РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2019 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Потаповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 8929 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 125,49 руб., задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 1539 руб., пени по земельному налогу в сумме 20,76 руб., указав в обоснование иска, что согласно сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, за ФИО1 зарегистрировано право общей долевой собственности на следующие объекты недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №; гараж, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №; земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №. Ввиду чего ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В адрес налогоплательщика направлялось уведомление об уплате налогов № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налоговым органом произведено начисление земельного налога за 2017 года в размере 1 539 руб. и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 8 929 руб. Поскольку указанные суммы налогов не были оплачены налогоплательщиком в установленные сроки, в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате недоимок по налогам и пени № года, которое также не было исполнено.
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебный приказ был вынесен, однако впоследствии был отменен ввиду подачи должником возражений относительно его исполнения.
На основании изложенного, административный истец просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела в его отсутствие, уточнив требования, поскольку административным ответчиком земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2017 год оплачены в полном размере. Просят взыскать пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 121,62 рублей, пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 23,29 рублей.
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному административным истцом, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении или о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступали.
Изучив материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги закреплена ст. 23Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.
В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.396 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налог периодом. В соответствии с ст.393 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п.4 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. 2. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом установлено, что на основании данных органа, осуществляющего регистрацию объектов недвижимости представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, сведений о кадастровой стоимости, ответчик в налоговый период 2017 год имел в собственности ? долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый №; гараж, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; земельный участок по адресу: <адрес> 5, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес налогоплательщика ФИО1 налоговым органом было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налоговым органом произведено начисление земельного налога за 2017 года в размере 1 539 руб. и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 8 929 руб. Установлен срок для уплаты - ДД.ММ.ГГГГ
Указанные суммы налогов в установленные сроки административным ответчиком не были уплачены. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес налогоплательщика ФИО1 направлялось требование об уплате недоимок по налогам и пени № от ДД.ММ.ГГГГ, которые также не было исполнено. Срок уплаты налога по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ установлен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был вынесен, однако определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения. В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в срок до шести месяцев с момента, указанного в требовании об уплате налога, а после отмены судебного приказа обратился в суд с административным исковым заявлением в срок до истечения шести месяцев с момента отмены судебного приказа, то есть срок на обращения в суд с заявленными требованиями налоговым органом не пропущен.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком произведена оплата ДД.ММ.ГГГГ по земельному налогу за 2017 года в размере 1539 рублей и налог на имущество физических лиц за 2017год в размере 8 292 рублей, в указанной части административный истец исковые требования не поддерживает.
Материалами дела подтверждаются доводы административного истца о том, что административным ответчиком допущено нарушение сроков уплаты суммы налога, то в силу ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом налогоплательщику обосновано начислены пени. Расчет пени, представленный административным истцом, суд полагает верным. В связи с чем, считает необходимым взыскать с административного ответчика пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в размере 121,62 рублей, пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 23,29 рублей.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составит 400 руб.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
Иск Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (место жительства: <адрес>) пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 125,49 руб., пени по земельному налогу за 2017 г. в сумме 23,29 руб.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Соболева Ж.В.