Решение по делу № 33-1053/2020 от 27.01.2020

Апелляционное производство № 33-1053/2020

Гражданское дело № 2-1544/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург      17 июня 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего      Алексеевой Е.Д.,

судей                  Герман М.В., Нестеровой М.В.,

при секретаре              Туркове Г.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казённого учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 октября 2019 года по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об установлении границ земельного участка.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., объяснения представителя Федерального государственного казённого учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Дрыгиной В.Ю., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по доверенности Чемия-Адамович И.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – АМО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области) обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России), Федеральному государственному казённому учреждению «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России) об установлении границ земельного участка.

В обоснование иска указала, что на основании приказа заместителя Минобороны России от 5 марта 2014 года № 212 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области» (далее – МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области), Актом приёма-передачи имущества от 18 августа 2014 года из федеральной собственности в муниципальную собственность МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области были переданы объекты недвижимого имущества согласно Приложению № 1 (л.д. 46-54), являющемуся неотъемлемой частью вышеуказанного акта приёма-передачи.

На указанные объекты недвижимости зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности. Земельный участок с кадастровым номером , на котором расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области принадлежит на праве собственности Российской Федерации. При этом земельный участок с кадастровым номером передан на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России. Таким образом, образование спорного земельного участка непосредственно затрагивает права и законные интересы Российской Федерации, в связи с чем формирование границ вновь образованных земельных участков подлежит согласованию с уполномоченным Российской Федерацией на то лицом, а именно ФГКУ «Северо-западное ТУИО» Минобороны России. Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в целях реализации права на предоставление земельного участка площадью 89512 кв.м, образуемого путём раздела земельного участка с кадастровым номером , подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, выполненная в соответствии с подпунктом 14 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации, а также приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». 25 октября 2017 года пакет документов, включающий в себя: схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заключение кадастрового инженера и свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимости в количестве 24 штук, направлены на утверждение ФГКУ «Северо-западное ТУИО» Минобороны России (исх. № 6968/1.0-16). До настоящего времени ответ из ФГКУ «Северо-западное ТУИО» Минобороны России не получен. Указанные действия ФГКУ «Северо-западное ТУИО» Минобороны России нарушают права МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области по оформлению в собственность земельного участка. Иным путём, как обращением с данным исковым заявлением, право истца по постановке земельного участка на кадастровый учёт и оформлению его в собственность реализовано быть не может.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, настаивая на удовлетворении исковых требований, АМО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области просило установить границы земельного участка площадью 89512 кв.м в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в кадастровом квартале с условным номером с следующих координатах характерных точек границ:

X, м

Y, м

Расстояние, м

СК 47-2

449361.80

2232793.31

10.39

449357.89

2232802.93

12.55

449354.39

2232814.98

12.98

449352.18

2232827.77

19.43

449344.73

2232845.73

14.11

449342.64

223285?????

17.06

449342.60

2232876.74

17.61

449343.94

2232894.30

10.47

449346.87

2232904.34

13.49

449353.60

2232916.03

6.68

449356.18

2232922.20

6.25

449355.38

2232928.40

3.92

449354.34

2232932.21

7.37

449348.42

2232936.63

11.20

449339.00

2232942.69

28.47

449314.20

2232956.67

7.80

449306.77

2232959.06

12.96

449296.16

2232966.51

16.99

449287.25

2232980.98

12.49

449286.43

2232993.44

14.19

449284.23

2233007.46

19.66

449273.08

2233023.66

19.83

449268.20

2233042.87

11.50

449257.25

2233046.37

15.30

449250.01

2233059.84

9.42

449246.39

2233068.54

14.60

449244.74

2233083.04

20.22

449256.35

2233099.55

6.19

449256.51

2233105.70

51.99

449252.07

2233157.49

29.43

449249.07

2233186.71

57.08

449192.49

2233194.25

99.55

449098.81

2233227.96

47.49

449075.13

2233186.86

14.42

449088.23

2233180.99

59.53

449142.55

2233156.65

60.35

449196.18

2233128.97

67.05

449154.47

2233076.56

50.35

449110.75

2233101.64

59.21

449059.38

2233131.09

18.08

449043.66

2233140.04

76.06

449016.80

2233068.95

46.41

448991.89

22�3�3�0�2�

36.14

448976.78

2232996.96

88.44

449045.39

2232941.25

32.88

449069.43

2232918.85

12.31

449074.96

2232907.84

211.62

449240.34

2232775.81

122.72

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 октября 2019 года исковые требования АМО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области удовлетворены.

Суд установил местоположения границы земельного участка в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, в следующих координатах характерных точек:

X, м

Y, м

Расстояние, м

СК 47-2

449361.80

2232793.31

10.39

449357.89

2232802.93

12.55

449354.39

2232814.98

12.98

449352.18

2232827.77

19.43

449344.73

2232845.73

14.11

449342.64

2232859.68

17.06

449342.60

2232876.74

17.61

449343.94

2232894.30

10.47

449346.87

2232904.34

13.49

449353.60

2232916.03

6.68

449356.18

2232922.20

6.25

449355.38

2232928.40

3.92

449354.34

2232932.21

7.37

449348.42

2232936.63

11.20

449339.00

2232942.69

28.47

449314.20

2232956.67

7.80

449306.77

2232959.06

12.96

449296.16

2232966.51

16.99

449287.25

2232980.98

12.49

449286.43

2232993.44

14.19

449284.23

2233007.46

19.66

449273.08

2233023.66

19.83

449268.20

2233042.87

11.50

449257.25

2233046.37

15.30

449250.01

2233059.84

9.42

449246.39

2233068.54

14.60

449244.74

2233083.04

20.22

449256.35

2233099.55

6.19

449256.51

2233105.70

51.99

449252.07

2233157.49

29.43

449249.07

2233186.71

57.08

449192.49

2233194.25

99.55

449098.81

2233227.96

47.49

449075.13

2233186.86

14.42

449088.23

2233180.99

59.53

449142.55

2233156.65

60.35

449196.18

2233128.97

67.05

449154.47

2233076.56

50.35

449110.75

2233101.64

59.21

449059.38

2233131.09

18.08

449043.66

2233140.04

76.06

449016.80

2233068.95

46.41

448991&#0;.&#0;8

2233029.80

36.14

448976.78

2232996.96

88.44

449045.39

2232941.25

32.88

449069.43

2232918.85

12.31

449074.96

2232907.84

211.62

449240.34

2232775.81

122.72

С законностью и обоснованностью решения Всеволожского городского суда Ленинградской области ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России не согласилось, представило апелляционную жалобу на указанное решение, полагая последнее незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильно определённых обстоятельствах, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом при вынесении решения не учтены ответы, данные ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России на обращения АМО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области относительно имеющихся недостатков, которые необходимо устранить для согласования схемы расположения земельного участка, также указывает на факт того, что заключение кадастрового инженера Общества с ограниченной ответственностью «Архитектура» (далее – ООО «Архитектура») и заключение эксперта Общества с ограниченной ответственностью «Компания независимых экспертов и оценщиков «ДАН-эксперт» (ООО «ДАН-эксперт») нельзя считать всесторонними и полными, основанными на действующих нормах земельного законодательства Российской Федерации, регламентирующих нормы площади образуемых земельных участков с учётом цели использования земельного участка. В апелляционной жалобе просит оспариваемое решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

В соответствии с п.1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии сп.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков; (пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

    Аналогичные нормы предусмотрены ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ, согласно которой местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

    Согласно ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

    Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.

    В соответствии со ст. 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

В соответствии с ч.1 ст.43 ФЗ № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Передача высвобождаем ого недвижимого военного имущества (имущества. Не планируемого к использованию в интересах Вооруженных Сил РФ) в муниципальную собственность и собственность субъектов РФ осуществляется в соответствии с ч.11 ст. 154 ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что приказом заместителя Минобороны России от 5 марта 2014 года № 212 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области» (далее – МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области), Актом приёма-передачи имущества от 18 августа 2014 года из федеральной собственности в муниципальную собственность МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области были переданы следующие объекты недвижимого имущества (согласно Приложению № 1 (л.д. 46-54), являющемуся неотъемлемой частью вышеуказанного акта приёма-передачи): веранды общей площадью 70,6 кв.м, 60,4 кв.м, 71,1 кв.м, 94,6 кв.м, дом для охраны общей площадью 7,5 кв.м, дома обслуживающего персонала общей площадью 89,4 кв.м, 58,6 кв.м, 84,9 кв.м, дом сторожа общей площадью 65,3 кв.м, душевая прачечная общей площадью 74,4 кв.м, изоляторы общей площадью 84,8 кв.м, 63,2 кв.м, кладовая общей площадью 41,1 кв.м, клуб общей площадью 493,7 кв.м, котельная общей площадью 31,1 кв.м, кухня-столовая общей площадью 397 кв.м, мастерская общей площадью 7,4 кв.м, наксосная станция общей площадью 13,5 кв.м, спальные корпуса обще площадью 470 кв.м и 466,8 кв.м, станция обезжелезования воды общей площадью 13,5 кв.м, туалет общей площадью 2,5 кв.м, уборная общей площадью 27 кв.м, умывальник общей площадью 21,9 кв.м

Право собственности МО «Всеволожский муниципальный район» на указанные объекты недвижимости зарегистрированы в установленном законом порядке, что не оспаривается сторонами и подтверждается представленными свидетельствами о праве собственности.

Все указанные строения расположены на земельном участке общей площадью 614 139 кв.м с кадастровым номером По адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией, право постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казённым учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В целях раздела и постановки земельного участка, на котором расположены переданные истцу в собственность объекты недвижимости, на государственный кадастровый учет, истцом, в соответствии с вышеуказанными нормами права подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием проектной площади 89512 кв.м.

Данная площадь земельного участка 89512 кв.м с расположенными на ней строениями обусловлена тем, что она является территорией бывшего детского оздоровительного лагеря «Спутник», представляет собой единый комплекс, огороженный забором.

Обратившись с настоящим иском в суд, истец указал на несогласие Морозовского лесничества с представленной схемой расположения границ земельного участка, полагая, что часть территории, на которой находятся строения, расположена в границах лесничества

В целях правильного разрешения спора, в частности, установления границ земельного участка, необходимого для использования в качестве единого комплекса переданных истцу объектов недвижимости, судом была назначена и проведена ООО «Компания независимых экспертов оценщиков «ДАН-эксперт» судебная землеустроительная экспертиза, согласно заключению которой по всему периметру спорного земельного участка с условным кадастровым номером по адресу: <адрес> установлено ограждение, от точки Б до точки В участок ограничен береговой линией ручья, а от точки В до точки А береговой линией озеро Большое.

По фактическому пользованию границы спорного земельного участка измерены по существующему ограждению, береговой линии озера Большое и ручья, а также с учетом смежных земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Площадь участка составляет 89546 кв.м

Разрешая спор и принимая данное экспертное заключение за основу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не доверять данному заключению оснований не имеется, поскольку при даче заключения эксперт предупреждался об уголовной ответственности, заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, выводы суда заключения мотивированы и обоснованы, не содержат противоречий.

Кроме того, отказ в формировании границ указанного земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, противоречил бы принципу единства судьбы земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений, закрепленному ст. 1 ЗК РФ.

При этом, согласно представленной выкопировке из генерального плана МО «Город Всеволожск», испрашиваемый земельный участок расположен в границах муниципального образования, в функциональной зоне Р4-размещение объектов отдыха, туризма, санаторно-курортного лечения, физической культуры и спорта.

Какие –либо доказательства того, что данный участок расположен в границах лесничества, суду не представлены.

Ссылка ответчика на несоразмерность площади объектов недвижимости площади земельного участка обоснованно отклонена судом, поскольку, как уже сказано выше, данный участок представляет собой единый комплекс, расположенный в испрашиваемых координатах, который и в дальнейшем планируется использовать в рекреационной зоне в соответствии с его изначальным целевым назначением.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба также не содержит.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Выводы суда в решении подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, не нарушив требования ст. ст. 59, 60, 67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Мартьянова С.А.

33-1053/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Всеволожский муниципальный район
Ответчики
ФГКУ СЗТУИО МО РФ
Министерство Обороны РФ
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Алексеева Елена Дмитриевна
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
27.01.2020Передача дела судье
19.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
29.04.2020Судебное заседание
01.06.2020Производство по делу возобновлено
17.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2020Передано в экспедицию
17.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее