Дело № 2-115/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2019 г. станица Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,
при секретаре Арчаковой А.М.,
с участием: представителя ответчика администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области - начальника отдела правового обеспечения -Мамонтова Г.К., (действующего на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГ),
представителя ответчика муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа» директора Контаревой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению территориального отдела в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском и Новониколаевском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Успенская средняя общеобразовательная школа» об обязании соблюдения норм СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском и Новониколаевском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Успенская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МКОУ «Успенская СОШ») об обязании соблюдения норм СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»
В обоснование требований истец указал, что в ноябре 2017 г., в сентябре 2018 г. в отношении МКОУ «Успенская СОШ» проведены проверки, в результате которых выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Юридическому лицу были выданы предписания, в которых поставлен вопрос о приведении образовательного учреждения в надлежащее состояние в части выполнения мероприятий по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. До настоящего времени нарушения не устранены.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец просил суд обязать администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить выполнение МКОУ «Успенская СОШ» требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно пункта 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» путём обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений пункта 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 – в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в закону силу; обязать МКОУ «Успенская СОШ» выполнить установленные пунктом 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» провести замену разбитых стекол в кабинетах: географии, математики, ОБЖ, русского языка и литературы, истории, технологии, физики, химии, в спортивном зале, в буфете, в рекреации в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседание представитель истца – начальник территориального отдела в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском и Новониколаевском районах Управления Роспотребнадзора Дубовая Н.В. не прибыла, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просила исковые требования к ответчикам удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области Мамонтов Г.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований ввиду того, что в настоящее время на устройство окон в МКОУ «Успенская СОШ» выделено 210 806 рублей, на указанные средства вставлено 12 окон в кабинетах физики, технологии, истории русского языка и литературы, так же спонсорами выделены денежные средства, на которые вставляются окна в кабинете ОБЖ и спортивном зале. что в настоящее время на устройство окон в МКОУ «Успенская СОШ» выделено 210 806 рублей, на указанные средства вставлено 12 окон в кабинетах физики, технологии, истории русского языка и литературы, так же спонсорами выделены денежные средства, на которые вставляются окна в кабинете ОБЖ и спортивном зале. Финансирование на замену разбитых стекол в кабинетах: географии, математики, химии и в буфете будут произведено администрацией Нехаевского района Волгоградской области в 2020 году.
Представитель ответчика директор МКОУ «Успенская СОШ» Контарева А.И. в судебном заседании возражая против заявленных требований пояснила, что в настоящее время на устройство окон в МКОУ «Успенская СОШ» выделено 210 806 рублей, на указанные средства вставлено 12 окон в кабинетах физики, технологии, истории русского языка и литературы, так же спонсорами выделены денежные средства, на которые вставляются окна в кабинете ОБЖ и спортивном зале. Финансирование на замену разбитых стекол в кабинетах: географии, математики, химии и в буфете будут произведено администрацией Нехаевского района Волгоградской области в 2020 году.
С учётом положений ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей ответчиков, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Пунктом 1.1 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Согласно пункта 1.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников,.. . и выполняться требования санитарного законодательства.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1.2 Устава Школы, утвержденного постановлением администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) Школа по своей организационно - правовой форме является муниципальным казенным учреждением. Тип Школы – общеобразовательная организация.
В силу подпунктов 2, 7 и 14 пункта 1.11 Устава к компетенции Учреждения относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития Учреждения; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания учащихся, воспитанников и работников Учреждения.
Согласно пункту 2.2 Устава Предметом деятельности Учреждения являются: привлечение дополнительных финансовых источников, в том числе и валютных средств, за счет предоставления платных образовательных услуг, добровольных пожертвований и взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан.
Согласно пункту 2.4 Устава Учреждение в соответствии с основной целью осуществляет следующие виды деятельности:.. .. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся; защита обучающихся от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пунктов 1.5 и 5.1 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование «Нехаевский муниципальный район Волгоградской области», функции и полномочия Учредителя осуществляются администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области.
Согласно подпунктов «г», «д», «е» пункта 5.2 Устава Учредитель.. . осуществляет финансовое обеспечение деятельности Учреждения, определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Учреждения.
Согласно пункта 2.7 Устава Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств муниципального бюджета на основании бюджетной сметы утверждённой Учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного Учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие Учреждения, перечень которых определяется Учредителем. Финансовое обеспечение основных видов деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из областного бюджета и иных не запрещенных действующим законодательством источников.
В соответствие с пунктом 8.11 Устава Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы, утвержденной Учредителем.
В соответствие с пунктами 8.15 и 8.16 Устава Учреждение вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным заданием; Учреждение вправе вести приносящую доход деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации». Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации» (ст. 53 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.).
Согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МКОУ «Успенская СОШ» территориальным отделом в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском и Новониколаевском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области было установлено неисполнение пунктов 1 ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения по которому истек ДД.ММ.ГГГГ, а именно в кабинетах: географии, математики, ОБЖ, русского и литературы, истории, технологии, физики, химии, в спортивном зале, в буфете, в рекреации - замена разбитых стекол не проведена, что является нарушением п. 6.10. СанПиН 2.4.2.2821-10. Кроме того, указанные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства были установлены и ранее проведенными проверками.
Вместе с этим, согласно справки предоставленной начальником отдела образования, опеки и попечительства администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области предоставленных ФИО6 в 2019 г. на устройство окон в МКОУ «Успенская СОШ» выделено 210 806 рублей, на указанные средства вставлено 12 окон в кабинетах физики, технологии, истории русского языка. Так же спонсорами ООО «Михайловское» выделены денежные средства, на которые вставляются окна в кабинете ОБЖ и спортивном зале.
Данный факт так же подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом о приёмке выполненных работ, от ДД.ММ.ГГГГ и справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств того, что устранения ответчиком устранены нарушения п. 6.10. СанПиН 2.4.2.2821-10, а именно заменены разбитые стёкла в кабинетах географии, математики, химии и в буфете, ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор), являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 Положения о Федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 476 от 5 июня 2013 г. должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный надзор, помимо лиц, указанных в пункте 5 настоящего Положения, являются: заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, - заместители главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями, в том числе, предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Исходя из приведённых выше норм материального права и установленных обстоятельств, исследовав представленные по делу доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Учитывая, что до настоящего времени МКОУ «Успенская СОШ» продолжает нарушать требования санитарного законодательства Российской Федерации, не исполняя обязательные требования санитарного законодательства Российской Федерации, указанные в предписании, а именно не произведена замена разбитых стекол в кабинете географии, математики, химии и в буфете, в связи с чем создается угроза нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, которое гарантируется статьей 41 Конституции Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области обязанности обеспечить выполнение МКОУ «Успенская СОШ» требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно пункта 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» путём обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений пункта 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10, а также на МКОУ «Успенская СОШ» выполнить установленные пунктом 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» провести замену разбитых стекол в кабинетах: географии, математики, химии, в буфете.
Доводы представителей ответчиков об отсутствии финансирования <данные изъяты>, не принимаются судом ко вниманию, поскольку требования, предъявляемые истцом, предусмотрены санитарными правилами, являющимися обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд приходит к выводу об установлении администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области срок для исполнения решения суда в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в закону силу, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Успенская средняя общеобразовательная школа» в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, что является разумным и достаточным.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление территориального отдела в г. Урюпинск, Урюпинском, Нехаевском и Новониколаевском районах Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области к администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «Успенская средняя общеобразовательная школа» об обязании соблюдения норм СанПиН 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», удовлетворить в части.
Обязать администрацию Нехаевского муниципального района Волгоградской области обеспечить выполнение муниципальным казённым общеобразовательным учреждением «Успенская средняя общеобразовательная школа» требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно пункта 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» путём обеспечения финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений пункта 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Успенская средняя общеобразовательная школа» выполнить установленные пунктом 6.10 СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» провести замену разбитых стекол в кабинетах: географии, математики, химии, в буфете в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований, отказать.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградском областном суде через Нехаевский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Ефремов