Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2019 года
Дело № 2-254/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Курчак А.Н.,
при секретаре Алещенко О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Северного флота в интересах Российской Федерации к Лаврову В.И. о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Северного флота обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Лаврову В.И. о взыскании неосновательного обогащения, указав в обоснование, что в ходе проведенной военной прокуратурой Северного флота проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье установлено, что ответчику как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, 4 июля 2008 года на семью из двух человек, включая супругу ФИО1., ГУ 1973 ОМИС был выдан государственный жилищный сертификат (далее – ГЖС) на общую сумму 1 179 360 руб. для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что 10 августа 2005 года Лавров В.И. в порядке наследования приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: *** – общей площадью 32,10 кв.м, то есть был обеспечен жильем по нормам, установленным Кимрским городским собранием, он 23 мая 2006 года при постановке на учет в качестве кандидата на получение ГЖС и 2 июля 2008 года при обращении за получением данного сертификата в своих заявлениях указал, что не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание, что ответчик вопреки требованиям статей 1, 10 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, подпункта «а» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ 21 марта 2006 года № 153, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений получил и реализовал ГЖС, истец, ссылаясь на статьи 1102, 1107, 1109 Гражданского кодекса РФ, просил взыскать с Лаврова В.И. в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сумму неосновательного обогащения в размере 1 179 360 руб.
В судебном заседании военные прокуроры отделов военной прокуратуры Северного флота Алюшин М.А. и Найда А.В. заявленные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, просили об их удовлетворении в полном объеме.
Истец Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Ответчик Лавров В.И. в судебном заседании, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что он при получении сертификата ставил в известность о наличии у него в собственности жилого помещения в г. Кимры Тверской области жилищную комиссию войсковой части. Обращаясь за получением ГЖС, он полагал, что уполномоченный жилищный орган – ГУ 1973 ОМИС проведет проверку представленных им документов и вынесет обоснованное решение. По мнению ответчика, то обстоятельство, что указанное учреждение пришло к выводу о наличии у него права на улучшение своих жилищных условий за счет средств Министерства обороны РФ, свидетельствует о необоснованности исковых требований.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, Лавров В.И., проходивший военную службу по контракту, продолжительность военной службы которого в календарном исчислении составляла более 31 года, приказом командующего Северным флотом от 23 марта 2009 года № 09-ПМ уволен с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и на основании приказа командира войсковой части 30809 от 3 апреля 2009 года № 149 с 6 апреля того же года исключен из списков личного состава.
Из материалов дела следует, что Лавров В.И. с *** состоит в браке с ФИО1., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака серии III-ДП № 565922, выданного *** Североморским городским отделом ЗАГС.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы ответчик 23 мая 2006 года обратился к командиру войсковой части 30809 с рапортом о включении его в число участников программы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы» с целью приобретения жилья в г. Санкт-Петербурге на семью из 2 человек, в том числе супругу ФИО1., указав при этом только на наличие служебного жилого помещения, которое обязался сдать в установленном порядке после реализации ГЖС.
При обращении 2 июля 2008 года к начальнику ГУ 1973 ОМИС с заявлением о выдаче поступившего на его имя государственного жилищного сертификата Лавров В.И., предоставив обязательство об освобождении и сдаче уполномоченной организации – МУП «Североморскжилкомхоз» жилого помещения, расположенного по адресу: ***, не представил сведений о наличии у него или у членов его семьи в собственности либо по договору социального найма каких-либо иных жилых помещений. При этом Лавров В.И. и ФИО1 своими подписями подтвердили, что с условиями получения и использования государственного жилищного сертификата они ознакомлены и обязуются их выполнять.
Ответчику 15 мая 2008 года ГУ 1973 ОМИС выдан ГЖС для приобретения жилого помещения в г. Санкт-Петербурге серии УВ № 630569 на общую сумму 1 179 360 руб. из расчета общей площади 42 кв. м, стоимости 1 кв. м – 23 400 руб., коэффициентом 1,20. Реализовав указанный сертификат, Лавров В.И. 20 октября 2008 года на основании договора купли-продажи приобрел в общую долевую собственность квартиру по адресу: ***, общей площадью 42,4 кв. м.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 8 мая 2006 года) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 14 ст. 15 данного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, определяется Правительством РФ.
Подпунктом «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ 21 марта 2006 года № 153 (в редакции, действовавшей на момент реализации ответчиком ГЖС), предусмотрено, что право на участие в названной подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), подлежащие увольнению с военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Пунктом 16 данных Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты – 42 кв. м на семью из 2 человек. При этом в соответствии с подпунктом «а» п. 17 указанных Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина – участника подпрограммы признается постоянно проживающая совместно с ним супруга.
Следовательно, признание военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является обязательным условием для реализации названной государственной гарантией.
Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий в период предоставления Лаврову В.И. ГЖС регулировался Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, согласно подпункту «и» п. 7 которых самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. При этом в силу подпункта «а» п. 10 данных Правил не признавались нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Таким образом, военнослужащие, к категории которых относится Лавров В.И., не могли быть признаны нуждающимися в получении жилых помещений, в том числе в получении государственного жилищного сертификата в случае наличия у них в собственности жилого помещения.
Из материалов дела следует, что военной прокуратурой Северного флота проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции при реализации военнослужащими предусмотренного законом права на жилье, в ходе которой установлено, что Лавров В.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 10 августа 2005 года приобрел в собственность квартиру, расположенную по адресу: *** – общей площадью 32,10 кв.м, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24 октября 2018 года.
Принимая во внимание, что решением Кимрского городского собрания от 29 сентября 2005 года № 78 учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения для предоставления жилого помещения по договору социального найма, установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, Лавров В.И. и его супруга Лаврова Г.В. были обеспечены жильем по установленным нормам.
Таким образом, на момент обращения с рапортом о включении в число участников программы «Государственные жилищные сертификаты», получения такого сертификата и его реализации Лавров В.И. знал об отсутствии у него правовых оснований для получения данного сертификата, поскольку, являясь совершеннолетним и дееспособным, был обязан знать о составе находящегося у него в собственности недвижимого имущества, наличие которого могло исключать возможность его участия в указанной программе. При этом он представил заведомо недостоверные сведения об отсутствии у него в собственности вышеназванной квартиры в г. Кимры Тверской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Согласно частям 3, 4 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
По смыслу приведенных норм, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего). Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо одновременное наличие трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке. Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.
Поскольку правовые основания для получения и реализации ГЖС у Лаврова В.И. отсутствовали, приобретение им денежных средств, удостоверяемых данным сертификатом, за счет Министерства обороны РФ в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» не основано ни на законе, ни на сделке, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имело место неосновательное обогащение ответчика за счет Министерства обороны РФ на сумму в размере 1 179 360 руб.
При таких данных суд взыскивает с Лаврова В.И. в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (государственного заказчика программы «Государственные жилищные сертификаты» на момент выделения и реализации ответчиком сертификата) денежные средства в указанном размере.
Таким образом, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.
Что же касается ссылки Лаврова В.И. на то, что проверка его права получение ГЖС была проведена уполномоченным органом – ГУ 1973 ОМИС, то она является несостоятельной.
Как указывалось выше, единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей на момент признания Лаврова В.И. нуждающимся в получении такого сертификата определялся Правилами учета военнослужащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» был изменен порядок выдачи сертификатов и в Правила внесен п. 44 (2), предусматривающий, что органы местного самоуправления (подразделения), осуществляющие вручение сертификатов, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие документы: а) в организациях (органах), осуществляющих техническую инвентаризацию: технический паспорт или справку, подтверждающую размер общей площади жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего на праве собственности гражданину – участнику подпрограммы и (или) членам его семьи, – в случае, указанном в абзаце 1 п. 16 (2) Правил; б) в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним: сведения о жилых помещениях, находящихся в собственности у гражданина – участника подпрограммы и (или) членов его семьи, указанных в заявлении (рапорте), представляемом в соответствии с подпунктом «а» п. 44 указанных Правил.
Следовательно, до внесения названных изменений у органов, осуществляющих выдачу сертификатов, отсутствовала прямая обязанность запрашивать сведения о наличии жилых помещений в собственности у гражданина – участника программы либо у членов его семьи.
Таким образом, Лавров В.И., своими подписями подтвердивший факт ознакомления с условиями программы, обязан был сообщить достоверные сведения о наличии у него в собственности жилых помещений.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина за рассмотрение спора в суде, от уплаты которой истец в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден, в сумме 14096,80 руб.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Северного флота в интересах Российской Федерации к Лаврову В.И. о взыскании неосновательного обогащения - удовлетворить.
Взыскать с Лаврова В.И., в пользу Российской Федерации в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 1179360 (один миллион сто семьдесят девять тысяч триста шестьдесят) рублей.
Взыскать с Лаврова В.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 14096,80 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Курчак