Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1559/2017 от 21.09.2017

Мотивированное решение изготовлено 7 ноября 2017 года

Дело № 2-1559/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2017 года                        ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Фоминой Е.А.

при секретаре Павловой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Репиной Маргарите Суреновне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ответчику о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований истец указал, что квартира *** является частной. Собственником квартиры и плательщиком за коммунальные услуги числится Репина М.С.

Согласно расчету за указанным жилым помещением числится задолженность за отопление и подогрев воды за период с 01.10.2011 по 31.10.2016, размер которой составляет 169 241,54 руб.

В течение указанного периода ответчику ежемесячно направлялись счета-квитанции с указанием суммы задолженности и размера текущих платежей. Таким образом, ответчик был уведомлен о ежемесячных начислениях и имеющейся задолженности, однако каких-либо действий по ее погашению не предпринял.

Согласно договору возмездного оказания услуг от 28.03.2016 года № 17-16-2016, заключенному между АО «Мурманэнергосбыт» и Обществом с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр», ООО «ЕРЦ» приняло на себя обязательства совершать от имени истца действия по подготовке информации для расчета и начисления платы за отопление и подогрев воды по многоквартирным домам, начислению платы за отопление и подогрев воды, ежемесячному формированию платежных документов, начислению пени за несвоевременное внесение платы за отопление и подогрев воды по финансовым лицевым счетам.

АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем вышеуказанных коммунальных услуг по снабжению тепловой энергией в горячей воде в отношении многоквартирного дома доме ***.

Согласно произведенному расчету размер пени за задержку платежа за спорный период составляет 29080,66 руб.

Просил взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 169 241,54 руб. за период с 01.10.2011 по 31.10.2016, пени за просрочку платежей в размере 29080,66 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2582,95 руб.

В судебном заседании представитель истца Неверчик Н.Ф. поддержал уточненные в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ исковые требования по доводам, изложенным в иске, а также письменных пояснениях от 18.07.2017, просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.12.2014 года по 30.06.2017 года в размере 236 265,96 руб., а также пени в размере 51438,57 руб.

Ответчик Репина М.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, указала, что в сентябре 2010 года в квартире *** в соответствии с действующим законодательством, техническими требованиями и на основании оформленной надлежащим образом документации произведено переустройство системы отопления, а именно установлены электрические конвекторы. Переустройство и перепланировка были произведены после получения разрешения Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее – КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск) и согласования с МУП «СЖКХ».

После вышеуказанного переустройства, исключена возможность теплоотдачи от центральной системы отопления, в связи с чем с сентября 2010 года она фактически не пользовалась услугой по отоплению жилого помещения, предоставляемой через центральную систему отопления многоквартирного жилого дома, то есть не являлись потребителями спорной коммунальной услуги.

В обоснование возражений относительно заявленных требований, представила ряд документов, подтверждающих установку в жилом помещении по адресу: *** дополнительного электрооборудования.

Также поддержала доводы, изложенные в письменном ходатайстве о применении к заявленным требованиям положений ст. 333 Гражданского кодекса РФ и снижении размера пени ввиду их несоразмерности, а также указала, что первоначальный иск заявлен за пределами срока исковой давности (с 01.10.2011 года по 01.06.2014 года), в связи с чем просила применить положения ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, ответчиком в ходе судебного заседания заявлено ходатайство о назначении строительно-технической экспертизы, поскольку как она полагает, для правильного разрешения спора, необходимы специальные познания в области строительства.

Данное ходатайство судом разрешено и оставлено без удовлетворения исходя из следующего.

Определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также истребование, прием и оценка доказательств, в соответствии с положениями статей 56, 57, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ относится к исключительной компетенции суда первой инстанции.

Между тем для разрешения спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг специальные познания в области строительства не требуются, а поставленные ответчиком перед экспертом вопросы представленном ходатайстве не направлены на установление юридически значимых обстоятельств, от которых зависит правильное разрешение дела.

При таких обстоятельствах назначение судом экспертизы может повлечь необоснованное приостановление производства по делу, что приведет к затягиванию рассмотрения дела.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель администрации ЗАТО г. Североморска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление со ссылками положения ст. 546 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановления Правительства от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», полагал, что подача тепловой энергии в многоквартирный дом не означает её поступление в помещения, отключенные от центрального теплоснабжения и отсутствия в помещении отопительных приборов. Опосредованное отопление помещении через стены, пол и потолок при отсутствии энергопринимающих устройств и теплопотребляющих установок не является поставкой тепловой энергии в помещения, поскольку тепловые потери от стояков отопления не рассматриваются в качестве коммунальной услуги, подлежащее оплате.

Таким образом, считал, что общим принципом оплаты коммунальных услуг согласно действующему законодательству является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими потребителем.

Заслушав представителя истца, ответчика исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-124/2017, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению ввиду следующего.

Судом установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: *** с 01.08.1995 года по настоящее время зарегистрирована ответчик Репина М.С., которая является собственником указанного жилого помещения на основании договора купли- продажи № 4118 от 05.05.1995, что подтверждается представленной в материалы дела справкой по форме № 9.

Из материалов дела, выписки из лицевого счета *** следует, что с декабря 2014 года плату за коммунальные услуги, а именно платежи за отопление и подогрев воды вносились нерегулярно и не в полном объеме, в связи с чем, образовалась задолженность, которая по состоянию на 01.07.2017 составила 236 265,96 руб.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества (в том числе и жилого помещения) лежит на его собственнике.

В силу требований статей 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя плату за горячее водоснабжение и теплоснабжение.

Из материалов дела установлено, что организацией, обслуживающей общее имущество многоквартирного дома является ООО «Североморскжилкомхоз».

Теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома является АО «Мурманэнергосбыт», организацией, формирующей единые платежные документы на оплату коммунальных услуг и получающей платежи – ООО «ЕРЦ».

АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирного дома *** на основании распоряжения Правительства Мурманской области от 15.06.2011 № 210-РП, договоров аренды № 285 от 27.06.2011, № 78/04/08-15-830 от 01.09.2015 и договоров на эксплуатацию оборудования от 07.07.2011 № 286, от 01.09.2015 № 78/04/08-15-831, заключенных с МУП «Североморские теплосети».

Коллективный прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме не введен в эксплуатацию, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа. Жилое помещение ответчиков индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано.

Установлено, что согласно решению о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 21.02.2008 № 410 ответчику Репиной М.С. дано согласие на перепланировку и переустройство с сопутствующими работами согласно проекту (Саф 18/08-1, ОВ,ЭТ,АС-ПР инв.№ 31 от 2008 года) «НПФ Зодчие и ООО КПФ «ДЕК» жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документацией). На заявителя возложена обязанность осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в соответствии с проектом (проектной документацией) и с соблюдением требований статей 25-29 Жилищного кодекса РФ, постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Кроме того, решением о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск от 19.03.2012 № 281 ответчику Репиной М.С. дано согласие на переустройство – (установку электронагревательных отопительных приборов согласно проектной документации шифр Саф 18-1\11 Арх№ 378) жилых помещений в соответствии с представленным проектом (проектной документацией). На заявителя возложена обязанность осуществить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в соответствии с проектом (проектной документацией) и с соблюдением требований статей 25-29 Жилищного кодекса РФ.

Разрешение на демонтаж существующих приборов отопления не указано.

Согласно акту от 20.09.2010 № 2783 приемки выполненных работ по перепланировке и переустройству жилого помещения, составленным комиссией КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск, в присутствии собственника жилого помещения Репиной М.С., к освидетельствованию представлены следующие работы по дополнительному устройству электроотопления жилых помещений квартиры, расположенной по адресу: ***:

- установка электрических приборов отопления мощн.1,5 кВТ-2 шт; мощн.1,0 кВТ- 3 шт,; водонагреватель мощн. 1,5 кВТ-1 шт.;

- замена электроснабжения на новое, согласно технических условий сетевой организации;

- приборы отопления демонтированы – 4 шт, стояки отопления в соответствии с проектом проходят через квартиру «сквозняком».

Работы выполнены в соответствие с проектом выданным ООО НПФ «Зодчие» и ООО КПФ «ДЕК», Шифр Саф-18/10,08-1 ОВ.ЭТ.АС, инв. № 378.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Из материалов дела также следует, что до июня 2015 года начисление за отопление по указанному жилому помещению рассчитывалось исходя из потребленной тепловой энергии в размере 0,278537 Гкал/мес., согласно расчету ООО «НПФ Зодчие» отопления спорной квартиры при переоборудовании водяного отопления – на отопление электрообогревательными приборами, в июне 2015 года ООО «ЕРЦ» ответчикам выставлен счет на 6178,69 руб., согласно тарифу.

В обоснование возражений ответчик ссылается на то обстоятельство, что услуга «отопление» в связи с демонтажем радиаторов центрального отопления с конца 2010 года в указанном в единых платежных документах объемах им не предоставляется. С учетом демонтажа приборов отопления в своей квартире у них не имеется обязанности по оплате, поскольку понятие остаточное тепло в настоящее время отсутствует.

Оценивая доводы истца в данной части, суд приходит к следующему.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основные положения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм жилищного законодательства, при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Согласно Правилам, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 11).

В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).

В Мурманской области нормативы утверждены приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11.03.2013 № 34 (ред. от 26.03.2014) «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению». Данным приказом утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению для населения Мурманской области в соответствии с приложениями: приложение № 1 - дифференциация муниципальных образований Мурманской области по климатическим условиям; приложение № 2 - нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых (нежилых) помещениях в многоквартирных домах и жилых домах при отсутствии приборов учета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Так, в соответствии с пунктом 33 Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.

На основании пункта 42 Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Согласно пункту 2 Приложения № 2 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 2:, где Si- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения; Nt- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Tt- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в Правилах № 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению одинаковый для всех потребителей. Исключения, в том числе для потребителей помещений, которые переведены на электрообогрев, указанными Правилами не предусмотрены.

Установлено, что на основании агентского договора начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе отопление, подготовке и доставку платежных документов потребителям многоквартирного дома *** осуществляет ООО «Единый расчетный центр».

Как следует из письменных пояснений представителя АО «МЭС», при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению ООО «ЕРЦ» руководствуется приложением № 3 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 11.03.2011 № 34, в соответствии с которым расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется равными долями в течение года, с применением в расчетах коэффициента периодичности платежа, который определяется путем деления количества месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году – при условии, если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета потребления тепловой энергии; постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 28.06.2013 № 21/2, которым установлен тариф; приложением № 1 к приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области от 31.05.2013 № 71, которым установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, применяемые в случае отсутствия приборов учета.

Из представленной истцом выписки по лицевому счету следует, что оплата услуг «отопление» и «горячее водоснабжение» с июня 2015 года производится в неполном объеме. С июня 2015 года выставляются квитанции об оплате услуги «отопление» по нормативу, что не оспаривалось стороной ответчиков.

В ходе судебного разбирательства установлено, что объем индивидуального потребления определяется ответчикам по формулам, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, исходя из норматива потребления, установленного приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области № 34 от 11.03.2013 для многоквартирных домов климатической группы № 6 до 1999 года постройки с материалом стен панель, блок, а также общей площади жилого помещения истца.

Нормативы потребления коммунальной услуги «отопление» для квартир, переведенных на электрообогрев, указанным приказом, а также иными нормативными правовыми актами органов федеральной власти либо органов государственной власти субъектов Российской Федерации не предусмотрены.

Иной порядок, расчета платы за услугу «отопление», помимо установленного Правилами № 354, а также невозможность применения установленных в Правилах формул либо изменение указанных формул, изменение каких-либо их величин, в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев, закон не предусматривает.

Также законом не предусмотрена и возможность возложения или передачи части государственных полномочий, к которым, в том числе, относится определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, на исполнителей коммунальных услуг.

Согласно статьям 56-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Согласно пункту 15 Приложения № 1 «Требования к качеству коммунальных услуг» к Правилам №354, качество услуги отопление определяется обеспечением нормативной температуры воздуха в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C), в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р51617-2000).

Доказательств того, что услуга «отопление» ответчику предоставляется ненадлежащего качества, суду не представлено.

Доводы ответчика о получении в установленном порядке разрешения на установку электронагревательных приборов, по мнению суда, не свидетельствует о наличии оснований для их освобождения от оплаты коммунальной услуги «отопление», начисленной в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354, поскольку такие основания, с учетом того, что жилое помещение ответчика расположено в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой водяного отопления, действующим жилищным законодательством не предусмотрены.

Ответчиком суду не представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым Репиной М.С. разрешено внесение изменений в систему отопления дома, являющуюся общим имуществом многоквартирного дома.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что факт демонтажа радиаторов центрального отопления не может служить безусловным основанием для вывода о непредоставлении ответчикам коммунальной услуги «отопление», поскольку установлено, что через квартиру ответчиков проходят трубопроводы центрального отопления.

Кроме того, суд учитывает, что квартира ответчика не лишена теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома. Доказательств непредоставления коммунальное услуги «отопление», предоставления указанной услуги ненадлежащего качества, суду ответчиками не представлено.

Кроме того, законом не предусмотрено освобождение собственников помещений в многоквартирном доме от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом в соответствии с пунктом 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды.

Между тем, принадлежащее ответчику жилое помещение расположено в многоквартирном доме, оборудованном системой центрального отопления, посредством которой отапливаются не только находящиеся в доме помещения, но и общее имущество многоквартирного дома. В связи с этим ответчик обязан также вносить плату за услугу «отопление» на общедомовые нужды.

Учитывая вышеизложенное, расчет размера платы за услуги по отоплению в многоквартирном доме без учета площади квартир, переведенных на электрообогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями такой коммунальной услуги (отопление), поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению жилых помещений (и на общедомовые нужды) в большем размере.

Основания для изменения размера платы за коммунальные услуги установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 98 указанных Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Иных оснований для изменения размера платы за коммунальные услуги, к которым относится и отопление, действующим законодательством не предусмотрено.

Исходя из изложенного, суд удовлетворяет уточненные требования истца в части взыскания с ответчика задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.12.2014 по 30.06.2017 в сумме 236 265,96 руб., согласно уточненному расчету истца.

Указанный расчет задолженности подтвержден доказательствами, сомнений у суда не вызывает, ответчиком не оспорен, период образования задолженности в пределах срока предусмотренного положениями ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

Помимо этого, с учетом уточнения заявленных требований, истцом представлен расчет пени, в соответствии с которым с ответчика подлежат взысканию пени в сумме 51438,57 руб.

Расчет пени подтвержден доказательствами, ответчиком не оспорен, сомнений у суда не вызывает.

При этом в ходе рассмотрения дела ответчиком заявлено ходатайство о снижении размера взыскиваемых истцом пени за просрочку платежей в порядке ст. 333 Гражданского кодекса РФ.

Разрешая данное ходатайство, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в данной части размера пеней не допускается.

Статья 330 Гражданского кодекса РФ признает неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно ч.1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

Положения п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса РФ содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба. Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 1 статьи 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в пункте 42 Постановления Пленума от 01.07.1996 № 6/8, при разрешении вопроса об уменьшении неустойки следует иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Степень соразмерности как договорной, так и законной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией и только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения.

Учитывая, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства должником и не должна служить средством обогащения кредитора, принимая во внимание все существенные обстоятельства дела, в том числе, размер задолженности по оплате коммунальных услуг, размер пени указанный в платежном документе, длительность допущенной ответчиком просрочки нарушения обязательства, материальное положение ответчика, суд приходит к выводу о возможности снижения размера сумм пени, подлежащих взысканию с ответчика до 10000,00 руб.

Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования частично.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере 2582,95 руб., а также в порядке ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственную пошлину доход местного бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

Указанные расходы, понесенные истцом, подтверждены соответствующим платежным документом.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» – удовлетворить частично.

Взыскать с Репиной Маргариты Суреновны, ***, в пользу Акционерного общества «Мурманэнергосбыт» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.12.2014 года по 30.06.2017 года в сумме 236 265,96 руб., пени в сумме 10000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2582,95 руб., а всего взыскать 248 848,91 руб.

Взыскать с Репиной Маргариты Суреновны, *** государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 3494,05 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.А. Фомина

2-1559/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
АО МЭС
Ответчики
РЕПИНА МАРГАРИТА СУРЕНОВНА
Другие
Администрация ЗАТО г. Североморск
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Дело на сайте суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
21.09.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.09.2017Передача материалов судье
21.09.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2017Судебное заседание
02.11.2017Судебное заседание
07.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.03.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
21.03.2019Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее