Дело № 2-1067
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Серышево 16 сентября 2014 год
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретаре Якуниной М.В.,
с участием представителя истца ФИО6, действующей на основании нотариального удостоверенной доверенности <адрес>5 от 15.05.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО2 к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
ФИО3 и ФИО2 обратилась с данным иском в суд, указав, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного <адрес> КЭЧ им была предоставлена трехкомнатная <адрес> пг. <адрес>, <адрес>, на состав семьи из четырёх человек. В настоящее время в квартире зарегистрирован и проживает он, совместно с ним зарегистрирована и проживает его жена- ФИО2 Реализуя своё право на приватизацию занимаемого жилого помещения, ФИО3 обратился с заявлением о передаче в собственность в порядке приватизации указанного жилого помещения в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, однако получила отказ с просьбой обратиться к уполномоченному собственнику Министерству обороны РФ. Однако при обращении в Министерство обороны РФ ответа до настоящего времени не поступило. В соответствии со ст. 2, 7 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просит суд признать за ними право общей долевой собственности на <адрес>, расположенной в <адрес> пгт. <адрес> в порядке приватизации, а именно по 1/2 доли в праве собственности за каждым.
В судебном заседании представитель истцов ФИО6, действующая на основании доверенности на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы и основания, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объёме.
Истцы ФИО3 и ФИО2, в судебное заседание не явились о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Согласно поданных заявлений просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, на исковых требованиях настаивали, просили их удовлетворить.
Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающие на стороне истцов ФИО11 и ФИО10, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом просили о рассмотрении дела в своё отсутствие, против удовлетворения искровых требований не возражали, принимать участие в приватизации не желают.
Представители ответчиков Министерства Обороны РФ, Федерального Государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, уведомлённые надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела без его участия не ходатайствовал.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное Государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление правового обеспечения» Министерства Обороны РФ, уведомлённый надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Ходатайств об отложении судебного разбирательства в адрес суда не поступало.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора территориального отдела № Федерального Государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещён своевременно и надлежащим образом. В своем письменном отзыве представитель по доверенности ФИО7 возражала против заявленных исковых требований, указав, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу в соответствии с ЖК РФ для временного проживания в нем. Приказом Министерства Обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 года определён уполномоченный Министерства Обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения МО РФ в Вооруженных Силах РФ, каковым является Департамент жилищного обеспечения РФ, который осуществляет свою деятельность через специализированные органы, в том числе и ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ. Согласно Инструкции «О предоставлении военнослужащим- гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений» утверждённую приказом Министерства Обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года жилые помещения находящиеся в казарменно-жилищном фонде Министерства Обороны РФ предоставляются только военнослужащим, на период прохождения ими военной службы. В связи с тем, что ФИО3 не имеет отношения к Министерству обороны РФ, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещён своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного слушания не поступало.
С учётом мнений лиц, участвующих в деле, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть и разрешить дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне истца суд приходит к следующим выводам.
Как следует из корешка ордера на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> КЭЧ, ФИО3 с семьёй из 4 человек: жены ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сына ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения предоставлено право занятия трехкомнатной <адрес> пгт. <адрес>.
Именно ордер определённой формы являлся основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного помещения (ст. 47, 105 ЖК РСФСР).
Согласно свидетельству о заключении брака П-УЗ № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ заключён брак, о чём ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта № 46.
Таким образом, истцы были вселены в спорную квартиру на законных основаниях.
Согласно записи в поквартирной карточке, лицевого счёта в <адрес> в пгт. <адрес> в качестве нанимателя зарегистрирован и проживает ФИО3, совместно с которым зарегистрирована и проживает жена ФИО2. Задолженности по квартирной плате и коммунальным платежам не имеется, то есть проживающие в квартире лица исполняют свои обязанности.
Из отметки в паспортах граждан РФ следует, что ФИО3 зарегистрирован проживающим в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, пгт. Серышево, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается справкой выданной <адрес> РЭУ № филиала «Амурский» ОАО «Славянка» № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно технического паспорта жилого помещения, инвентарный номер № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в пгт. <адрес>, общей площадью 57,3 кв.м., в том числе жилой 41,5 кв.м. имеет три жилые комнаты. Действительная инвентаризационная стоимость составляет 241 998 рублей.
Из уведомлений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ № следует, что сведений о зарегистрированных правах за ФИО3 и ФИО2 на объекты недвижимого имущества, не имеется.
В соответствии с ответом администрации пгт. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> в реестре муниципальной собственности не числиться.
Из ответа КУМИ администрации <адрес> следует, что недвижимое имущество <адрес> пгт. Серышево не зарегистрировано.
Из ответа территориального отдела № Федерального Государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что информация о статусе жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Серышево <адрес> отсутствует.
Как следует из выписки из реестра федерального имущества жилое помещение - <адрес> в пгт. <адрес> принадлежит Федерального Государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ на праве оперативного управления.
На основании приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению требований постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (далее - постановление), а также Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - инструкции), утверждённых Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1280, создан Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций (далее - уполномоченный орган).
Из вышеуказанного приказа следует, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища. Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в ЖК РФ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности. Право граждан на жилище относится к числу их основных прав. Оно закреплено в ст. 40 Конституции РФ. В этой связи граждане Российской Федерации вправе реализовать данное право на общих основаниях любым законным способом - путем найма жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, аренды жилого помещения у собственника, путем приобретения или строительства жилья за счет собственных средств, приватизации жилья и т.д. Порядок и условия реализации конституционного права на жилье регламентированы жилищным и специальным законодательством.
Статья 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), предусматривает, что граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Из смысла Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных сил РФ и подведомственных МО РФ организации осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, следующие функции: осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имуществом.
В материалах гражданского дела представлена копия удостоверения №, выданного военным комиссариатом <адрес>, согласно которого ФИО3 является ветераном военной службы.
Кроме того, в соответствии с ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции от 28.06.2002 года) военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые 5 лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Также данная статья, указывает, что военнослужащим, обеспеченным на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, до достижения общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья... предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В мае 2014 года истцом ФИО3 ответчикам были направлены заявление с просьбой передать в собственность в порядке приватизации жилое помещение по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, <адрес>.
Согласно ответа ФГУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было предложено обратиться с заявлением к уполномоченному собственнику, а именно в Министерство обороны РФ. На поданное заявление в Департамент имущественных отношений Министерства обороны, ответ поступил от ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, которое сообщило, что признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Из разъяснений п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 (в редакции от 2 июля 2009 года) следует, что требования граждан о бесплатной приватизации жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. В соответствии с п. 8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» условиях, если они обратились с такими требованиями.
Из материалов дела следует, что право на приватизацию ФИО3 и ФИО2 ранее не использовали, что подтверждается справкой Комитета по управлению имуществом и приватизации администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, <адрес> не приватизировано.
Судом установлено, что в спорной квартире проживают и зарегистрированы ФИО3 и ФИО2. Других зарегистрированных и проживающих лиц не значится.
Из нотариально заверенных согласий третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающих на стороне истцов ФИО10 и ФИО11, следует, что они не возражают против приватизации указанного жилого помещения ФИО3 и ФИО2, принимать участие в приватизации не желают. Право совершеннолетних лиц, проживающих в приватизируемом жилом помещении, отказаться от участия в его приватизации предусмотрено ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». При указанных обстоятельствах, ФИО10 и ФИО11 не могут быть включены в договор приватизации <адрес> пгт. <адрес>.
Поскольку порядок передачи Министерством обороны РФ жилых помещений в собственность гражданам бесплатно в порядке приватизации не разработан и не утверждён, это препятствует осуществлению истцом прав на жилище.
Каких-либо сведений об отнесении спорной квартиры к жилым помещениям, которые не могут быть предметом договора передачи жилья в собственность в порядке приватизации на основании ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ответчиками суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что, истцы ФИО3 и ФИО2 проживают в жилом помещении на законных основаниях, добросовестно исполняют обязанности нанимателя, жилое помещение к числу не подлежащих приватизации не отнесено, своих прав на приватизацию истцы не использовали. Кроме того, ФИО3 является ветераном военной службы и подлежит обеспечению жилыми помещением, суд полагает, что требования ФИО3 и ФИО2 о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО3, ФИО2 к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации- удовлетворить.
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 57,3 кв. м, в том числе жилой площадью 41,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. <адрес>, <адрес> порядке приватизации, по ? доли в праве собственности за каждым
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий И.А. Кузнецова