Дело № 2-942/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2017 года пос.Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием представителя истца Лежоева Н.А.,
ответчика Тарасовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Калевальского муниципального района к Тарасовой Любови Михайловне о взыскании задолженности по арендной плате,
установил:
администрация Калевальского муниципального района обратилась в суд с иском к Тарасовой Л.М. о взыскании задолженности по арендной плате по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ сторонами был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, для размещения объектов торговли и общественного питания. Земельный участок предоставлен на срок три года. Договором аренды предусмотрен размер арендной платы 4 420 руб. 63 коп. в месяц. Арендную плату ответчик с момента заключения договора не вносила. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности ответчиком по внесению арендной платы, истец просил взыскать с Тарасовой Л.М. задолженность по арендной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 149 745 руб. 31 коп.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца привлечены администрация Калевальского городского поселения, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
В судебном заседании представитель истца Лежоев Н.А. исковые требования поддержал.
Ответчик Тарасова Л.М. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на незаконность определения размера арендной платы за земельный участок исходя из размещения на нем объектов торговли, общественного питания, поскольку в действительности на арендуемом ею земельном участке расположено недостроенное здание офиса.
Третьи лица - администрация Калевальского городского поселения, Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в суд не направили, возражений по существу иска не представили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктами 1, 3 ст. 614 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В соответствии с положениями п. п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В настоящее время правоотношения в указанной сфере урегулированы Законом Республики Карелия от 10 июня 2013 г. № 1712-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия» (далее - Закон) и Постановлением Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. № 120-П «Об установлении арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность, на которые не разграничена». При определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, стороны соответствующего договора должны руководствоваться положениями указанных нормативно-правовых актов.
Судом установлено, что согласно представленному в материалы дела договору от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Калевальского городского поселения Тарасовой Л.М. был передан в аренду земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, для размещения объектов торговли и общественного питания. Согласно п. 3.2 договора за пользование участком арендатор ежемесячно оплачивает арендную плату в размере 4 420 руб. 63 коп. Расчет арендной платы в силу п. 3.1 договора аренды указан в приложении №, расчет годовой и ежемесячной арендной платы производился на основании положений Закона. Ответчиком в спорный период оплата за аренду спорного земельного участка исходя из установленного вышеуказанным договором размера, в сроки, указанные в расчете, не производилась. Изложенное свидетельствует о том, что Тарасова Л.М. принятые на себя обязательства надлежащим образом не исполняет.
Согласно представленному истцом расчету (л.д. 4, 8, 10, 15) задолженность ответчика по арендной плате составляет 149 745 руб. 31 коп. Как видно из материалов дела, арендная плата рассчитана истцом как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало ДД.ММ.ГГГГ годов. Однако, такой расчет нельзя признать законным, поскольку в силу ч. 5 ст. 3 Закона арендная плата подобным образом рассчитывается лишь в случаях, не указанных в частях 2, 3.14 настоящей статьи, и при этом в расчете применяется лишь ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ год - <данные изъяты> %). Вместе с тем, случай предоставления земельного участка для размещения объектов торговли и общественного питания предусмотрен подпунктом «м» п. 14 ч. 2 ст. 3 Закона, согласно которой, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, размер арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, а в случае отсутствия кадастровой стоимости - как выраженный в рублях процент рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемый Правительством Республики Карелия.
В то же время, нельзя согласиться и с определенной договором целью предоставления земельного участка Тарасовой Л.М. - «для размещения объектов торговли и общественного питания».
Так, определения объектов торговли и общественного питания приведены в ГОСТ Р51303-2013 «Торговля. Термины и определения», ГОСТ 31985-2013 «Услуги общественного питания термины и определения», согласно которым торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Доказательств наличия на спорном земельном участке таких объектов, равно как и доказательств обращения ответчика о предоставлении земельного участка для размещения таких объектов, суду не представлено.
Напротив, как следует из материалов дела, на спорном земельном участке на момент заключения договора и в настоящее время расположено здание офиса, назначение: объект незавершенного строительства, площадь застройки <данные изъяты> кв.м, степень готовности 9%, и именно для строительства здания офиса испрашивался в аренду спорный земельный участок ответчиком (л.д.20).
В связи с этим, размер арендной платы подлежит определению в соответствии с «г» п. 14 ч. 2 ст. 3 Закона, как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, а в случае отсутствия кадастровой стоимости - как выраженный в рублях процент рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемый Правительством Республики Карелия в отношении земельных участков, предоставленных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2015 г. № 339-П пункт 1 Постановления Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. № 120-П дополнен подпунктом «и», согласно которому годовая арендная плата за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных для размещения производственных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов, устанавливается в Калевальском муниципальном районе в рублях в размере 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Названный нормативный правовой акт высшего органа исполнительной власти Республики Карелия вступил в силу 06 ноября 2015 года, с учетом вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Карелия от 21 июня 2016 года по административному делу N 3а-35/2016, подлежит применению только с указанной даты.
В соответствии с подпунктом «д» п.2 Постановления Правительства Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. № 120-П (в редакции, действовавшей до 06 ноября 2015 года), арендная плата за земельные участки определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка, размер которого равен двукратной ставке земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности и коммунального хозяйства.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных норм, с ответчика в пользу администрации Калевальского муниципального района подлежит взысканию задолженность по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 464 руб. 57 коп., которая рассчитана исходя из следующего:
сумма арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
553 411 руб. 90 коп. (кадастровая стоимость земельного участка л.д.111, 120),
0,6 % - двукратная ставка земельного налога в Калевальском муниципальном районе в спорный период (л.д.128),
553 411 руб. 90 коп. / 12 мес. * 0,6 % = 276 руб. 71 коп. (ежемесячная арендная плата в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ),
276 руб. 71 коп. / 30 дн. = 9 руб. 22 коп. (ежедневная арендная плата в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ),
(276 руб. 71 коп. * 6 мес.) + (9 руб. 22 коп. * 15 дн.) = 1 798 руб. 62 коп.
сумма арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
553 411 руб. 90 коп. / 12 мес. * 3% = 1 383 руб. 53 коп. (ежемесячная арендная плата в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ),
1 383 руб. 53 коп. / 30 дн. = 46 руб. 12 коп. (ежедневная арендная плата в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ),
(1 383 руб. 53 коп. + (46 руб. 12 коп. * 25 дн.)) = 2 536 руб. 53 коп.
сумма арендной платы за 2016 год: 553 411 руб. 90 коп. * 3 % = 16 602 руб. 36 коп.
сумма арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 мес. 15 дн.):
((553 411 руб. 90 коп. / 12 мес. * 3 %) + ((553 411 руб. 90 коп. / 12 мес.) / 30 дн.) * 15 дн. * 3 %)) = 14 527 руб. 10 коп.
1 798 руб. 62 коп. + 2 536 руб. 53 коп. + 16 602 руб. 36 коп. + 14527 руб. 10 коп. = 35 464 руб. 57 коп.
В силу положений ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в бюджет Калевальского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 993 руб. 51 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые администрации Калевальского муниципального района к Тарасовой Любови Михайловне удовлетворить частично.
Взыскать с Тарасовой Любови Михайловны в пользу администрации Калевальского муниципального района задолженность по арендной плате в размере 35 464 руб. 57 коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Тарасовой Любови Михайловны в бюджет Калевальского муниципального района государственную пошлину в размере 993 руб. 51 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 26 декабря 2017 года