9 апреля 2013 года город Обоянь
Обоянский районный суд Курской области в составе:
председательствующего - судьи Елизаровой С.А.,
при секретаре Пустарнаковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеева Дениса Владимировича к Администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области о постановке в очередь для внеочередного предоставления жилья,
УСТАНОВИЛ:
Дорофеев Д.В. обратился в суд с иском к Администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области о постановке на очередь для внеочередного предоставления жилья, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с момента признания его оставшимся без попечения родителей.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что его родители: мать - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец - ФИО1 - решением Обоянского райсуда Курской области от 2 декабря 2003 года признан безвестно отсутствующим.
Постановлением Главы Администрации Обоянского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ году № он, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, был направлен в <данные изъяты>
Жилая площадь за ним не закреплялась по причине её отсутствия, а органы опеки и попечительства на жилищный учет как сироту для внеочередного получения жилья его не поставили.
Ссылаясь на ст. 57 ЖК РФ, п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд обязать администрацию Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области поставить его на жилищный учет для внеочередного предоставления жилья, с момента, когда он остался без попечения родителей.
В судебном заседании истец Дорофеев Д.В. не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца - Дорофеев П.В., действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил и пояснил, что Дорофеев Д.В. собственного жилья не имеет, зарегистрирован по месту жительства в доме своей дальней родственницы. Фактически проживает без регистрации <адрес> в снимаемой им квартире. Без попечения родителей остался с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента смерти матери, поэтому просит Дорофеева Д.В. поставить на учет именно с этой даты. Отец признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ. После нахождения в учебном заведении, служил в армии, а затем проходил в службу по контракту. Неоднократно Дорофеев Д.В. обращался с заявление о постановке его на учет, но ему было отказано, в связи с отсутствием необходимых документов. Поэтому в настоящее время он был вынужден обратиться с соответствующим иском.
Представитель ответчика - Администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области - Сойникова Л.А. против удовлетворения исковых требований Дорофеева Д.В. с учетом уточнений не возражала и пояснила, что семья Дорофеевых ей известна. Действительно Дорофеев Д.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Законом Курской области от 26 апреля 2010 года №26-ЗКО «О преобразовании некоторых муниципальных образований и внесении изменений в отдельные законодательные акты Курской области» МО «Малокрюковский сельсовет» вошел в состав МО «Котельниковский сельсовет». За Дорофеевым Д.В. жилье за истцом не закреплялось, поскольку в наличии у семьи жилья не имелось. На учете для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма он не состоит. Однако неоднократно Дорофеев Д.В. обращался в Администрацию по вопросу включения в очередь, но полный пакет документов им представлен не был.
Представитель третьего лица - Администрации Курской области - Лукьянчикова С.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что согласно федеральной программе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, обеспечиваются жилыми помещениями органами исполнительной власти, расходные обязательства возложены на орган исполнительной власти субъекта РФ, то есть на Администрацию Курской области. Органы местного самоуправления и органы опеки и попечительства надлежащим образом не исполнили свои обязанности, а именно при выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, они обязаны не закрепили за ним жилую площадь и поставили на учет. Исковые требования Дорофеева Д.В. законны и обоснованны. Поскольку имеется нарушение его прав, которые он не мог защищать в силу несовершеннолетнего возраста, службы в вооруженных силах и участия в боевых действиях на Северном Кавказе. Дорофеев Д.В. закрепленного жилья не имеет, с рождения проживал и был зарегистрирован в с. М-Крюки Обоянского района Курской области, орган местного самоуправления был обязан поставить Дорофеева Д.В. на учет при направлении его в интернатное учреждение.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Обоянского района Курской области Шокурова Л.Н., действующая на основании доверенности, подтвердила, что Дорофеев Д.В. в ДД.ММ.ГГГГ остался без попечения родителей, поскольку его отец решением Обоянского районного суда Курской области от 2 декабря 2003 года, признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ, а мать умерла ДД.ММ.ГГГГ. Как ребенок, оставшийся без попечения родителей, истец был направлен в <данные изъяты>. По неизвестной причине он не был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилья, в тоже время закрепленного за ним жилья не имел. Поскольку лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на внеочередное предоставление жилья, исковые требования считает обоснованными. Дорофеев Д.В. обращался в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления жилья, ему был разъяснен порядок постановки на учет лиц, в качестве нуждающегося.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (ст. 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
В соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с ч.9 названного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Подпунктом «б» п.1 Правил приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Администрации Курской области от 4.05.2011г. №172-па «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Курской области, по договору социального найма» установлено, что жилые помещения предоставляются, в том числе, и гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), государственные обязательства по обеспечению жильем которых возникли до начала реализации Программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Администрации Курской области от 10.02.2011г. №46-па.
Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Судом установлено, что родителями Дорофеева Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: мать - ФИО2, отец - ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении №, выданным администрацией Стрелецкого сельсовета Белгородского района Белгородской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).
Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Таганским отделом ЗАГС города Москвы, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Из копии решения Обоянского райсуда Курской области от 2 декабря 2003 года, вступившего в законную силу, следует, что ФИО1 признан безвестно отсутствующим с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13).
Главой Администрации Обоянского района Курской области от 5 августа 1997 года было вынесено постановлением в соответствии с которым несовершеннолетний Дорофеев Д.В. был направлен в интернатное учреждение (л.д.23).
Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Дорофеев Д.В. являлся воспитанником и находился на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Из копии военного билета №, выданного ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Ставропольского краевого отдела по Предгорному району, следует, что Дорофеев Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15).
Из справки Администрации Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области от 22 февраля 2013 года следует, что Дорофеев Д.В. в личной собственности жилой площади на территории сельсовета не имеет (л.д.21).
Согласно сообщениям Управления Росреестра по Курской области от 01 февраля 2013 года и Обоянского отделения Курского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 4 февраля 2013 года за Дорофеевым Д.В. в собственности недвижимого имущества не имеет (л.д.19-20).
Судом установлено, что Дорофеев Д.В., как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обеспечен благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Этот факт подтверждается как объяснениями сторон, так и материалами дела.
С учетом вышеизложенного суд считает требования Дорофеева Д.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Дорофеев Д.В. остался без попечения родителей, не имел закрепленного за ним жилья, в связи с чем нуждался в постановке на учет для внеочередного предоставления жилья по договору социального найма, однако на соответствующий учет поставлен не был, что, по мнению суда, является нарушением его законных прав и интересов.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дорофеева Дениса Владимировича - удовлетворить.
Обязать Администрацию Котельниковского сельсовета Обоянского района Курской области включить Дорофеева Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в льготную очередь для внеочередного предоставления жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме - с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий С.А. Елизарова