Р Е Ш Е Н И Е № 1112
Именем Российской Федерации
05 декабря 2012 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Жидкова В.В., при секретаре Грищенко В.С., с участием представителя заявителя – Подхалюзина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление военнослужащего войсковой части № старшего мичмана Быкова А. В. об оспаривании действий начальника отдела № г. Североморск Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в предоставлении распределенного жилого помещения по избранному месту жительства, -
У С Т А Н О В И Л:
Быков обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать начальника отдела № г. Североморск Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении распределенной на состав семьи из одного человека однокомнатной квартиры по избранному месту жительства, в Московской области.
Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.
Представитель заявителя Подхалюзин в суде на удовлетворении заявления Быкова настаивал и пояснил, что последний, имея общую продолжительность военной службы более 30 лет и подлежа увольнению по возрасту, пожелал получить жилое помещение по избранному месту жительства, отличному от места прохождения военной службы, где он жилья не имеет, зарегистрирован и проживает при воинской части и от государства, в том числе, от Министерства обороны Российской Федерации, жильем не обеспечивался. В октябре 2012 года Быкову распределена однокомнатная квартира в избранном месте жительства, в Московской области. Однако, в ее предоставлении Быкову отказано в связи с превышением норм предоставления, то есть по причине наличия у его жены в собственности жилья, с учетом неотъемлемости которого, ему не представляется возможным обеспечиться жильем в избранном месте жительства. Вместе с тем, как указал Подхалюзин, квартира жены Быкова была приобретена ей более 10 лет назад до их брака, каких-либо прав на данную квартиру Быков не имеет, в ней не зарегистрирован и не ведет с ее хозяйкой совместного хозяйства. Указанные обстоятельства Подхалюзин считает существенными для предоставления Быкову одному распределенной в избранном месте жительства однокомнатной квартиры.
Заслушав объяснения Подхалюзина, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Быкова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в судебном заседании заявлений Быкова, копий его паспорта и свидетельства о заключении брака, справок и выписок из приказов командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, справок и протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ №, справок войсковой части № и отдела имущественных отношений администрации г. Кола Мурманской области, копий извещения о распределении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что старший мичман Быков, имея общую продолжительность военной службы 30 лет, в 2010 году в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе уволен с нее и тогда же зачислен в распоряжение командира войсковой части № в связи с невозможностью своевременного исключения из списков личного состава воинской части. Жильем для постоянного проживания от государства, в том числе, по линии Минобороны России, Быков не обеспечивался, зарегистрирован при воинской части № и проживает в каюте № войсковой части №, дислоцирующейся в г. Мурманск.
Одновременно с этим, в марте 2008 года Быков женился на Никитиной Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, которая в августе 1995 года, то есть более чем за 10 лет до замужества с Быковым, приобрела в собственность двухкомнатную квартиру общей площадью 43 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, и проживает в ней вместе с сыном от первого брака – Никитиным П.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения. При этом, Быков, применительно к нормам жилищного и семейного законодательства, никакого отношения к указанной квартире не имел и не являлся членом семьи своей супруги Никитиной, как собственника жилого помещения, то есть Быков никаких прав на жилье Никитиной не приобретал и не имеет, до этого и в настоящее время проживает отдельно от Никитиной в воинской части (на корабле), расположенной в г. Мурманск.
Подлежа досрочному увольнению с военной службы Быков избрал постоянное место жительства Московскую область, где претендует на получение жилья на состав семьи из одного человека на себя, без учета жены Никитиной. В этой связи Быков решением командира и жилищной комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства, а в октябре 2012 года ему на состав семьи из одного человека распределена однокомнатная квартира общей площадью 44,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. С распределением данной квартиры и с оплатой превышения ее общей площади в размере 8,8 кв.м Быков согласился и представил ответчику необходимый комплект документов для ее предоставления. Однако, в предоставлении данной квартиры Быкову отказано в связи с превышением норм предоставления - по причине наличия у его жены Никитиной в собственности указанного выше жилья в г. Кола Мурманской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 14 указанной статьи также установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
Приведенные правовые нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих» предполагают возможность обеспечения указанной категории граждан, к числу которых относится Быков, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и определение порядка такого обеспечения в иных нормативных правовых актах, к числу которых, в частности, относится Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
На основании статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пунктов 5, 11 и 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 № 1280, решения о принятии военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, о распределении и предоставлении им жилых помещений принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением. Жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». При этом, размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Вместе с тем, одним из юридически значимых по делу обстоятельств для правильного его разрешения является установление факта, является ли Быков членом семьи своей супруги Никитиной, как собственника жилого помещения, расположенного в г. Кола Мурманской области, применительно к нормам жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как указывалось выше, согласно установленных обстоятельств дела, супруга заявителя Никитина является собственником квартиры, расположенной в г. Кола Мурманской области. Заявитель никаких прав на это жилье не приобретал и не имеет, как ранее, так и в настоящее время он проживает в каюте войсковой части № (на корабле), избрал постоянное место жительства после увольнения с военной службы Московскую область, где претендует получить однокомнатную квартиру на состав семьи из одного человека - на себя, без учета своей супруги Никитиной. При этом, брак между Никитиной и Быковым заключен ДД.ММ.ГГГГ - спустя более 10 лет после приобретения Никитиной указанной квартиры.
Следовательно, членом семьи своей супруги Никитиной, как собственника квартиры в г. Кола Мурманской области, применительно к вышеприведенной норме жилищного законодательства заявитель не является. При этом, статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации допускает право супругов по своему усмотрению выбирать себе место пребывания или жительства.
Таким образом, в данном конкретном случае Быков, не обеспеченный жильем для постоянного проживания за счет Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированный и проживающий в воинской части по месту военной службы, нуждается в предоставлении в избранном месте жительства жилого помещения на состав семьи из одного человека (на себя) и не просит предоставить жилье на свою супругу Никитину. При этом квартира Никитиной, расположенная в г. Кола Мурманской области, в силу положений статей 34 и 36 Семейного кодекса Российской Федерации, не является имуществом, совместно нажитым заявителем и его супругой в браке (является ее личной собственностью), поскольку приобретена ею в 1995 году, то есть до заключения брака с Быковым.
При таких данных суд считает, что действия ответчика, связанные с отказом в предоставлении Быкову распределенного жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства, то есть однокомнатной квартиры общей площадью 44,8 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, являются необоснованными и неправомерными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Быкова А. В. - удовлетворить.
Обязать начальника отдела № г. Североморск Федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Быкову А. В. распределенной на состав семьи из одного человека однокомнатной квартиры по избранному месту жительства, в Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
копия верна:
Председательствующий по делу
судья Североморского гарнизонного военного суда В.В. Жидков