Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-590/2023 (2а-3852/2022;) ~ М-3557/2022 от 19.12.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2023 года г.Самара

Железнодорожный районный суд г.Самары в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при секретаре Павловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-590/2023 по административному исковому заявлению Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба России №23 по Самарской области к Меркулову В.В. о взыскании недоимки по налоговым обязательствам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральная налоговая служба России №23 по Самарской области (далее – МИ ФНС России № 23 по Самарской области, административный истец) обратилась в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным иском к Меркулову В.В. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц, транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, в обоснование требований указав, что административный ответчик является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, а также в спорный период являлся собственником движимого и недвижимого имущества, следовательно, в соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 15 Конституции Российской Федерации обязан уплачивать исчисленные налоговым органом налоги. Инспекцией в адрес налогоплательщика выставлены требования об уплате начисленных налогов и пени на основании ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, оставленные Меркуловым В.В. без исполнения, после чего мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании задолженности по недоимке по налогам. Поскольку до настоящего времени требования не исполнены, а судебный приказ № 2а-808/2022 от 03.06.2022 г. отменен должником, налоговая инспекция просит суд взыскать с Меркулова В.В. в пользу налогового органа недоимку по налогу на имущество физических лиц пени за 2015 г. – 19, 32 рублей, по налогу на доходы физических лиц пени за 2018 г. – 837, 19 рублей, по транспортному налогу пени за 2015 г. – 1 720, 25 рублей, за 2016 г. – 2 598, 44 рублей, за 2017 г. – 2 598, 44 рублей, за 2018 г. – 1 845, 42 рублей, за 2019 г. – 967, 59 рублей, по земельному налогу пени за 2015 г. – 736, 63 рублей, за 2016 г. – 457, 87 рублей, за 2017 г. – 325, 54 рублей, за 2018 г. – 272, 68 рублей, за 2019 г. налог – 1 000 рублей, пени – 151, 95 рублей.

Определением суда от 16.03.2023 г. к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено МИ ФНС России № 21 по Самарской области.

В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России № 23 по Самарской области, надлежаще извещенный о дне слушания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Меркулов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания извещался надлежащим образом по месту регистрации, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, письменных возражений по требованиям административного иска суду не представил.

Учитывая требования ст. ст. 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения п. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Проверив материалы дела, расчет исчисленной налоговой инспекцией суммы недоимки, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно части 1 статьи 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.

Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины. Зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

В силу ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст.388 Налогового кодекса РФ).

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого Кодекса (пункт 1); кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2).

В силу положений п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании п. 1 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.

На основании ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 г. №117-ФЗ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

На основании сведений об имуществе налогоплательщика судом установлено, что в спорный период времени Меркулов В.В. являлся собственником следующих объектов движимого и недвижимого имущества, являющихся предметом налогообложения:

- транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак ;

- земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

- земельного участка с кадастровым номером ;

- хозяйственного строения или сооружения с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

В порядке ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекцией на имя Меркулова В.В. сформированы налоговые уведомления с указанием сумм и сроков уплаты налоговых обязательств, а именно: № 31480440 от 21.09.2017 г. на сумму транспортного налога 45 900 рублей, земельного налога 2 204 рублей, налога на имущество физических лиц 93 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017 г., № 43077136 о 25.07.2019 г. на сумму транспортного налога 15 300 рублей, земельного налога 2 204 рублей, налога на доходы физических лиц 6 941 рублей со сроком уплаты до 02.12.2019 г., №54331292 от 01.09.2022 г. на сумму транспортного налога 15 300 рублей, земельного налога 2 204 рублей со сроком уплаты до 01.12.2020 г., № 60656217 от 23.08.2018 г. на сумму транспортного налога 15 300 рублей, земельного налога 2 204 рублей со сроком уплаты до 03.12.2018 г.

Кроме того, решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 15.06.2021 г. установлено, что 26.07.2016 г. между АО Альфа-Банк и Меркуловым В.В. заключено соглашение о кредитовании, во исполнение существенных условий которого кредитором на расчетный счет заемщика перечислены денежные средства в размере 321 335,17 рублей.

В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по соглашению Банк обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Меркулова В.В. о взыскании задолженности по соглашению о кредитовании.

На основании судебного приказа от 22.08.2017 г. службой судебных приставов возбуждено исполнительное производство, в рамках которого Меркуловым В.В. задолженность оплачена частично в размере 290 000 рублей, в части оставшегося размера задолженности в сумме 53 395,62 рублей Банком осуществлено прощение долга путем объявления амнистии, из которой сумма, подлежащая налогообложению, составила 6 941 рублей.

Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 15.06.2021 г. данная сумма налогообложения на доходы физических лиц за 2018 г. взыскана с Меркулова В.В. в размере 6 941 рублей.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика самостоятельно оплачивать налог, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ч. 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с ч.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей (не превышает 3000 рублей), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Поскольку в установленный законом срок обязанность по уплате налога налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнена, налоговый орган в порядке ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации направил в адрес налогоплательщика требование № 22770 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 18.10.2018 г. сроком исполнения до 06.12.2018 г., требование № 51182 по состоянию на 26.10.2018 г. сроком исполнения до 20.12.2021 г., требование № 96485 по состоянию на 25.12.2021 г. сроком исполнения до 17.02.2022 г.

Выставленные требования налогоплательщиком не исполнены, в связи с чем, руководствуясь ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом на общую сумму недоимки начислены пени в следующем размере:

- по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. за период с 02.12.2017 г. по 24.12.2021 г. в размере 19, 32 рублей;

- по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 24.12.2021 г. в размере 837, 19 рублей;

- по транспортному налогу за 2015 г. за период с 02.12.2016 г. по 16.03.2021г. в размере 1 720, 15 рублей;

- по транспортному налогу за 2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 24.12.2021г. в размере 2 598, 44 рублей;

- по транспортному налогу за 2017 г. за период с 02.12.2018 г. по 24.12.2021г. в размере 2 598, 44 рублей;

- по транспортному налогу за 2018 г. за период с 03.12.2019 г. по 24.12.2021г. в размере 1 845, 42 рублей;

- по транспортному налогу за 2019 г. за период с 02.12.2020 г. по 24.12.2021г. в размере 967, 59 рублей;

- по земельному налогу за 2015 г. за период с 02.12.2016 г. по 24.12.2021 г. в размере 736, 63 рублей;

- по земельному налогу за 2016 г. за период с 02.12.2017 г. по 24.12.2021 г. в размере 457, 87 рублей;

- по земельному налогу за 2017 г. за период с 04.12.2018 г. по 24.12.2021 г. в размере 325, 54 рублей;

- по земельному налогу за 2018 г. за период с 04.12.2019 г. по 24.12.2021 г. в размере 272, 68 рублей;

- по земельному налогу за 2019 г. за период с 03.12.2019 г. по 24.12.2021 г. в размере 151, 95 рублей.

Проверяя представленный расчет задолженности, суд находит его арифметически верным в части взыскания пени по налогам, исчисленным начиная с 2017 г., в виду того что ранее недоимка по налогам за налоговые периоды 2017 г., 2018 г., 2019 г. до настоящего времени не погашена, срок для предъявления требований о взыскании по ним недоимок не истек, следовательно, взыскателем на основании ст. ст. 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве способа исполнения обязательств могут быть начислены пени на сумму недоимки.

Предъявленные налоговым органом ко взысканию пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, транспортному налогу, земельному налогу за 2015 год в размере 19,32 руб.,1720, 25 руб, 736, 63 руб; за 2016 год по транспортному налогу в размере 2598, 44 руб., земельному налогу пени в сумме 457, 87 руб., удовлетворению не подлежат, поскольку выставлены с нарушением сроков, установленных ст. 70 НК РФ.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговая инспекция обратилась 16.05.2022 г.

Судебный приказ №2а-808/2022 от 23.05.2022 г. в отношении Меркулова В.В. отменен 17.06.2022 г. в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.

Административный иск подан в суд 15.12.2022 г., т.е. в установленный законом срок (л.д. 45).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования заявлены налоговой инспекцией правомерно и подлежат удовлетворению в части.

Поскольку на основании п. 19 ч. 1 ст. 333. 36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета г.о. Самары с административного ответчика в размере, установленном ч.1 ст.333.19 НК РФ, 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области к Меркулову В.В. о взыскании недоимки по налоговым обязательствам удовлетворить частично.

Взыскать с Меркулова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку в виде пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. – 837, 19 рублей, по транспортному налогу за 2017 г. – 2 598, 44 рублей, за 2018 г. – 1 845, 42 рублей, за 2019 г. – 967, 59 рублей, по земельному налогу за 2017 г. – 325, 54 рублей, за 2018 г. – 272, 68 рублей, земельный налог за 2019 г. размере 1 000 рублей и пени – 151, 95 рублей, а всего 7 998, 81 рублей.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

Взыскать с Меркулова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , в доход местного бюджета г.о. Самары государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26.04.2023 г.

Председательствующий судья Е.А. Чиркова

2а-590/2023 (2а-3852/2022;) ~ М-3557/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МИФНС № 23 по Самарской области
Ответчики
Меркулов В.В.
Другие
МИФНС России №21 по Самарской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация административного искового заявления
19.12.2022Передача материалов судье
20.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2023Предварительное судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
14.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее