Судья Лазарева А.В. Дело 33-11846/2021
Уникальный идентификатор дела
50RS0028-01-2020-002024-87
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Гирсовой Н.В., Рыбкина М.И.,
при помощнике судьи Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2021 года апелляционную жалобу М.С.В. на решение Мытищинского городского суда Московской области от 20 августа 2020 года по гражданскому делу по иску М.С.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда № 6 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании назначить пенсию,
заслушав доклад судьи Гирсовой Н.В.,
объяснения истца М.С.В.,
УСТАНОВИЛ:
М.С.В. обратился в Мытищинский городской суд Московской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда № 6 по г. Москве и Московской области, в котором просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда № 6 по г. Москве и Московской области <данные изъяты> от <данные изъяты>, обязав ответчика назначить страховую пенсию по старости с <данные изъяты>.
Свои требования истец мотивировал тем, что с <данные изъяты> по <данные изъяты> проживал без регистрации по месту жительства в селе <данные изъяты> вместе со своей матерью М.А.К., которая являлась инвалидом 1 группы по зрению и нуждалась в постороннем постоянном уходе, осуществлял уход за матерью. Полагая, что проживая в селе <данные изъяты>, относящегося к зонам проживания с льготным социально-экономическим статусом, приобрел право на снижение пенсионного возраста для назначения пенсии по старости.
В судебном заседании истец М.С.В. и его представитель по устному ходатайству Б.М.В. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Государственного учреждения - Главного Управления ПФР № 6 по г. Москве и Московской области по доверенности К.Н.В. возражала против удовлетворения иска и просила отказать по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Решением Мытищинского городского суда Московской области от 20.08.2020 исковое заявление М.С.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного Фонда № 6 по г. Москве и Московской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязании назначить пенсию оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе М.С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
М.С.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Мытищинского городского суда Московской области от 20.08.2020.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, принимая во внимание его надлежащее извещение и не представление доказательств наличия уважительных причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что <данные изъяты> М.С.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В ответе на запрос <данные изъяты> и <данные изъяты>а от <данные изъяты>, выданного Администрацией Кораблинского района, указано, что выслать справку о периоде проживания (регистрации) с <данные изъяты> не представляется возможным, так как в домовой книге Исполнительного комитета Ключанского сельского Совета народных депутатов, за данный период, М.С.В. не значится.
Решением комиссии ответчика от <данные изъяты> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», с учетом применения правил и норм Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием права на данный вид пенсии.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства, подтверждающие его проживание на территории с правом на отселение в юридически значимый период времени.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также не применены нормы закона, подлежащие применению, что является основанием для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как следует из пп. 8 п. 1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <данные изъяты> входит в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения и относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в пунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Истцом в обоснование своих требований указано, что им в Пенсионный фонд были представлены документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал в селе <данные изъяты>, то есть, на территории в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В трудовой книжке М.С.В. имеются периоды работы: с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Муниципальном предприятии «Водоканал города Рязани» и с <данные изъяты> по <данные изъяты> в Профкоме завода «Цетролит» г. Рязани.
Из ответа Муниципального предприятия «Водоканал <данные изъяты>» следует, что М.С.В. представлялся ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 18 рабочих дней с <данные изъяты>.
М.С.В. в качестве доказательств, подтверждающие факт его проживания в <данные изъяты>, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, представлены следующие документы:
- архивная справка от <данные изъяты> <данные изъяты>, выданная администрацией муниципального образования – Кораблинского муниципального района Рязанской области, согласно которой мать истца - М.А.К. в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> была зарегистрирована по адресу: <данные изъяты>;
- справка, из которой следует, что М.А.К., являясь инвалидом 1 группы по зрению, проживала по адресу: <данные изъяты>, состояла на учете в Кораблинский местной организации ВОС с февраля 1979 года по 2010 год, нуждалась в постоянном уходе;
- справка, о том, что М.С.В. проживал в течение 1986 года в селе <данные изъяты> со своей матерью М.А.К., 1925 года рождения, инвалидом I группы по зрениюЮ которая нуждалась в ежедневном уходе и обращалась в медицинский пункт за медицинской помощью в сопровождении сына М.С.В.;
- свидетельство о рождении М.С.В., в котором местом его рождения значится <данные изъяты>.
Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, более того, согласуется с показаниями свидетелей С.Г.А., К.В.В., Б.Н.А., допрошенных на основании судебного поручения <данные изъяты>.
Таким образом, в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом представлены доказательства, подтверждающие, что он проживал в <данные изъяты> в период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, то есть, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С учетом изложенного, истец в силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год.
Статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истец обратился с заявлением о назначении пенсии в Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда № 6 по г. Москве и Московской области 08.08.2019.
На указанную дату с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, у истца имелся необходимый страховой стаж.
Вместе с тем, право на назначение пенсии возникло у истца только <данные изъяты> – на момент исполнения истцу 59 лет, в связи с чем, страховая пенсия по старости должна быть назначена с <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 20 августа 2020 года – отменить.
Принять по делу новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда № 6 по г. Москве и Московской области назначить М.С.В. досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты>.
Апелляционную жалобу М.С.В. - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи