Дело № 2-81/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2019 года г. Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Волошина И.Э.,
представителя ответчика администрации города Сковородино Лисицкой А.А.,
при секретаре Лоптевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино к администрации муниципального образования город Сковородино, муниципальному бюджетному учреждению «АХЦ» г. Сковородино об обязании принятия мер к устранению выявленных нарушений требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки и вывоза отходов (мусора) с земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Сковородино, муниципальному бюджетному учреждению «АХЦ» г. Сковородино об обязании принятия мер к устранению выявленных нарушений требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, путем уборки и вывоза отходов (мусора) с земельных участков.
В обоснование предъявленных требований указал, что согласно ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Пунктом 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми t актами Российской Федерации.
Исходя из положений п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно- бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких - из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды.
На основании постановления администрации города Сковородино от 30.01.2015 № 20 в целях осуществления полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создано муниципальное бюджетное учреждение «АХЦ» г. Сковородино.
В соответствии с п. 2.2.1 и 2.3.25 Устава МБУ «АХЦ» г. Сковородино целями и предметом деятельности учреждения является создание комфортной среды проживания, улучшения экологической обстановки на территории поселения, организации благоустройства, а также организация сбора и вывоза отходов и мусора.
Проверкой, проведенной прокуратурой 30.01.2019 года, выявлены факты наличия на территории города Сковородино свалок отходов, расположенных следующих территориях земельных участков:
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 10x10 метров), на котором расположена свалка отходов на. пересечении ул. Лазо-Западная г. Сковородино Амурской области. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из пластмассовой тары, мешков и пакетов с бытовым мусором, стеклянных бутылок, бумаги;
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 7x5 метров), на котором размещена несанкционированная свалка, расположенная по ул. Пионерская выше перед фронтальной частью здания пожарной части г. Сковородино Амурской области. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из пластмассовой тары, мешков и пакетов с бытовым мусором, стеклянных бутылок, бумаги;
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на котором размещена свалка бытовых отходов, расположенная за пожарной частью города по ул. Октябрьская г. Сковородино Амурской области. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из пищевых отходов, бытового мусора;
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на котором размещена свалка бытовых отходов, расположенная в проулке ул. Магистральная г. Сковородино Амурской области, за гаражным комплексом. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из мешков и пакетов с бытовым мусором, автомобильных покрышек.
Площадь, занимаемая отходами на указанных участках местности, позволяют сделать вывод о длительности промежутка времени образования указанных свалок.
Изложенное свидетельствует об отсутствии надлежащей деятельности МБУ «АХЦ» г. Сковородино в части осуществления санитарной очистки и уборки от отходов и мусора на территории муниципального образования, что влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также прав жителей города на благоприятные условия проживания.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, права которых нарушены в данном случае, является неопределенным ввиду того, что количество жителей поселения -изменяющаяся величина, которую невозможно индивидуализировать. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию муниципального образования город Сковородино Амурской области и МБУ «АХЦ» г. Сковородино принять меры к устранению выявленных нарушений требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации уборки и вывоза отходов (мусора) со следующих земельных участков территории города Сковородино Амурской области:
- земельный участок (примерная площадь - 10x10 метров), на которой расположена свалка отходов на пересечении ул. Лазо-Западная г Сковородино Амурской области;
- земельный участок (примерная площадь - 7x5 метров), на котором размещена свалка отходов, расположенная по ул. Пионерская выше пepeд фронтальной частью здания пожарной части г. Сковородино Амурско! области;
- земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на котором размещена свалка бытовых отходов, расположенная за пожарной частью города по ул. Октябрьская г. Сковородино Амурской области;
- земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на которойразмещена свалка бытовых отходов, расположенная в проулке ул. Магистральная г. Сковородино Амурской области, за гаражным комплексом.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Волошин И.Э. исковые требования подержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Сковородино - Лисицкая А.А. пояснила, что заявленные исковые требования прокурора Сковородинского района признает. Администрация города Сковородино проводит работы по проведению конкурса и заключению договора оказания услуг по уборке и вывозу отходов (мусора) с земельных участков улиц города Сковородино.
Представитель соответчика МБУ «Административно-хозяйственный центр», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку отсутствие надлежащего контроля со стороны администрации города Сковородино, МБУ «Административно-хозяйственный центр» г. Сковородино за исполнением прямых обязанностей в части осуществление санитарной очистки и уборки отходов на территории муниципального образования, влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также прав жителей города на благоприятные условия проживания, подтверждается право прокурора Сковородинского района обратиться в суд с данным заявлением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоз бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
На основании постановления администрации города Сковородино от 30.01.2015 № 20 в целях осуществления полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создано муниципальное бюджетное учреждение «АХЦ» г. Сковородино.
В соответствии с п. 2.2.1 и 2.3.25 Устава МБУ «АХЦ» г. Сковородино целями и предметом деятельности учреждения является создание комфортной среды проживания, улучшения экологической обстановки на территории поселения, организации благоустройства, а также организация сбора и вывоза отходов и мусора.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, согласно ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надежное обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно бытовых, в том числе пищевых отходов, уличного мусора, скапливающегося на территории населенного пункта).
В силу п. 2.1.1. СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Система очистки подразделяется на планово-регулярную или заявочную и должна осуществляться транспортным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (ст. 1.5 СанПиН 42-128-4690-88).
В судебном заседании установлено и подтверждается актом проверки от 30 января 2019 года, что на территории города Сковородино выявлены факты наличия свалок отходов, расположенных на следующих территориях земельных участков:
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 10x10 метров), на котором расположена свалка отходов на. пересечении ул. Лазо-Западная г. Сковородино Амурской области. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из пластмассовой тары, мешков и пакетов с бытовым мусором, стеклянных бутылок, бумаги;
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 7x5 метров), на котором размещена несанкционированная свалка, расположенная по ул. Пионерская выше перед фронтальной частью здания пожарной части г. Сковородино Амурской области. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из пластмассовой тары, мешков и пакетов с бытовым мусором, стеклянных бутылок, бумаги;
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на котором размещена свалка бытовых отходов, расположенная за пожарной частью города по ул. Октябрьская г. Сковородино Амурской области. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из пищевых отходов, бытового мусора;
- территория, представляет собой земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на котором размещена свалка бытовых отходов, расположенная в проулке ул. Магистральная г. Сковородино Амурской области, за гаражным комплексом. Свалка твердых бытовых отходов, состоит из мешков и пакетов с бытовым мусором, автомобильных покрышек.
Площадь, занимаемая отходами на указанных участках местности, позволяют сделать вывод о длительности промежутка времени образования указанных свалок.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что со стороны администрации города Сковородино и МБУ «Административно-хозяйственный центр» г. Сковородино отсутствует надлежащий контроль за исполнением прямых обязанностей в части осуществление санитарной очистки и уборки отходов на территории муниципального образования на территории муниципального образования город Сковородино, что влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также прав жителей города на благоприятные условия проживания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Сковородинского районного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сковородинского района в интересах неопределенного круга лиц жителей города Сковородино к администрации муниципального образования город Сковородино, муниципальному бюджетному учреждению «АХЦ» г. Сковородино об обязании принятия мер к устранению выявленных нарушений требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства путем уборки и вывоза отходов (мусора) с земельных участков удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Сковородино Амурской области и МБУ «Административно-хозяйственный центр» г. Сковородино организовать уборку и вывоз отходов (мусора) со следующих земельных участков территории города Сковородино Амурской области:
- земельный участок (примерная площадь - 10x10 метров), на которой расположена свалка отходов на пересечении ул. Лазо-Западная г Сковородино Амурской области;
- земельный участок (примерная площадь - 7x5 метров), на котором размещена свалка отходов, расположенная по ул. Пионерская выше пepeд фронтальной частью здания пожарной части г. Сковородино Амурской области;
- земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на котором размещена свалка бытовых отходов, расположенная за пожарной частью города по ул. Октябрьская г. Сковородино Амурской области;
- земельный участок (примерная площадь - 5x5 метров), на которойразмещена свалка бытовых отходов, расположенная в проулке ул. Магистральная г. Сковородино Амурской области, за гаражным комплексом.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательном.
Председательствующий Петрашко С.Ю.