№ 2-3365/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2020 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Балицкой Н.В.
при секретаре Толоконниковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каштанова В. В. к администрации Пудожского муниципального района о предоставлении жилого помещения, признании акта незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Каштанов В.В. обратился с иском в Министерству социальной защиты Республики Карелия, администрации Пудожского муниципального района по следующим основаниям. Истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью матери в ДД.ММ.ГГГГ году и лишением отца родительских прав по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году истец был определен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Далее, с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия был под опекой (попечительством) у О.М. Карпиной, проживая совместно с опекуном (попечителем) и ее семьей по адресу: <адрес>. По указанному адресу истец остается зарегистрированным формально, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживает в <адрес> на съемном жилье, жилых помещений в собственности или на праве социального найма он не имеет. В установленном порядке за истцом закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилье признано непригодным для проживания, принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении». Более того, вступившим в законную силу решением Пудожского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2№ по заявлению Каштанова В.В. установлен факт невозможности принудительного обмена жилого помещения, закрепленного за истцом. В связи с данными актами истец был включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ДД.ММ.ГГГГ при проведении сверки сведений о лицах, претендующих на обеспечение жилыми помещениями, Министерством социальной защиты РК (далее также - Министерство) было направлено обращение в Администрацию Пудожского муниципального района (далее также – Администрация) о том, что названное решение суда не является судебным актом об отказе в принудительном обмене жилого помещения, следовательно, не может рассматриваться в качестве основания для установления факта невозможности проживания Каштанова В.В. в закрепленном помещении. На основании данного обращения Постановлением Администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № отменено постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении», после чего приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 13.03.2020 № 163-П истец был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Пудожском муниципальном районе. Считая такие действия незаконными, истец первоначально просил отменить названный приказ Министерства отменить, обязав Министерство включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Пудожском муниципальном районе, признать незаконным Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № №, обязать Администрацию представить истцу благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения.
С учетом изменения регулирования по вопросам формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и список в отношении данной категории лиц, составляемых органами местного самоуправления, истец заявил отказ от требований к Министерству, дополнив иск требованием к Администрации о включении себя в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ отказ от иска в части требований к Министерству принят судом.
Определением суда к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Сорокина А.В., Шах Д.В., Каштанов С.В., Карпин А.П., Карпина О.М., Алферчик В.С. Каштанов Д.В.
В судебном заседании истец и его представитель Рышкальский А.М. исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Сорокина А.В. и Карпина О.М. считали иск подлежащим удовлетворению, дополнительно Карпина О.М. пояснила, что регистрация истца по месту ее жительства сохраняется формально, для того, чтобы истец числился зарегистрированным в каком-либо жилом помещении, с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время истец живет отдельно, у него своя семья.
Администрация своего представителя в суд не направила, представила отзыв, в котором выражала несогласие с иском, ссылаясь на указание Министерства о необходимости исключения истца из соответствующего списка и отсутствие средств в местном бюджете для обеспечения истца жилым помещением.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены судом.
Заслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы гражданского дела № 2-20/2014, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем на него распространяются положения Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Глав местного самоуправления Пудожского муниципального района от 19.09.2009 № 448 над истцом установлена опека, опекуном ( и далее попечителем) была назначена Карпина О.М.
В соответствии со справкой Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № истец зарегистрирован по месту регистрации попечителя (Карпиной О.М.) по адресу: <адрес>. В справке отмечено, что по указанному адресу истец не проживает ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно объяснениям истца, третьих лиц, свидетельским показаниям Сорокина М.Н., истец проживает в г. Петрозаводске около 10 лет, снимает жилье, фактически проживает один.
По объяснениям третьего лица Карпиной О.М., истца и показаниям свидетеля Захаровой И.А., регистрация истца по адресу: <адрес>, имеет исключительно формальный характер, действительные права члена семьи правообладателя данным жилым помещением у Каштанова В.В. отсутствуют.
Согласно выписке из ЕГРН жилого помещения на каком-либо праве истец не имеет. В настоящее время арендует комнату № № в д. № № по <адрес>, договора аренды не заключался по настоянию арендодателя – физического лица.
С супругой Алферчик С.В. истец разведен решением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), семейные отношения бывшие супруги не поддерживают, совместное проживание невозможно. Как следует из выписки из ЕГРН Алферчик С.В. также не является правообладателем в отношении недвижимого имущества.
Распоряжением Администрации Пяльмского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № №) за истцом и его родными братьями и сестрами (Каштановым С.В., Каштановым Д.В., Шах Д.В., Сорокиной А.В.) закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ № № жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания.
Вступившим в законную силу решением Пудожского районного суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2№ по заявлению Кашатанова В.В. установлен факт невозможности принудительного обмена жилого помещения, закрепленного за истцом.
Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>.
На основании указанных актов истец был включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем.
В ДД.ММ.ГГГГ году в ходе сверки сведений о лицах, претендующих на обеспечение жилыми помещениями, Министерство обратилось в Администрацию с предложением об исключении истца из данного списка, указав на то, что решение суда об установлении факта невозможности принудительного обмена жилого помещения, закрепленного за истцом, не является судебным актом об отказе в принудительном обмене жилого помещения, следовательно, не может рассматриваться в качестве основания для установления факта невозможности проживания Каштанова В.В. в закрепленном помещении.
На основании данного обращения Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № отменено постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении».
Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № № истец был исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Пудожском муниципальном районе.
Согласно ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), согласно ст. 8 которого в числе иных лиц лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 (пункт 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9).
В силу п. п. 3, 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П) благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются указанным выше лицам, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.
Согласно п. 4 данного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе, в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также в связи с тем, что жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Как было указано выше, жилое помещение, закрепленное за истцом, признано в установленном порядке непригодным для проживания. Таким образом, поскольку иного жилого помещения истец ни в собственности, ни в социальном найме не имеет, члены семьи истца, способные делегировать свои жилищные права истцу отсутствуют, факт нуждаемости истца в жилье ответчиком не оспаривается, исковые требования истца о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, являются обоснованными, в том числе, с учетом изложенного далее.
Также правомерными суд считает требования истца о признании незаконным постановления администрации Пудожского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Каштанова В.В.».
Данное постановление было отменено в связи с обращением Министерства в адрес Администрации, в котором выражено мнение о том, что решение суда об установлении факта невозможности принудительного обмена жилого помещения, закрепленного за истцом, не является судебным актом об отказе в принудительном обмене жилого помещения.
Однако, такое мнение не основано на нормах права.
Как следует из текста решения Пудожского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, Каштанов В.В. обратился с заявлением об установлении факта невозможности обмена закрепленного за ним жилого помещения. В связи с необходимостью обеспечения жильем, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, истец обратился в Администрацию для установления факта невозможности проживания в закрепленном помещении. На обращение получил отрицательный ответ по причине отсутствия решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Истец просил установить юридический факт невозможности обмена данного жилого помещения именно потому, что принудительного обмена от кого-либо требовать не мог – в связи объективными обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности обмена как такового в принципе, а именно: состояния помещения, отсутствия вариантов обмена. Суд при участии представителя Администрации удовлетворил заявление истца в полном объеме.
По смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» решение суда об отказе в принудительном обмене закрепленного жилого помещения должно быть основано на установлении невозможности такого обмена. Судом в решении от 20.01.2014 была установлена объективная невозможность ни в каком-либо случае произвести обмен закрепленного жилого помещения на другое, что, в свою очередь, является более достоверным подтверждением невозможности проживания лица в данном жилом помещении, чем отказ в принудительном обмене.
С учетом изложенного является незаконным Постановление Администрации № № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Каштанова В.В.», принятого на основе указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно включения истца в список лиц, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, суд приходит к выводу о состоятельности такого требования, учитывая следующее.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» формирование указанных списков отнесено к полномочиям органов местного самоуправления – в соответствии с Законом РК от 21.10.2019 № 2409-ЗРК).
Согласно редакции данного закона до внесения изменений Законом РК от 21.10.2019 № 2409-ЗРК формирование списка по каждому муниципальному образованию осуществлялось Министерством, в настоящее время данный орган исполнительной власти формирует сводный список – на основе списков, составленных органами местного самоуправления.
В случае оставления в силе незаконно отмененного постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Каштанова В.В.» истец подлежал бы включению в список, формируемый Администрацией во исполнение новых полномочий.
С учетом изложенного суд считает необходимым возложить на Администрацию обязанность включить Каштанова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Довод Администрации об отсутствии бюджетных средств на обеспечение истца жилым помещением не является основанием для отказа в иске, поскольку закон не ставит реализацию данной меры социальной поддержки в зависимость от достаточности ее финансирования.
На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Пудожского муниципального района № № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления администрации Пудожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Каштанова В.В.», обязать администрацию Пудожского муниципального района включить Каштанова Вадима Владимировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию Пудожского муниципального района предоставить Каштанову В. В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Пудожском муниципальном районе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Пудожского муниципального района, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Пудожском муниципальном районе.
Взыскать с администрации Пудожского муниципального района за счет казны Пудожского муниципального района в пользу Каштанова Вадима Владимировича расходы по государственной пошлине 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Н.В. Балицкая
Мотивированное решение составлено 27.07.2020