№ 2-263/2022
(…)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ишим 24 марта 2022 года
Ишимский городской суд Тюменской области
в составе: председательствующего судьи Клишевой И.В.
с участием истца Захарова С.В., представителя истца Семёновой Т.А., представителей ответчика Латынцева Д.В., Морозова Д.Е.
при секретаре: Карповой В.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Захарова С.В. к АО «Водоканал» о признании приказа об отстранении его от работы незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Захаров С.В. обратился в суд с иском к АО «Водоканал», в котором просит с учетом изменения иска признать приказ об его отстранении от работы № 82 от 11 ноября 2021 года незаконным ( л.д. 3-4, 173), обязать АО «Водоканал» выплатить Захарову С.В. средний заработок за время вынужденного прогула с 12 ноября по день вынесения решения суда, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 29 марта 2004 г. он был принят на работу в АО «Водоканал» (ранее ОАО «Водоканал») в должности (…). Приказом № 82 от 11.11.2021г. на основании ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18.10.2021 № 8 был отстранен от работы без начисления заработной платы. Основанием для издания оспариваемого приказа об отстранении от должности (…) явился отказ истца от вакцинации. Считает отстранение его от работы незаконным, так как отстранение по основанию не прохождения вакцинации не предусмотрено ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации. Работа, предусмотренная должностной инструкцией, к указанному в Постановлении № 8 от 18.10.2021 г. перечню не относится, трудовые функции в общественных местах истец не выполняет, поэтому выводы работодателя о выполнении истцом функций в сфере услуг являются ошибочными. Выполняемая истцом работа не входит в сферы деятельности, представители которых по действующему законодательству должны пройти обязательную вакцинацию.
Законных оснований предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отстранения от должности Захарова С.В. не было.
Истец Захаров С.В. поддержал в суде исковые требования, в суде пояснил, что работает более 20 лет, на рабочем месте общается от силы с 2-3 людьми. В его должностных обязанностях нет работы, которая проводится с населением, он осуществляет работу по автоматизации, составлению планов. Его рабочее место находится на (…) предприятия, в конторе предприятии у него отсутствует рабочее место, за прошлый год в конторе, где находится абонентский отдел, работающий с населением, он был всего три раза, при этом один раз знакомился с приказом об отстранении, с приказом о переносе отпуска и беседовал с руководителем. Он находится в подчинении главного энергетика, у которого имеется кабинет на очистных сооружениях, который является рабочим местом его и его руководителя. С водой он не работает, если бы это было так, то ему необходимо получить санитарную книжку. Считает, что при отстранении не учли его профессиональную деятельность.
Представитель истца Семёнова Т.А., действующая на основании письменного ходатайства (л.д. 19), в суде доводы иска поддержала в полном объеме, считает, что отстранение Захарова С.В. не должно было быть произведено с 12 ноября 2021 года, так как АО «Водоканал» не оказывает бытовые услуги, которые указаны в постановлении № 8 Главного государственного санитарного врача по Тюменской области, предприятие оказывает жилищно-коммунальные услуги и Захаров С.В. мог быть отстранен в связи с не прохождением вакцинации только с 14 января 2022 года. Кроме того, считает, что были нарушены его права при вынесении приказа об отстранении от работы, Захаров С.В. не был уведомлен работодателем о необходимости поставить вакцину до 12 ноября 2021 заранее и возможном отстранении, с постановлением Главного государственного санитарного врача Тюменской области об обязательности вакцинирования он не был ознакомлен, 11 ноября 2021 года от него взяли объяснения, в которых он отказался от вакцинирования и 12 ноября 2021 года его отстранили от работы.
Представитель ответчика АО «Водоканал» Латынцев Б.В., действующий на основании письменной доверенности от 01 июля 2019 года ( л.д. 20), с иском не согласен, в соответствии с письменными возражениями (л.д.42-44,92-93) и пояснениями в судебном заседании, просит в удовлетворении иска отказать, считает действия по отстранению Захарова С.В. от работы законными, поскольку руководителям юридических лиц постановлением № 8 Главного государственного санитарного врача по Тюменской области было предписано организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, в том числе, осуществляющим деятельность в сфере обслуживания. Письмом от 23 ноября 2021 года № 72-00-01/07-17105-2021 Управление Роспотребнадзора по Тюменской области подтвердило отнесение АО «Водоканал» к организациям, осуществляющим деятельность в сфере услуг, обслуживания населения и предприятий г.Ишима. Захаров С.В., являясь работником АО «Водоканал» обязан был при отсутствии медицинских противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19), провести профилактическое вакцинирование. Считает, что предприятие оказывает населению бытовые услуги в виде подачи воды и водоотведения, в связи с чем, правильным сроком согласно постановлению № 8 отстранения от работы было именно 12 ноября 2021 года
Представитель ответчика АО «Водоканал» Морозов Д.Е., действующий на основании письменной доверенности ( л.д. 91), в суде пояснил, что приказ предупреждение о необходимости вакцинации не выносился, работники знали, что нужно пройти вакцинацию, Захаров С.В. по письменному приказу не был предупрежден о предстоящем отстранении в связи с несоблюдением требования о вакцинации. Работа на предприятии по вакцинации проводилась, даже была выездная бригада медиков, которая проводила вакцинацию на предприятии. Все работники знали о необходимости вакцинации, но под роспись никого не предупреждали. На предприятии 220 человек, из них на 1 ноября 2021 года привились 180 работников, был составлен список из 28 человек, которые обязаны были привиться, с ними провели беседу, 27 человек поставили прививки, Захаров С.В. не поставил прививку, с ним была беседа, 11 ноября 2021 он подписал заявление, что не будет ставить прививку и 12 ноября 2021 года его отстранили от работы. Также представитель пояснил, что предприятие выполняет работы по проколу водопроводов населению в сроки, в которые разрешены строительные работы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив письменные доказательства, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статьям 10-11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17.09.1998 №157 ФЗ « Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимает главный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные врачи субъектов Российской Федерации.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 16 декабря 2013 года № 65 утверждены «СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно - эпидемиологические правила», которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
Согласно п.3.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 №3 « О проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органом государственной власти,гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства -больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывшие в контакте с больными инфекционным заболеванием.
Проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), эпидемиологическую ситуацию по данной инфекции на территории Тюменской области, и расценивая ее как неблагополучную, Главным государственным санитарным врачом по Тюменской области 18.10.2021 принято Постановление № 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области» ( в редакции на 11 ноября 2021 года) ( далее постановление № 8), в котором указано на необходимость обеспечить с 18.10.2021 проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, гражданам, работающим на основании трудового договора, служебного контракта, гражданско-правового договора в организациях (учреждениях) независимо от форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обслуживания (на объектах торговли, клиентских подразделений финансовых организаций, объектах общественного питания; транспорта общего пользования, такси; транспортных узлов (аэропорты, автовокзалы и автостанции), в организациях, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги и общежития, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, салонов красоты и иные подобные услуги; в театрах, кинотеатрах, концертных залах, спортивных сооружениях, фитнес-центрах)( п.1.2).
В п.2 Постановления № 8 указано, что пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на граждан, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 30.10.2021 N 30-4/И/2-17927); на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение 6 последних месяцев и имеющих медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19.
Согласно вышеуказанных временных Методических рекомендаций (п.2.16.)( действующих на момент вынесения приказа об отстранении ) необходимо принимать во внимание и разъяснять гражданам, что согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения вакцинация против COVID-19 не может дать положительный результат ПЦР-теста или лабораторного теста на наличие антигена. Вакцина не формирует у людей активного заболевания, а создает иммунный ответ. Хотя вакцинация против COVID-19 защищает человека от серьезного заболевания и смерти, до сих пор до конца не известно, в какой степени она предохраняет от заражения вирусом SARS-CoV-2 и предотвращает его передачу другим людям. Чтобы защитить других и себя, необходимо соблюдать санитарные меры, в том числе соблюдение дистанции, использование масок, особенно в закрытых, многолюдных или слабо проветриваемых помещениях.
В п.п. 7.-7.5 Постановления № 8 руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям указано :7.1. Организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления;7.2. Организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 12.11.2021; вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции - в срок до 03.12.2021 - с охватом в соответствии с планом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;7.3. Обеспечить отстранение от работы с 12.11.2021 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 03.12.2021 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего Постановления. Лиц, имеющих медицинские противопоказания, перевести на дистанционный режим работы;7.4. Оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудников;7.5. Усилить информационно-разъяснительную работу среди сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок.
Согласно приказу № 82 от 11 ноября 2021 года генерального директора АО «Водоканал» на основании ст.76 Трудового кодекса РФ п.2 ст.2 ФЗ от 17 сентября 1998 года, постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года № 8» отстранен Захаров С.В. с 12 ноября 2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия, либо прохождения вакцинации, как отказавшийся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и не имеющий противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют),без выплаты заработной платы ( л.д. 45).
Согласно заявлению Захарова С.В. от 11 ноября 2021 года он отказался от прививки от коронавируса, его решение являлось добровольным и обдуманным, считает, что АО «Водоканал» отсутствует в перечне организаций, указанных в постановлении( л.д. 46).
Судом установлено из пояснений представителя истца Семёновой Т.А., что предварительно Захарова С.В. о том, что в связи с отсутствием прививки от коронавируса, он будет отстранен от работы, не предупреждали.
Представителем ответчика также не представлено суду доказательств, что с Захаровым С.В. проводилась предварительная работа по организации вакцинации и его предупредили об отстранении от работы.
По данным системы Консультант постановление № 8 не было опубликовано в печатном издании, само постановление не содержит сведение о дате вступления его в законную силу.
В связи с чем, суд считает недоказанным, что Захаров С.В. был поставлен в известность работодателем о последствиях непроведения вакцинации от коронавируса в виде отстранения его от работы.
В постановление №8 постановлением Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 01.12.2021 N 11были внесены изменения, постановление дополнено об обязательной вакцинации п. 1.10. в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, услуг по управлению многоквартирными домами. В отношении вновь указанных сфер деятельности в п. 7.2.1. указано организовать проведение профилактических прививок контингентам, подлежащим обязательной вакцинации в соответствии с подпунктами 1.8 - 1.16 пункта 1 настоящего Постановления первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 24.12.2021; вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции - в срок до 14.01.2022 - с охватом в соответствии с планом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;
Согласно п.7.3.1. Постановления № 8 работодателям необходимо обеспечить отстранение от работы работников из числа контингентов, подлежащих обязательной вакцинации в соответствии с подпунктами 1.8 - 1.16 пункта 1 настоящего Постановления, с 24.12.2021 - лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 14.01.2022 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего Постановления. Лиц, имеющих медицинские противопоказания, перевести на дистанционный режим работы.
После вынесения приказа об отстранении истца от работы АО «Водоканал» обратилось с письмом в Управление Роспотребнадзора 15 ноября 2021 года (л.д.47-48), в котором просило разъяснить относится ли АО «Водоканал» к категории организаций, указанных в п.1 Постановления № 8, правомерно ли отстранение лиц, не имеющих ни одной прививки от вакцинации.
Из ответа от 23 ноября 2021 года ( л.д. 49,50) заместителя руководителя Главного санитарного врача по Тюменской области указано, что категории работников в постановлении № 8 определены с учетом особенностей профессиональной деятельности, связанной с общением с большим количеством людей, подвержены высокому риску заболевания новой коронавирусной инфекцией и не имея специфической защиты от коронавирусной инфекции в случае заболевания, они могут явиться источниками для лиц, пользующихся услугами этой организации, считает, что деятельность АО «Водоканала» относится к сфере услуг, в частности работники общества на постоянной основе осуществляют обслуживание населения и предприятий г.Ишима и Ишимского района, что приводит к контакту сотрудников с большим количеством людей, сотрудники АО «Водоканал» подпадают под действие указанного Постановления.
Из ответа Захарову С.В. заместителя руководителя Главного санитарного врача по Тюменской области Распоповой Ю.И. от 09 декабря 2021 года ( л.д. 8) следует, что деятельность Захарова С.В. относится к сфере оказания услуг, в частности жилищно-коммунальных услуг, действие постановления распространяется на него в полном объеме.
Согласно трудового договора № 37 от 29 марта 2004 года Захаров С.В. был принят в ОАО «Водоканал» (…)( л.д. 65).
Согласно должностной инструкции (…), утвержденного руководителем 07 сентября 2012 года Захарова С.В. осуществляет работы по внедрению комплексной автоматизации и механизации производственных процессов, способствующих повышению технического уровня производства, производительности труда, снижению себестоимости, улучшению качества продукции, обеспечению благоприятных условий труда и его безопасности. Изучает производственные процессы с целью определения участков основных и вспомогательных работ и операций, подлежащих автоматизации и механизации, проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых объектов техники и технологии. Подготавливает технические задания автоматизации и механизации производственных процессов, трудоемких ручных работ, сокращению затрат тяжелого ручного труда. Подготавливает технические задания на создание средств автоматизации и механизации и технико-экономические обоснования разрабатываемых конструкций. Участвует в рассмотрении технической документации, рабочих чертежей, разрабатываемых по заказам предприятия, а также в работах по монтажу, испытаниям, наладке и сдаче в эксплуатацию средств автоматизации и механизации, осуществляет контроль за их обслуживанием. Выполняет расчеты эффективности мероприятий по автоматизации и механизации производства, составляет заявки на необходимое оборудование. Участвует в рассмотрении технической документации, связанной с проектированием средств автоматизации и механизации производства вновь строящихся объектов, в разработке более совершенных конструкций защитно-оградительной техники и герметизации вредных процессов производства. Анализирует эффективность применяемых средств автоматизации и механизации, показатели их использования, подготавливает предложения по устранению выявленных недостатков, изменению конструкций или отдельных сборочных единиц на более совершенные. Принимает меры по обеспечению надежности и бесперебойной работы средств автоматизации и механизации. Контролирует деятельность подразделений предприятия, осуществляющих автоматизацию и механизацию производственных процессов, следит за соответствием внедренных средств современному уровню развития техники. Проводит инструктаж и оказывает помощь работникам при освоении ими новых конструкций средств автоматизации и механизации, организует работу по повышению их технических знаний. Осуществляет контроль за правильной эксплуатацией реконструируемых и модернизируемых машин, механизмов и другого оборудования, соблюдением технологических процессов производства. Участвует в разработке инструкций по эксплуатации и ремонту оборудования, безопасному ведению работ при обслуживании средств автоматизации и механизации, другой технической документации, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы. Готовит материалы для заключения договоров со специализированными организациями на проведение исследовательских, проектных и опытно-конструкторских работ, а также на изготовление и ремонт средств автоматизации и механизации, разрабатывает и согласовывает графики выполнения работ, обеспечивает необходимыми техническими данными и материалами. Составляет отчеты о выполненных работах.
Деятельность Захарова С.В. носит производственный характер, по данным должностной инструкции с населением он напрямую не работает.
В постановлении № 8 на момент вынесения приказа об отстранении указано на необходимость вакцинации в сфере обслуживания (на объектах торговли, клиентских подразделений финансовых организаций, объектах общественного питания; транспорта общего пользования, такси; транспортных узлов (аэропорты, автовокзалы и автостанции), в организациях, оказывающих услуги почтовой связи, гостиничные услуги и общежития, бытовые услуги, в том числе услуги парикмахерских, прачечных, химчисток, салонов красоты и иные подобные услуги; в театрах, кинотеатрах, концертных залах, спортивных сооружениях, фитнес-центрах), при этом АО «Водоканал» не относится к сфере торговли, к финансовым организациям, организациям общественного питания, транспорта, организациям почтовой связи, гостиничных услуг и общежития.
Согласно Устава АО «Водоканал» ( л.д.94-101) установлено в п.2.3, что основными видами деятельности является распределение воды, передача электроэнергии, удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, сбор и очистка воды, деятельность в области архитектуры, строительство зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, эксплуатация и ремонт сооружений водоподготовки водоотведения, водопроводов, коллекторов, уличных сетей водопровода и канализации и сооружений на них, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения, газоснабжения и теплоснабжения на водозаборах и сооружениях, эксплуатация и ремонт машин.
Из выписки из ЕГРЮЛ ( л.д. 105-107) следует, что в АО «Водоканал» предусмотрено шесть видов деятельности, из них согласно распоряжению от 24 ноября 2016 года № 2496 –р в перечень кодов классификации в соответствии с общероссийским классификатором видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, включена деятельность с кодами 42.21,41.20,43.22( строительство жилых домов и нежилых зданий; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения и газоснабжения; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования), услуги, связанные забором воды – код 36,сбором обработкой сточных вод код 37 к бытовым услугам не отнесены.
Представителем ответчика Латынцевым Б.В. указано, что из бытовых услуг с кодами 42.21,41.20,43.22 АО «Водоканал» выполняет для населения устройство водопроводов проколами. Представитель Морозов А.Е. пояснил, что устройство водопроводов осуществляется в период, когда разрешены строительные работы, в связи с промерзанием почвы работы приостанавливаются.
Таким образом, судом установлено, что бытовые услуги оказываются АО «Водоканалом» в виде устройства водопроводов, в связи тем, что в ноябре, декабре для этих работ почва промерзает, ответчиком не представлено доказательств, что данные услуги были оказаны населению с 12 ноября 2021 года по настоящее время.
Иных бытовых услуг, оказываемых населению судом не установлено.
Ссылка представителя ответчика на ст.2 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которой водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение)и является бытовой услугой, не позволяет отнести указанную деятельность к бытовым услугам.
Согласно п.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Услуги ответчика по поставке воды и водоотведению при работе с населением (собственники и нанимателя жилых помещений) являются коммунальными.
В связи с чем, сфера деятельности в отношении населения г.Ишима и Ишимского района ответчика относится к оказанию коммунальных услуг, то есть сфера ЖКХ.
Указанная сфера ЖКХ была выделена в постановлении №8 отдельно и сроки обязательной вакцинации были установлены: первый срок до 24 декабря 2021 года, второй срок до 14 января 2022 года.
Учитывая, что в постановлении ставится вопрос о возможности трудиться жителей Тюменской области в определенной сфере деятельности, указание данной категории должно иметь правовую определенность и не вызывать сомнения, в противном случае нарушаются права граждан на труд, регламентированные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.
О правовой неопределенности свидетельствует ответ службы Роспотребнадзора, в котором деятельность организация АО «Водоканал» отнесена к сфере оказания жилищно-коммунальных услуг( л.д. 8). Ранее в ответе АО «Водоканал» Роспотребнадзор относил его деятельность к сфере обслуживания.
Учитывая изложенное, суд считает, что отстранение Захарова С.В. с 12 ноября 2021 года явилось преждевременным, в связи с отнесением АО «Водоканал» к организации, оказывающей услуги в сфере жилищно-коммунальных услуг, отстранение его от работы должно было последовать не ранее 24 декабря 2021 года.
Кроме того, работодателем не представлено доказательств по предупреждению Захарова С.В. о возможном последствии отказа от вакцинации - в виде отстранения от работы. Приказ об отстранении был вынесен 11 ноября 2021 года после получения заявления Захарова С.В. от вакцинации. Предупреждение о возможном отстранении от работы в данном случае было необходимо также в силу того, что при ознакомлении с постановлением № 8 работники должны были определиться, связана ли их деятельность со сферами деятельности, указанными в постановлении.
Установление иного срока вакцинации работодателем возможно, в случае, если это не нарушает трудовых прав работника. Однако, согласно обжалуемого приказа истец был отстранен от работы с 12 ноября 2021 года. Работодатель является более сильной стороной в трудовых правоотношениях, дискриминация в данном случае недопустима.
Обоснованными являются доводы представителя истца, что в обжалуемом приказе имеется ссылка на статью 76 Трудового кодекса Российской Федерации, однако не приведен случай, предусмотренный Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым ответчик отстранил Захарова С.В. от работы с 12.11.2021 г
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании приказа АО «Водоканал» от 11 ноября 2021 года об отстранения от работы Захарова С.В. от работы с 12.11.2021 г. незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч. 6 ст. 136 ТК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Суд берет за основу расчет среднедневного заработка истца, представленный ответчиком, согласно справки (л.д.64) - 3312,67 рублей, Захаров С.В. указанный размер среднедневного заработка не оспаривает.
В пользу истца с ответчика подлежит взысканию средний заработок в сумме = 288202 рубля 29 копеек (3312,67 х 87 рабочих дней).
Следовательно, исковые требования о взыскании неполученного заработка за период с 12.11. 2021 г по день принятия решения судом- 24 марта 2022 г, компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
При выдаче указанной суммы Захарову С.В. подлежит удержанию бухгалтерией ответчика подоходный налог ( 13%)
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1); в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику, нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Согласно п. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Учитывая, что ответчик преждевременно отстранил истца от работы, что послужило нарушением его трудовых прав, а также лишение средств к существованию, так как заработная плата истца является единственным источником денежных средств, суд полагает возможным частично удовлетворить требования истца о взыскании компенсации морального вреда. При оценке размера требуемой истцом компенсации морального вреда, с учетом объема и степени действительно испытанных истцом нравственных страданий, суд полагает разумным и обоснованным взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части в удовлетворении требования о компенсации морального вреда следует отказать.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования г.Ишим государственная пошлина в размере 6382 рубля 02 копейки( 288202.29 – от имущественных требований 6082 рубля, неимущественные требования – 300 рублей).
Руководствуясь ст.ст.14,56,98, 194-197 ГПК РФ, ст.234,237,392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Захарова С.В. - удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ АО «Водоканал» № 82 от 11 ноября 2021 года об отстранении от работы Захарова С.В.
Взыскать с АО «Водоканал» в пользу Захарова С.В. средний заработок за время вынужденного прогула с 12 ноября 2021 года по 24 марта 2022 года включительно в сумме 288202 рубля 29 копеек, в качестве компенсации морального вреда 5000 рублей, в остальной части иска отказать.
Взыскать в доход муниципального образования г.Ишим Тюменской области с АО «Водоканал» государственную пошлину в сумме 6382 рубля 02 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ишимский городской суд в течение месяца со дня написания решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 31 марта 2022 года.
Согласовано:
Судья Ишимского городского суда И.В. Клишева