Дело № 2-218/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 апреля 2015 года с. Ленинское, ЕАО
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе: судьи Тараника В.Ю.
при секретаре Швецовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Плотникова С.С., Лахиной В.С. к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права на получение мер государственной поддержки и возложении обязанности включения в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, а также в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи из средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в Ленинский районный суд ЕАО в защиту прав, свобод и законных интересов Плотникова С.С., Лахиной В.С. с указанным иском, мотивируя тем, что истец Плотников С.С. собственник жилого дома, расположенного по адресу: ЕАО, <адрес>, в котором он проживает совместно с женой Лахиной В.С., и который, согласно заключению межведомственной комиссии, признан непригодным для проживания в результате наводнения и требующим капитального ремонта. Однако ответчиком в выплате единовременной материальной помощи и денежных средств на проведение капитального ремонта им было отказано, мотивируя тем, что на момент наводнения указанное помещение имело статус нежилого и переведено в жилое только в 2014 году.
В судебном заседании истец - помощник прокурора района Кухарь А.А. исковые требования уточнил, просил признать за Плотниковым С.С. право на получение меры государственной поддержки в форме выплаты денежных средств из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, Ленинский район, <адрес>, на получение единовременной материальной помощи в связи с крупномасштабным наводнением 2013 года из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> тысяч рублей. Обязать ответчика включить Плотникова С.С. в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения и в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> тысяч рублей. Требования основывал на доводах, изложенных в исковом заявлении. В дополнение пояснил, что Плотников С.С., постоянно, в том числе на период наводнения, проживал в указанном жилом помещении, которое попало в зону подтопления и было повреждено в результате паводка, в связи с чем, он имеет право на получение указанных мер социальной поддержки. Постоянное проживание Плотникова установлено решением суда, другого жилого помещения ни в пользовании, ни в собственности у него нет. Кроме того, просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание истцы Плотников С.С. и Лахина В.С. не явились, о его времени и месте уведомлены надлежащим образом, их интересы в суде представляет представитель по нотариальной доверенности Плотникова А.Г.
Представитель истцов Плотникова С.С. и Лахиной В.С. по доверенности Плотникова А.Г. уточнённые исковые требования прокурора района в интересах Плотникова С.С. поддержала в полном объёме, просила признать за Плотниковым С.С. право на получение меры государственной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать за Плотниковым С.С., а также Лахиной В.С., право на получение единовременной материальной помощи в связи с крупномасштабным наводнением 2013 года из средств федерального бюджета в размере по <данные изъяты> тысяч рублей каждому, обязать ответчика включить Плотникова С.С. в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> рублей на проведение капитального ремонта указанного жилого помещения, обязать ответчика включить Плотникова С.С. и Лахину В.С. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи из средств федерального бюджета в размере по <данные изъяты> тысяч рублей каждому. По делу пояснила, что ее сын Плотников С.С. проживает в указанном жилом помещении с 2000 года по настоящее время, а невестка Лахина В.С. с 2011 года. Данное помещение было изначально куплено как жилой дом, однако документы на переустройство и придания ему статуса жилого потребовали только, когда истцы обратились с заявлением о проведении его обследования. В связи с чем, статус «жилого» дому был оформлен только в 2014 года, это жилое помещение у истцов единственное. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГКУ «МФЦ» Кузнецов А.И. по делу пояснил, что на период наводнения дом истца не имел статуса жилого помещения, в связи с чем, его нет в перечне домов, попавших в зону подтопления, поэтому считает, что истцы имеют право только на получение единовременной материальной помощи в размере по <данные изъяты> тысяч рублей каждый.
Представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, согласно заявлению, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, в судебное заседание не явился, о его времени и месте уведомлен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом и просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08 августа 2013 года в Ленинском районе ЕАО произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением администрации муниципального района муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 08 августа 2013 года № 478 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Ленинского муниципального района ЕАО с 08 августа 2013 года.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п/п. «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определения случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В силу ст.ст. 1-3 Закона ЕАО от 21.10.2013 № 364-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области отдельными государственными полномочиями по реализации мер государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» отдельными государственными полномочиями на неопределенный срок наделяются органы местного самоуправления муниципального образования «Ленинское сельское поселение» по формированию и утверждению списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения.
Отношения, связанные с предоставлением мер государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году, урегулированы Законом ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - Закон ЕАО № 477-ОЗ).
В силу ст. 1 Закона ЕАО № 477-ОЗ право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 7 августа 2013 года.
Согласно ст. 3 названного Закона ЕАО меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано поврежденным, предоставляются в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта этого жилого помещения (часть 2 статьи 3).
Меры государственной поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3 (часть 2 статьи 1).
Под поврежденным жильем понимается жилое помещение независимо от формы собственности, требующее проведения капитального ремонта (пункт 2 статьи 2).
При предоставлении мер государственной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилья гражданам, жилые помещения которых повреждены, учитываются: а) площадь поврежденных жилых помещений; б) стоимость капитального ремонта 1 кв. метра в размере 5 тыс. рублей (пункт 2 статьи 5).
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп «О реализации мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, для проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений» утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений (далее - Порядок).
В силу п. 1 Порядка он устанавливает механизм предоставления социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 году, имеющим право на получение мер государственной поддержки в соответствии со статьей 1 закона Еврейской автономной области от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году». Пострадавшими признаются граждане, у которых жилые помещения повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО, в отношении которых в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта.
Как следует из п. 4 Порядка выплата предоставляется исходя из общей площади поврежденного жилого помещения в размере 5 (пяти) тысяч рублей на один квадратный метр: - собственнику поврежденного жилого помещения.
Органы местного самоуправления городского округа, городских (сельских) поселений Еврейской автономной области формируют и утверждают списки граждан, имеющих право на получение выплаты. Акты обследования жилых помещений и заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания являются неотъемлемым приложением к спискам (п. 5).
Таким образом, исходя из анализа норм упомянутых нормативных правовых актов, право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013.
Свидетель ФИО1, в судебном заседании пояснила, что проживает с истцами по соседству, когда они в 1999 году переехали Плотников С.С. уже жил в доме <адрес>, а Лахина В.С. стала там проживать с 2011 года. Проживали они там и на момент наводнения в августе 2013, во дворе их дома была вода.
Оснований не доверять показаниям указанного свидетеля у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны и подтверждаются письменными материалами дела.
В предоставлении меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного в результате чрезвычайной ситуации 2013 года жилого помещения истцу Плотникову С.С. было отказано, мотивируя тем, что статус жилого и право собственности на дом были оформлены только в 2014 году, что следует из письма администрации Ленинского сельского поселения ЕАО от 13.11.2014 №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.07.2014 года, выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.03.2015 жилой дом общей площадью 78.5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности истцу Плотникову С.С., который там постоянно проживает, в том числе по состоянию на 07.08.2013, что установлено решением суда по делу № 2-450/2013 от 24.10.2013.
Постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп (ред. от 18.11.2014) «Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году» жилой дом, расположенный по адресу: ЕАО, с. Ленинское, пер. Западный, д. 15, не включен в зону подтопления, однако тот факт, что он действительно фактически был подтоплен, сторонами не оспаривался, кроме того, из представленных фотографий, акта обследования от 20.06.2014 следует, что указанное жилое помещение было подтоплено водой в связи с ЧС, из акта обследования жилого помещения и заключения межведомственной комиссии от 17.02.2014 года №, следует, что указанное жилое помещение признано непригодным для проживания, и требующим капитального ремонта в связи с ЧС.
Кроме того, соседние жилые дома в с. Ленинское по отношению к жилому дому истца, расположенные по адресам: <адрес>, включены в зону подтопления согласно названному постановлению правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп, что подтверждается также исследованной в судебном заседании схемой с. Ленинское.
Таким образом, совокупностью исследованных доказательств установлено, что истец Плотников С.С., постоянно, в том числе по состоянию на 07 августа 2013 года, проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое повреждено в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, другого жилого помещения, пригодного для проживания, ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет (доказательств обратного суду не предоставлено), в связи с чем, имеет право на выплату денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного в результате наводнения жилого помещения, то есть требования истца о признании права на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения и возложении обязанности включения в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика ОГКУ «МФЦ» Кузнецова А.И., о том, что истец Плотников С.С. не имеет права на выплату денежных средств на проведение капитального ремонта в связи с тем, что дом истца не имел статус «жилого» на момент наводнения, а право собственности на дом было оформлено после наводнения, суд считает несостоятельными, поскольку опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу, согласно которым истцы фактически проживали в данном доме. Ни Закон ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ, ни Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений, утвержденный постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 538-пп, не предусматривают в качестве оснований для отказа в предоставлении меры государственной поддержки регистрацию права собственности на жилое помещение после наводнения. Основное значение имеет сам факт наличия права собственности на поврежденное жилое помещение.
Подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» постановлено Правительству РФ до 10 сентября 2013 года принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Согласно Порядку выплаты гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах Еврейской автономной области, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, утвержденного распоряжением правительства Еврейской автономной области от 05.09.2013 № 244-рп (в редакции от 18.12.2014 N 436-рп ), он определяет механизм выплаты гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества.
При этом пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году признаются граждане, постоянно проживающие в жилых помещениях, которые включены в перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, определенный постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 511-пп «Об определении перечня домовладений, подтопленных (затопленных) на территории Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году» (п. 1 Порядка).
Исходя из вышеперечисленных норм, для установления статуса пострадавшего и включения в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной помощи, необходимо наличие условия: пострадавший должен постоянно проживать в жилом помещении, находящемся в населенном пункте в границах подтопленных (затопленных) территорий Еврейской автономной области, установленных постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 511-пп «Об установлении границ подтопленных (затопленных) территорий Еврейской автономной области в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году».
Истцы Плотников С.С. и Лахина В.С. постоянно проживают, в том числе на момент наводнения 2013 года, по адресу: <адрес>, что установлено решениями суда по делам № от 24.10.2013, № от 17.12.2013, соответственно.
Вышеуказанными доказательствами установлен факт того, что данное жилое помещение фактически находилось в зоне затопления.
Таким образом, имеется совокупность всех условий, предусмотренных действующим законодательством, для признания истцов пострадавшими от крупномасштабного наводнения в 2013 году, имеющих право на получение единовременной материальной помощи из средств федерального бюджета в размере по 10 тысяч рублей, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истцов обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для истца и нарушению его прав в части возмещения ущерба.
Суд учитывает просьбу истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению и считает, что в связи с имевшей место чрезвычайной ситуацией, реализацией права на получение мер государственной поддержки, данная просьба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1 - 3 Закона ЕАО от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году», ст.ст. 56, 194-199, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ, -
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Плотникова С.С., Лахиной В.С. к администрации Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права на получение мер государственной поддержки и возложении обязанности включения в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, а также в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи из средств федерального бюджета - удовлетворить.
Признать за Плотниковым С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <данные изъяты>, право на получение меры государственной поддержки в форме выплаты денежных средств из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать за Плотниковым С.С., ДД.ММ.ГГГГ, уроженцем <данные изъяты> и Лахиной В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой города <данные изъяты>, право на получение единовременной материальной помощи в связи с крупномасштабным наводнением 2013 года из средств федерального бюджета в размере по <данные изъяты> тысяч рублей каждому.
Обязать администрацию Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области включить Плотникова С.С. в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации 2013 года, для получения мер социальной поддержки в форме выплаты денежных средств из средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Ленинского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области включить Плотникова С. С. и Лахину В.С. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи из средств федерального бюджета в размере по <данные изъяты> тысяч рублей каждому.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 14 апреля 2015 года.
Судья В.Ю. Тараник
<данные изъяты>
<данные изъяты>