Дело № 2-1441/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2013 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Самбуевой Б.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Цыркуновых А.В. и Н.Н., одновременно действующей в интересах несовершеннолетнего Цыркунова Н.А., к администрации городского поселения «Атамановское» о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Он, являясь военнослужащим, проходит военную службу в в/ч № и состоит в очереди в ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» на получение жилого помещения. Решением 4-го отдела указанного ФГУ от 18.09.2013 ему было выделено жилое помещение по адресу: <адрес>. Ранее в указанном жилом помещении, которое находилось на балансе Читинской КЭЧ района, проживали военнослужащий ФИО5 и члены его семьи, которые затем выехали на другое место жительства. Обратившись в администрацию городского поселения «Атамановское» с заявлением о заключении договора найма указанного помещения как служебного, он получил отказ со ссылкой на то, что администрация не наделена полномочиями на заключение таких договоров с военнослужащими.
Истец, полагая данный отказ незаконным, просил суд признать за ним право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и обязать администрацию муниципального образования городское поселение «Атамановское» заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу.
В настоящем судебном заседании истец Цыркунов А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Соистец Цыркунова Н.Н., привлеченная к участию в деле по ее ходатайству и одновременно действующая в интересах несовершеннолетнего Цыркунова Н.А., в суд не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - администрации городского поселения «Атамановское» Рудик Н.Н., действующая по доверенности, исковые требования не признала. Пояснив, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью и не включено в состав специализированного жилищного фонда, просила суд в иске отказать.
Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица администрации муниципального района «Читинский район» Максимова О.В., действуя по доверенности, исковые требования также полагала необоснованными и просила суд об отказе в их удовлетворении.
Третье лицо ФГУ «Востокрегионжилье» своего представителя в суд не направило, представив письменный отзыв за подписью начальника 4-го отдела ФГУ «Востокрегионжилье» о рассмотрении дела в ее отсутствие и согласии с иском.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, Цыркунов А.В. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в в/ч <данные изъяты>.
Решением 4-го отдела ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 18.09.2013 № 116 Цыркунову А.В. и членам его семьи: жене Цыркуновой Н.Н. и сыну Цыркунову Н.А., <данные изъяты> г.р., предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на период прохождения военной службы в Читинском гарнизоне. (см. л.д. ).
Предоставленное Цыркунову А.В. жилое помещение ранее занимал другой военнослужащий, что ответчиком не оспаривалось.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п.5 указанной статьи в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 утверждены Инструкции о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений.
В соответствии с п.1 Инструкции «О предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений» Военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), и совместно проживающим с ними членам их семей (далее именуются - члены их семей) предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военная служба, по смыслу статьей 5 9 и 71 (пункт «т») Конституции РФ, представляет собой особый вид федеральной, государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих выражающийся в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения и договора найма служебного жилого помещения.
Определением Конституционного Суда Российском Федерации от 25 декабря 2003 г. 453-0 установлено, что, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, положения п. 5 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений; что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.
Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27 марта 1998 года, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.
Аналогичную позицию высказал Верховный суд РФ в обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного суда РФ от 1 августа 2007 года. (вопрос № 7).
Фактически по данному делу установлено, что орган местного самоуправления уклонился от решения вопроса об установлении порядка распределения жилья, освобождаемого военнослужащими.
Такая позиция ответчика, по мнению суда, не соответствует 3aкону и влечет за собой нарушение прав граждан, проходящих военную службу по контракту.
На основании изложенного, учитывая, что спорное жилое помещение распределено Цыркунову А.В. и членам его семьи с соблюдением установленного порядка, решение о таком распределении жилой площади никем не оспорено и не нарушает ничьих прав, суд приходит к выводу о том, что за Цыркуновым А.В. и членами его семьи, права которых в данном случае являются производными от права Цыркунова А.В., должно быть признано право пользования спорным жилым помещением.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчика обязательства по заключению с Цыркуновым А.В. договора найма служебного жилого помещения, так как в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» стороной такого договора является Министерство Обороны РФ или федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Учитывая все вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать за Цыркуновыми А.В., Н.Н. и их несовершеннолетним сыном Цыркуновым Н.А. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу<адрес>, на условиях договора найма служебного жилого помещения.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья Коберская М.В.