Дело № 2-425/2024
73RS0001-01-2023-007718-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потравнова Алексея Александровича к администрации г. Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
истец Потравнов А.А. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указал следующее. Он является инвалидом <данные изъяты> группы. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в администрацию г. Ульяновска с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, в чём ему было отказано.
С отказом в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма он не согласен, так как жилого помещения в собственности он не имеет, вследствие чего не имеет регистрации в г. Ульяновске, проживает в жилом помещении, которое арендует по договору коммерческого найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
<данные изъяты> группа инвалидности полагается человеку, который не в состоянии самостоятельно работать, учиться, отвечать за свои поступки, обслуживать себя, нуждается в систематическом присмотре и т.д. К таким заболеваниям обычно относятся <данные изъяты> и другие заболевания. Он является одиноко проживающим гражданином.
Просит обязать ответчиков предоставить ему жилое помещение по договору социального найма как инвалиду <данные изъяты>.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, после перерыва в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Представитель ответчика Горничнова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец не состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Исходя из размера дохода, Потравнов А.А. не может быть признан малоимущим, заболевание истца не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с этим, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд, с учетом мнения представителя ответчика, определил рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав ранее истца, заслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 12 ГПК РФ устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.
В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе, международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу дата, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 названной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н утвержден "Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Судом установлено, что истец Потравнов А.А. является инвалидом <данные изъяты> группы с детства, бессрочно.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Ульяновской области истец в собственности недвижимого имущества не имеет.
Как пояснил истец, он проживает в съемном жилом помещении на основании договора коммерческого найма жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Потравнов А.А. обратился в Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновск с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, в чём ему ДД.ММ.ГГГГ было отказано (л.д.6). Отказ обусловлен тем, то истец не страдает заболеванием, которое бы давало ему право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Кроме того истец не может быть поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что не может быть признан малоимущим.
Суд соглашается с позицией ответчика по данному делу, по следующим основаниям.
В соответствии с действующим законодательством, наличие у члена семьи заболевания тяжелой хронической формы, исходя из смысла пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, само по себе, не может являться основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данная норма права предусматривает в качестве самостоятельного условия для обеспечения его отдельным жилым помещением такое обстоятельство, как проживание лица в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с носителем заболевания других семей, но не лиц, связанных между собой отношениями родства или свойства, проживающих в отдельной квартире, и являющихся по смыслу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации членами одной семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Наличие одного лишь факта заболевания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований.
Как установлено в судебном заседании истец Потравнов А.А. не страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое входит в перечень, утверждённый приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н, что исключает возможность обеспечения его во внеочередном порядке жилым помещением. предоставляемом по договору социального найма.
Более того, Потравнов А.А. в силу норм действующего законодательства не может быть поставлен в установленном законном порядке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Так, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого Согласно Решению Городской Думы № 136 от 13.07.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», учетная норма площади жилого помещения, согласно которой семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 12 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Реализуя эту конституционную обязанность, предусмотренную ст. 40 Конституции РФ федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч.1 ст.49 ЖК РФ, необходимо одновременное наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Малоимущими гражданами признаются лица, если доход составляет не более 1,3 размера прожиточного минимума. На момент обращения истца к ответчикам с заявлением о предоставлении жилого помещения ( апрель 2023 года) указанная величина составляла 16 632, 20 руб., на момент рассмотрения по существу настоящего гражданского дела она составляет 17 878,90 руб.
Согласно сведениям, представленным в суд Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28) истец Потравнов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является получателем: страховой пенсии по инвалидности 1 группы с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 28.12.2023 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; ежемесячной денежной выплаты по категории инвалиды <данные изъяты> группы с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». К размеру страховой пенсии по старости ему установлена компенсационная выплата по уходу за неработающим нетрудоспособным лицом – 1200 руб.
Размер страховой пенсии по инвалидности Потравнова А.А. составлял: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 23 985, 40 руб. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ- 26 047, 99 руб. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ – 28 653, 11 руб. ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – 30 028, 54 руб. ежемесячно. Также в указанные периоды времени истцу выплачивалась компенсация 1 200 руб. ежемесячно и ЕДВ в размере от 3 896, 43 руб. до 4 957, 95 руб. ежемесячно.
Таким образом, исходя из дохода истца, он не может быть признан малоимущим и как следствие не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В связи с этим, исковые требования Потравнова А.А. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Потравнова Алексея Александровича к администрации г. Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева
срок принятия решения в окончательной форме 21.02.2024 года