. 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 ЖК РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» определил, что в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах предоставляют собой и формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные – в силу публичной значимости соответствующих отношений – Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям.
Взнос на капремонт не является платой по капитальному ремонту. В отношении взносов на капремонт жилищное законодательство РФ устанавливает специальный порядок распоряжения денежными средствами, а именно: судьба накопленных взносов на капремонт (в том числе задолженности по взносам) следует судьбе помещения (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ). В отношении платы за услуги такой порядок не предусмотрен; наниматели муниципальных (и государственных) квартир не платят взносы на капитальный ремонт, потому что это обязанность собственников государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ). То есть, взносы на капремонт связаны именно с правом собственности на помещение, фактически являются некой частью этого помещения, и имеют отношение только к собственнику помещения, независимо от того, пользуется ли он помещением сам или сдает его внаем. В отличие от взносов на капитальный ремонт, жилищно-коммунальные услуги потребляются и оплачиваются как собственниками помещений, самостоятельно пользующимися своими помещениями, так и нанимателями таких помещений, пользующимися помещениями по договору найма с собственниками.
ЖК РФ также установлено, что при изъятии земельного участка под многоквартирным домом для муниципальных или государственных нужд, накопленные в фонде капитального ремонта средства возвращаются собственникам помещений в многоквартирном доме. Распределение средств осуществляется пропорционально уплаченным собственниками помещений взносам. Если собственник помещений поменялся, новый собственник получит не только то, что уплатил он сам, но и взносы предыдущего собственника помещения (ч. 2 ст. 174 ЖК РФ). В отношении платы за какие-либо потребленные услуги такой возврат средств не предусмотрен; ЖК РФ установлены ограничения по использованию средств фонда капитального ремонта, сформированных на счет взносов собственников помещений исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт. Эту часть фонда услуг и работ по капитальному ремонту, для погашения кредитов и займов, которые были получены для выполнения этих работ и уплаты процентов по таким кредитам и займам (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ); на денежные средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, не может быть обращено взыскание по обязательствам регионального оператора (ч. 5 ст. 179 ЖК РФ). В отношении платы за услуги, получаемой исполнителем услуг, таких ограничений, направленных на сохранение денежных средств плательщиков, не предусмотрено.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно пп. 2, 3, 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе:
привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
В силу ч. 5 ст. 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором, в частности в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными бюджетными, казенными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 г., правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 178 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с данным кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем ч. 6 ст. 182 ЖК РФ установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Согласно ст. ст. 15, 393, 400 ГК РФ убытки должны возмещаться в полном объеме, если право на полное возмещение убытков не ограничено законом или договором (ограниченная ответственность).
Поскольку ч. 6 ст. 182 ЖК РФ ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, в силу закона возлагается на регионального оператора.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для возложения на ответчика АО «УЖХ» обязанности по возмещению ущерба истцу, причиненного в результате залива квартиры, имевшего место по причине течи, не герметичности раструба ливневой канализации не имеются
Истцом в материалы дела представлен отчет № об определении рыночной стоимости права требования возмещения ущерба, причиненного имуществу и отделке квартиры, от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что итоговая величина рыночной стоимости объекта составило 73 177 руб.
Суд принимает во внимание отчет, который представлен истцом в материалы дела, поскольку оно надлежащим образом никем не оспорено, не содержит противоречий, сведения о заинтересованности эксперта в исходе дела отсутствуют, его квалификация в установленном порядке подтверждена.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Руководствуясь вышеуказанным заключением, суд принимает во внимание, что выводы специалиста в нем изложенные, ФКР не оспорены, доказательств того, что имеется иной, более разумный способ устранения ущерба, причиненного квартире истца в результате залива, чем определенный истцом, ответчиком суду не представлено.
Учитывая изложенное, с Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в пользу истца в счет возмещения ущерба подлежит взысканию денежная сумма в размере 73 177 руб.
Поскольку на правоотношения истца, выплачивающего денежные средства на счет регионального оператора в целях проведения капитального ремонта дома, в котором он проживает, и Фонда капитального ремонта многоквартирных домов действие Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N 2300-1 не распространяется, суд не усматривает оснований для взыскания в пользу истца штрафа, в связи с чем, данное требование подлежит отказу в удовлетворении.
Помимо прочего вопросы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов регулируются жилищным законодательством Российской Федерации, а не положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", т.к. взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в силу закона является обязательной платой за помещение в составе многоквартирного дома и не может рассматриваться как плата за оказание возмездных услуг, оказываемых ФКР, следовательно, положения п. 3 ст. 31 Закона о Защите прав потребителей, к возникшим между Истцом и ФКР не применимы.
Поскольку между истцом и ФКР не подлежат применению действия закона «О защите прав потребителей», то также не подлежит удовлетворению требование о взыскании компенсации морального вреда.
С учетом, что надлежащим ответчиком по делу, является Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, то к остальным ответчикам исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Скопинцевой Ирины Юрьевны к АО «Управление жилищного хозяйства», Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, ООО "Стиль-1», СПАО «Ингосстрах» о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в пользу Скопинцевой Ирины Юрьевны ущерб, причиненный заливом квартиры, в размере 73 177 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части иска Скопинцевой Ирины Юрьевны, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Д.К. Васина
Мотивированное решение составлено 23 августа 2021 года.