Дело --
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи:Тарасова А.Н.,
при секретаре: --2,
с участием:
истца- --6,
ответчиков- представителя администрации -- по доверенности --3,
представителя администрации Молчановского сельсовета -- --4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--6
к
--,
Министерству сельского хозяйства --,
Администрации Молчановского сельсовета --
о признании отказа в получении выплат за утрату сельскохозяйственной продукции незаконным, и возложении обязанности произвести выплату оставшейся части в сумме 12990 рублей,
Установил:
Истец обратилась в суд с иском к --, Министерству сельского хозяйства --, Администрации Молчановского сельсовета -- с требованиями о выплате части компенсации за утрату сельскохозяйственной продукции в период ЧС 2013 года и с учетом их конкретизации в окончательном варианте просит суд;
1\ признать --6 пострадавшей вследствие утраты урожая в результате ЧС 2013 года на территории Молчановского сельсовета --;
2\ признать отказ администрации -- в выплате 12990 рублей денежной компенсации вследствие утраты урожая незаконным;
3\ возложить на -- обязанность произвести выплату оставшейся части компенсации за утрату урожая, 12990 рублей оставшейся указав в заявлении следующее.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст.18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – обильного выпадения осадков, на территории Молчановского сельсовета --, земельный участок, расположенный по адресу: --, был подтоплен.
В результате подтопления сельскохозяйственные посадки картофель, огурцы, помидоры, кабачки, лук, морковь, свекла были уничтожены.
Данное обстоятельство подтверждается актом обследования жилого помещения от --, а также, заключением комиссии Молчановского сельсовета. Истице определили компенсацию как пострадавшей в размере 21390 рублей.
Принимая во внимание факт порчи принадлежащего имущества, истица обращалась в -- с заявлением о выплате компенсации в следствии утраты урожая сельскохозяйственных культур. Она была включена в список для получения компенсации, однако, до сих пор её не получила.
После обращения в прокуратуру -- и проведения проверки по обращению, истице было выплачено 8400 рублей из положенных 21390 рублей.
После повторного обращения в -- с требованием о выплате оставшейся части компенсации в сумме 12290 рублей, истице был дан письменный отказ о том, что она письменное заявление о предоставлении компенсации в сектор сельского хозяйства не подавала. Истица подавала заявление --, во второй раз обращалась --, однако, ей было отказано.
Затем, истица обратилась в прокуратуру -- и ей был дан письменный ответ, где было предложено обратиться в суд в порядке ст.254 ГПК РФ.
Поскольку сельскохозяйственная продукция была испорчена в результате ливневых дождей, истица полагает, что имеет право на компенсацию причинённого ей ущерба.
Ответчик- -- в отношении заявленных --6 требования возражал, полагая об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика - Министерства сельского хозяйства -- в отношении заявленных исковых требований возражало, указав, что -- в октябре 2013 года в министерство была подана Заявка «О включении администрации в распределение иного межбюджетного трансферта в целях компенсации гражданам, ведущих ЛПХ и признанным пострадавшими в результате наводнения» с приложенным списком граждан ведущих ЛПХ и утративших урожай сельхоз культур вследствие наводнения в --. В указанный список также была включена --6, проживающая по адресу: --. КВ. 2(площадь пострадавших посевов составила 713 кв.м.).-- между министерством и администрацией -- было заключено соглашение «О порядке и условиях предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельхоз культур, выращенных в ЛПХ». Объем иного межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету администрации -- составил 114 300 000 руб. (т.е. в указанную сумму вошел и истец, который и должен был получить указанную компенсацию в 2013 году).
Ответчик- Администрация Молчановского сельсовета -- в отношение заявленных --6 требования не возражала, полагая об их законности и обоснованности, и подлежащим удовлетворению
Письменные отзывы ответчиков приобщен к материалам гражданского дела.
В судебном заседании истец - --6 подтвердила обстоятельства заявленных требований, с учетом их конкретизации, пояснил суду, что она, как лицо, пострадавшее в результате ЧС 2013 на территории Молчановского сельсовета --, получила 8400 рублей из положены ей 21390 рублей денежной компенсации за утрату урожай вследствие наводнения 2013 года. Оставшуюся часть компенсации в размере 12290 рублей в администрации -- не выдают, данные действия считает незаконными, как нарушающими её право, на денежную компенсацию как лица ведущего личное подсобное хозяйство, и утратившего урожай вследствие наводнения в -- в результате ЧС 2013 году.
В судебном заседании представитель стороны ответчика – -- по доверенности --3. полагает об отсутствии оснований для удовлетворения требований --6, по обстоятельствам неисполнения заявителем требований изложенных в Постановлении главы -- от -- № 626. Согласно которого компенсации предоставляются гражданам, при наличии пакета, куда входит заявление на предоставление компенсации выписки из похозяйственной книги; акта обследования объектов растениеводства личного подсобного хозяйства граждан пострадавших в результате ЧС; копии документа удостоверяющего личность; свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок. НЕ отрицает, что ответчиком частично в размере 8400 рублей из положенных 21390 рублей была выплачена --6 денежная компенсация за утрату урожая вследствие наводнения 2013 года, полагая, что --6 просто пожалели, выдав ей 8400 рублей.
В судебном заседании представитель стороны ответчика – Администрации Молчановского сельсовета -- --4. заявленные требования --6 признал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку --6 была включена в список лиц проживающих на территории Молчановского сельсовета --, чьи земельные участки были затоплены в летом 2013 года, вследствие чего весь выращенный урожай погиб. Комиссия установила, что пострадавшая площадь от наводнения посевов у --6 составила 713 кв.м., По результатам обследования, комиссией дано заключение о том, что размер компенсации пострадавшему составил 21 390,0 рублей. Администрацией Молчановского сельсовета были выполнены требования постановления главы -- от -- № 626, документ в части принятия от пострадавшей --6 заявления на предоставление компенсации за утрату урожая, и последующий сбор пакета с выпиской из похозяйственной книги по месту жительств, акта обследования объектов растениеводства в личном подсобном хозяйстве лиц пострадавших в результате ЧС 2013 года, а также копии документов удостоверяющих личность пострадавшего, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, в том числе и на --6. Весь пакет документов был передан в отдел сельского хозяйства администрации --. После чего --6 была выдано только частично 8400 рублей из положенных 21390 рублей денежной компенсации за утрату урожай вследствие наводнения 2013 года.
Суд, проверил материалы дела, выслушав сторон, допросил свидетеля --7приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из правил части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, или совершили оспариваемые действия (бездействия).
При распределении обязанностей по доказыванию по делам возникших из публичных правоотношений, суд исходя из требований ст. 249 ГПК РФ, возложил обязанность по доказыванию обстоятельств на орган, принявший оспариваемые в суде постановленное решение.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального Конституционного закона от -- № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее по тексту - ФКЗ № 3-ФКЗ) и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту - ФЗ № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. «3» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации обеспечивает, выплату гражданам, признанным пострадавшими в крупномасштабного наводнения и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, компенсации вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных на личных подсобных хозяйствах.
Во исполнение указанных выше положений федерального закона, Постановление -- от -- -- (далее -Постановление -- от -- № 489), утверждены правила предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельскохозяйственных культур, выращенных на личных подсобных хозяйствах (далее - ЛПХ), источником которых являются средства федерального бюджета, бюджетам муниципальных районов, в границах которых находятся населенные пункты, подвергшихся наводнению. В этом же Постановлении, указаны условия, при которых предоставляется иной межбюджетный трансферт на вышеуказанные выплаты.
Согласно п. 3 Правил, утвержденных Постановлением -- от -- № 489, иной межбюджетный трансферт предоставляется муниципальным образованиям при условии:
1 Предоставления заявки от муниципального образования с приложением списка граждан, ведущих ЛПХ и утративших урожай сельскохозяйственных культур вследствие наводнения, подтвержденного комиссией по чрезвычайным ситуациям данного муниципального образования, а также записями похозяйственных книг по состоянию на --;
2)наличие муниципального правового акта, предусматривающего порядок и условия предоставления компенсации, указанной в пункте 2 настоящих Правил, в размере 3000 рублей за каждый 0,01 га пострадавших посевов, но не более 2,5 га на одно личное подсобное хозяйство.
Постановлением главы -- от -- № 626, в свою очередь утверждены правила предоставления компенсации гражданам ведущим личное подсобное хозяйство и признанными пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим на территории --. Согласно данного постановления, компенсации предоставляются гражданам, при наличии следующих документов; заявление на предоставление компенсации; выписка из похозяйственной книги, акт обследования объектов растениеводства в личном подсобном хозяйстве граждан пострадавших в результате ЧС, копии документа удостоверяющего личность, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.
Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации -- от -- -- в связи с прошедшими осадками и сбросом воды на Зейской ГЭС с 10 часов 00 минут -- введен режим чрезвычайной ситуации на территории --.
-- Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Молчановского сельсовета, в связи с прошедшими осадками и сбросом воды на Зейской ГЭС с 10 часов 00 Минут с -- на территории Молчановского сельсовета от -- № 4, введен режим чрезвычайной ситуации.
Обратившись в суд с иском о защите нарушенного права --6 полагает о наличии права на получение оставшейся части денежной компенсации в сумме 12290 рублей, как лица ведущего личное подсобное хозяйство, и утратившего урожай вследствие наводнения в -- в результате ЧС 2013 году, представив суду в порядке ст. 56 ГПК РФ пакет доказательств.
Исследуя заявленные требования --6, и возражения стороны ответчиков, судом установлено, что заявитель с членами своей семьи (--8 и --9) проживает по адресу: --.
Согласно выписке из похозяйственной книги № --, за лицевым счетом № --, значится хозяйство, расположенное по адресу: --. Членом данного хозяйства являются --6 и её семья. Площадь земельного участка составляет 0,17 Га.
Вышеуказанный земельный участок находится в собственности, заявителя, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от -- (--).
Из представленного заявителем пакета доказательств следует, что -- проведено комиссионное обследование личного подсобного хозяйств --6 по адресу -- на котором погибли сельскохозяйственные культуры (картофель и овощи). Исходя, из данных акта обследования следует, что в период с июля по август 2013 года в результате опасного гидрологического явления наводнения, у --6 погибли сельскохозяйственные культуры на площади 713 кв. м. По результатам обследования, комиссией дано заключение о том, что размер денежной компенсации пострадавшей составил 21 390,0 рублей. Судом установлено, -- --6 обращалась с заявлением о предоставлении денежной компенсации вследствие утраты урожая выращенного в личном подсобном хозяйстве, из расчета 3000 рублей за 0,01 га пострадавших в результате ЧС 2013 года посевов, но не более 02,5 га. Администрацией Молчановского сельсовета, составлен реестр на получение компенсации из федерального бюджета гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения постоянного проживающих, на территории -- по администрации Молчановского сельсовета состоящий из 12 хозяйств. Согласно копии указанного реестра, под порядковым № --, значится --6 Площадь погибших посевов у --6 составила 713 кв.м. и сумма ущерба - 21 390,0 рублей. Исходя из данных списка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства и утративших урожай вследствие наводнения в -- --6 значится под номером 3, и проживающая по адресу --, с указанием её лицевого счета № --.
Из письменного отзыва представителя соответчика по делу министерства сельского хозяйства -- по делу, и представленного к нему пакета, следует, что -- в октябре 2013 года в министерство была подана Заявка «О включении администрации в распределение иного межбюджетного трансферта в целях компенсации гражданам, ведущих личное подсобное хозяйство и признанным пострадавшими в результате наводнения» с приложенным списком граждан ведущих личное подсобное хозяйство и утративших урожай сельхоз культур вследствие наводнения в --. В указанный список была включена --6, проживающая по адресу: --(площадь пострадавших посевов составила 713 кв.м.).
-- между министерством селского хозяйства -- и администрацией -- было заключено соглашение «О порядке и условиях предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельхоз культур, выращенных в личных подсобных хозйствах». Объем иного межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету администрации -- составил 114 300 000 руб. (т.е. в указанную сумму вошел и истец, который и должен был получить указанную компенсацию в 2013 году). Соответчик полагает, что --6 имела полное право на получение названной выплаты (в суме 21 390 руб.) как пострадавший гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство и утративший урожай сельхоз культур в 2013 году потому как администрация -- вносила его в список, тем самым взяла на себя обязательства. Судом установлено, что -- администрацией -- было --6 было выдана часть денежной компенсации в сумме 8 400 рублей за утрату урожая выращенного на ЛПХ в результате чрезвычайно ситуации, за счет средств резервного фонда Правительства РФ, согласно постановлению -- от -- № --., и это что подтверждается копией расходного кассового ордера -- от -- года, и показаниями свидетеля --7
Таким образом, из представленного заявителем пакета доказательств судом установлены юридически значимые обстоятельства, свидетельствующие о том, что --6 была признанной пострадавшей в результате наводнения 2013 года в населенном пункте -- подвергшемуся наводнению, у которой погиб урожай посевов на площади 713 кв.м, и ей была установлена денежная компенсация за утрату урожая в результате ЧС 2013 года в сумме 21 390,0 рублей. --6, как пострадавшее лицо своевременно и неоднократно обращалась в органы местного самоуправления с заявлением и пакетом документов для получения соответствующего вида компенсации за погибший урожай, выращенный на личном подсобном хозяйстве.
Ответчик, администрация -- исполняя обязательства по распределению межбюджетного трансферта в целях компенсации гражданам, ведущих личные подсобные хозяйства и признанных пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах --, из установленной для --6 денежной компенсации в сумме 21390 рублей за утрату вследствие наводнения 2013 урожая, произвела её выплату только частично в сумме 8400 рублей. Данные обстоятельства суд расценивает, как нарушение Указа Президента РФ от -- № 693, органами местного самоуправления --) в не выполнение мероприятий в достаточном объеме по обеспечению пострадавшей --6 компенсационными выплатами за утрату урожая выращенного ею на личном подсобном хозяйстве, и утраченного в результате чрезвычайной ситуации, а также и в невыполнении требований распоряжение Правительства Российской Федерации от -- № 1797-р которым определены категории лиц, имеющие право на выплату - граждане, признанные пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, утративших урожай сельскохозяйственных культур, выращенных в личных подсобных хозяйствах.
При этом доводы ответчика – --, об отсутствии оснований для удовлетворения требований --6, по обстоятельствам неисполнения ею требований Постановления главы -- от -- № 626, суд признает безосновательными, надуманными, и опровергнутыми фактическими обстоятельствами, свидетельствующими о частичном исполнении стороной ответчика обязательств по выплате --6 денежной компенсации в сумме 8400 рублей, за утрату вследствие наводнения 2013 года урожая в личном подсобном хозяйстве.
Суд критически отнесся к суждению представителя Министерства сельского хозяйства --, изложенного в письменной форме в отзыве, о том сторона истца в 2014 году уже не имел право на получение компенсации как пострадавший, поскольку документы истца для получения компенсации до настоящего времени в министерство не поступали, а срок для направления документов и принятия решений министерством по выплате компенсации предусмотренной Правилами -- истек -- года.
Так, в судебном заседании установлены обстоятельства о признании --6 пострадавшей в результате наводнения 2013 года в населенном пункте -- подвергшемуся наводнению, у которого погиб урожай посевов на площади 713 кв.м. и установление для пострадавшей денежной компенсации в сумме 21 390,0 рублей.
Пи этом пострадавшее лицо своевременно и неоднократно обращалось в органы местного самоуправления с заявлением и пакетом документов для получения соответствующего вида компенсации за погибший урожай, выращенный на личном подсобном хозяйстве.
Указанное только лицо частично реализовало свое законное право на денежную компенсацию в сумме 21390 рублей за утрату урожай вследствие наводнения 2013 года. Данными письменного отзыва представителя Министерства сельского хозяйства --, судом установлено, что в октябре 2013 года в министерство была подана Заявка «О включении администрации в распределение иного межбюджетного трансферта в целях компенсации гражданам, ведущих ЛПХ и признанным пострадавшими в результате наводнения» с приложенным списком граждан ведущих ЛПХ и утративших урожай сельхоз культур вследствие наводнения в --. В указанный список также была включена --6, проживающая по адресу: --. КВ. 2(площадь пострадавших посевов составила 713 кв.м.)--. между министерством и администрацией -- было заключено соглашение «О порядке и условиях предоставления иного межбюджетного трансферта на компенсацию вследствие утраты урожая сельхоз культур, выращенных в ЛПХ». Объем иного межбюджетного трансферта, предоставляемого бюджету администрации -- составил 114 300 000 руб. (т.е. в указанную сумму вошел и истец, который и должен был получить указанную компенсацию в 2013 году). Учитывая установленные фактические обстоятельства еще до судебного разбирательства о том, что --6, чей урожай на личном подсобном хозяйстве утрачен, была признана пострадавшей, о чем свидетельствуют обстоятельства установления для заявителя денежной компенсации в сумме 21390 рублей за утрату урожай вследствие наводнения 2013 года, а также её фактическую частичную выплату, в связи с чем суд полагает, что требования заявителя о признание пострадавшей вследствие утраты урожая в результате ЧС 2013 года на территории Молчановского сельсовета --, излишни.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к убеждению, что --6 относится к числу граждан, имеющих право на получение компенсации за погибший в результате ЧС 2013 года урожай выращенный на личном подсобном хозяйстве.
Рассматривая требование об обращении решения суда к немедленному исполнению, учитывая мнение участников процесса, суд считает необходимым данное требование удовлетворить по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 сл. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми интересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и принимая во внимание, что стороной ответчика администрацией -- в нарушение правил ст. 249 ГПК РФ не было представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих об отсутствии у --6 права на получение оставшейся части денежной компенсации, в сумме 12990 (двенадцать тысяча девятьсот девяносто) за утрату урожай вследствие наводнения в -- в результате ЧС 2013 году, в связи с чем суд признает заявленные требования --6, законными, обоснованными, но подлежащими удовлетворению только частично
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление --6 о признании пострадавшей вследствие утраты урожая в результате ЧС 2013 года на территории Молчановского сельсовета --; о признании отказа администрации -- в выплате 12990 рублей денежной компенсации вследствие утраты урожая незаконным, и возложении на -- обязанность произвести выплату оставшейся части компенсации в сумме 12990 (двенадцать тысяча девятьсот девяносто ) рублей за утрату в результате ЧС 2013 года урожая удовлетворить частично.
Признать отказ администрации -- в выплате --6 денежной компенсации в сумме 12990 (двенадцать тысяча девятьсот девяносто) за утрату в результате ЧС 2013 года урожая незаконным, и возложить на администрацию -- обязанность произвести выплату --6 оставшейся части денежной компенсации за утрату в результате ЧС 2013 года урожая, в сумме 12990 (двенадцать тысяча девятьсот девяносто) рублей в оставшейся части отказать.
Постановленное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда -- --.
Судья Тарасов А.Н.