Судебный акт #1 (Решение) по делу № 4А-549/2019 от 21.06.2019

№ 4А-549/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 июля 2019 года          г. Сыктывкар

Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу представителя СНТ «Исток» Максакова Г.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми №5-1067/2017 от 26.09.2017 и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми №12-26/2018 от 28.03.2018

по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми №5-1067/2017 от 26.09.2017 СНТ «Исток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Решением судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми №12-26/2018 от 28.03.2018 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба СНТ «Исток» без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, представитель Товарищества просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.

Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Материалами дела установлено, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Сыктывкара 24.05.2017 в адрес СНТ «Исток» вынесено предписание №278/1/1 об устранении выявленных в ходе внеплановой выездной проверки следующих нарушений: 1) не обеспечено обучение председателя СНТ «Исток» мерам пожарной безопасности в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а именно не обеспечено обучение пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность в части противопожарного режима, приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, чем нарушен пункта 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства РФ от 25.04.2012 №390); пункта 31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 №645; 2) расстояние от застройки садоводческого товарищества до лесного массива смешанных пород деревьев менее 25 метров (а именно: 12 метров со стороны участков №1, 12, 35, 36, 59, 60, 85, 86, 111, 112 (линия от Г до Д согласно государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, постоянного владения землей); 3) расстояние от застройки садоводческого товарищества до лесного массива смешанных пород деревьев менее 25 метров (а именно: 12 метров со стороны участков №112, 114, 116, 118, 120, 122, 124, 126, 128, 138, 139, 140 (линия от Д до А согласно государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, постоянного владения землей), чем нарушены требования части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; примечания 1 пункта 4 ВСН 43-85 «Застройка территорий садоводческих товариществ, здания и сооружения. Нормы проектирования».

Срок исполнения предписания до 10.07.2017 года.

Согласно акта проверки №401 от 24.07.2017, пункты 2 и 3 предписания №278/1/1 от 24.05.2017 не исполнены, в связи с чем в отношении СНТ «Исток» 31.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении №300 по факту совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ.

Часть 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

Из буквального толкования диспозиции части 12 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка законности выданного предписания, а необходимым условием наступления административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ является законность выданного предписания, не выполненного виновным лицом.

Признавая СНТ «Исток» виновным в совершении вмененного правонарушения судьи нижестоящих инстанций пришли к выводу о доказанности наличия в действиях Товарищества состава вмененного правонарушения, так как им не исполнено выданное уполномоченным лицом законное предписание, требования которого должны исполняться руководителями организаций и лицами, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности, что предусмотрено статьями 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Однако с указанными выводами нельзя согласиться, в силу следующего.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

На основании пункта 8 и пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Из пунктов 8, 10, 11, 26, 28, 29 ст. 26 Устава Администрации МО ГО «Сыктывкар», принятого от 18.01.2006 Советом Администрации МО ГО «Сыктывкар», следует, что к вопросам местного значения городского округа в том числе относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 указанного закона.

Статьей 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

В силу указанных норм обеспечение требований пожарной безопасности, к которым относится создание противопожарных расстояний от границ застройки садоводческого товарищества до лесных насаждений, является обязанностью Администрации МО ГО «Сыктывкар».

Статьей 6 Устава МО ГО «Сыктывкар» установлено, что граница единого муниципального образования городского поселения на территории города Сыктывкара с подчиненной ему территорией установлена Законом Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления Республики Коми».

Согласно государственного акта на право пожизненного наследуемого владения, постоянного владения землей, зарегистрированного в Книге записей Государственных актов за №101/5, СТ «Исток» в Эжвинском комплексе администрацией г. Сыктывкара решением от 30.07.1992 года №7/1326 главы администрации г. Сыктывкара предоставлено 10,98 гектаров земель для коллективного садоводства на земли общего пользования.

Распоряжением Правительства Республики Коми от 14.07.2011 № 270-р, утратившим силу с 01.07.2017 в связи с изданием распоряжения Правительства РК от 01.06.2017 N 267-р, а также вновь принятым распоряжением, были утверждены перечни объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров, в которые входило СНТ «Исток» Эжвинский район.

Статей 193 Закона Республики Коми от 05.03.2005 №11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми» установлено, что образованное до вступления в силу настоящего Закона внутригородское муниципальное образование «Эжвинский район города Сыктывкара» и его органы упраздняются с 1 января 2006 года в соответствии с федеральным законодательством.

Правопреемниками органов местного самоуправления муниципального образования «Эжвинский район города Сыктывкара» являются органы местного самоуправления муниципального образования «Город Сыктывкар».

Из указанного следует, что земельный участок, предоставленный для ведения садоводства СНТ «Исток» расположен в Эжвинском районе и находится в границах МО ГО «Сыктывкар».

Какие-либо данные о том, что земли лесного фонда граничащие с землями СНТ «Исток» являются собственностью товарищества, что в свою очередь предполагает возможность проведения его рубки и установления противопожарных разрывов, материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что не смотря на установление административным органом нарушений требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности на территории МО ГО «Сыктывкар» при планировке и застройке территории СНТ «Исток» в части несоблюдения минимальных противопожарных расстояний от хозяйственных построек, домов садоводческого товарищества до лесных насаждений, с учетом имеющихся доказательств и приведенных норм права, административным органом неверно определен субъект правонарушения, следовательно, выводы о правомерности возложения на СНТ «Исток» обязанности по исполнению предписания являются ошибочными.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

При установленных обстоятельствах постановление мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми №5-1067/2017 от 26.09.2017 и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми №12-26/2018 от 28.03.2018 вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,

постановил:

Постановление мирового судьи Емвальского судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара Республики Коми №5-1067/2017 от 26.09.2017 и решение судьи Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми №12-26/2018 от 28.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении СНТ «Исток» отменить, производство по делу в отношении СНТ «Исток» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Заместитель председателя

Верховного Суда Республики Коми      А.В. Юдин

4А-549/2019

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
СНТ "ИСТОК"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.12

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее