Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-72/2020 (2-2083/2019;) ~ М-1940/2019 от 07.11.2019

Дело № 2-72/2020

УИД: 26RS0012-01-2019-003414-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

"09" января 2020 года г.Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

с участием:

истца Моисеев В.В.,

представителя ответчика -ГУ МЧС России по <адрес> Сарапий А.А.,

при секретаре Калайчевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеев В.В. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес>, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

Моисеев В.В. обратился в суд с иском Главному Управлению МЧС России по <адрес> о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, в обоснование которых указал, что между ним - Моисеев В.В. (наниматель) и Главным Управлением МЧС России по <адрес> (наймодатель) заключен договор социального найма от 23.05.2018 в отношении жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 3, состоящей из 2 комнат, общей площадью 53 м2.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Ставропольском крае с просьбой передать ему в собственность указанную квартиру.

Письмом от 20.08.2019 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Ставропольском крае ему сообщило, что жилое помещение имеет правообладателя и закреплено на соответствующем вещном праве за Главным Управлением МЧС России по Ставропольскому краю, в связи с чем, в целях бесплатной приватизации жилого помещения ему необходимо обратиться Главное Управление МЧС России по Ставропольскому краю.

Однако, до этого, 17.06.2019 г. он обращался в Главное Управление МЧС России по Ставропольскому краю с заявлением о передаче ему квартиры в собственность в порядке приватизации.

Письмом от 27.06.2019г. Главным Управлением МЧС России по Ставропольскому краю ему также было отказано в признании за ним права на приватизацию и отказано в предоставлении жилого помещения в собственность.

Считает данный отказ в признании за ним права на жилое помещение и передаче его ему в собственность незаконным по следующим основаниям.

Действующим законодательством Российской Федерации определен способ отчуждения из федеральной собственности жилых помещений (квартир) в собственность граждан - в порядке бесплатной приватизации.

Воспользоваться правом бесплатной приватизации могут лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 7 Закона № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым: органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

При этом право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Нормы Закона № 1541-1 не предусматривают необходимость получения предварительного согласия собственника (органа, осуществляющего его полномочия) на передачу гражданам жилого помещения в собственность.

Таким образом, заключение договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, должно приниматься и осуществляться такими организациями самостоятельно без обращения в Росимущество (его территориальные органы).

Таким образом, поскольку принятые им все зависящие от него и предусмотренные законом меры, направленные на реализацию его права на получение в собственность жилого помещения в порядке приватизации, оказались безуспешны, у него имеется единственная возможность защитить свои права на основании статьи 12 ГК РФ - в судебном порядке.

На основании изложенного, просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Моисеев В.В. поддержал заявленные требования в полном объёме и просил их удовлетворить, признать за ним право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. При этом, Моисеев В.В. пояснил, что ранее в приватизации он не участвовал и иного жилого помещения на праве собственности не имеет.

В ходе рассмотрения гражданского дела в качестве соответчика привлечено Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество), которое своего представителя в судебное заседание не направило, в суд поступили заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и возражения относительно заявленных Моисеев В.В. требований, в которых просит отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ , Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом.

В соответствии с п. 4.1.22 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278 (Положение), Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта.

Объект недвижимого имущества - жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 3, <адрес>, состоящей из 2 комнат, общей площадью 53 м, жилое помещение имеет правообладателя и закреплено на соответствующем вещном праве за Главным Управлением МЧС России по <адрес>. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ, Главное Управление МЧС России по СК, является юридическим лицом и вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно.

Согласно ст. 6 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно пункту 8 Постановление №8, исходя из смысла преамбулы и статьей 1, 2 Закона № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Таким образом, заключение договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, должно приниматься и осуществляться такими организациями самостоятельно без обращений в Росимущество (его территориальные органы).

Исходя из вышеизложенного, просит в удовлетворении требований Моисеев В.В. отказать в полном объеме.

Представитель ГУ МЧС России по Ставропольскому краю по доверенности Сарапий А.А. в судебном заседании дала пояснения, аналогичные изложенным в представленных возражениях, указав, что в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по. предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372, у Главного управления отсутствуют полномочия по передаче жилых помещений, принадлежащих ему на праве оперативного управления, в собственность, в связи с чем, признать за Истцом право собственности в порядке приватизации на квартиру не представляется возможным. При этом, просила дать правовую оценку требованиям истца и принять решение по усмотрению суда.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ввиду следующего.

Действующим законодательством Российской Федерации определен способ отчуждения из федеральной собственности жилых помещений (квартир) в собственность граждан - в порядке бесплатной приватизации.

Воспользоваться правом бесплатной приватизации могут лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) предоставляет гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование по договору социального найма.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Моисеев В.В. (нанимателем) и Главным Управлением МЧС России по <адрес> (наймодателем) заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ в отношении жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 3, состоящей из 2 комнат, общей площадью 53 м2.

Согласно указанного договора социального найма жилого помещения, совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Моисеева В.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – супруга и сын – Моисеев И.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В спорной квартире все указанные лица проживают в настоящее время.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон -Г) предусмотрена возможность передачи жилых помещений в собственность граждан уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а такие государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как следует из представленных истцом документов, 17.06.2019 г. он обратился в Главное Управление МЧС России по Ставропольскому краю с заявлением о передаче ему <адрес>, расположенной в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 3, состоящей из 2 комнат, общей площадью 53 м2, в собственность в порядке приватизации.

Однако, письмом от 27.06.2019г. Главным Управлением МЧС России по Ставропольскому краю ему было отказано в признании за ним права на приватизацию и отказано в предоставлении указанного жилого помещения в собственность, поскольку в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , у Главного управления отсутствуют полномочия по передаче жилых помещений, принадлежащих ему на праве оперативного управления, в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Ставропольском крае с просьбой передать ему в собственность указанную квартиру.

Однако, письмом от 20.08.2019 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в Ставропольском крае ему сообщено, что жилое помещение имеет правообладателя и закреплено на соответствующем вещном праве за Главным Управлением МЧС России по Ставропольскому краю. При этом, ему рекомендовано, в целях бесплатной приватизации жилого помещения, обратиться Главное Управление МЧС России по Ставропольскому краю.

В соответствии со статьей 7 Закона № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым: органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

При этом право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Нормы Закона № 1541-1 не предусматривают необходимость получения предварительного согласия собственника (органа, осуществляющего его полномочия) на передачу гражданам жилого помещения в собственность.

Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Постановление № 8) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Согласно пункту 8 Постановления № 8, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона № 1541-1, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Таким образом, заключение договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, должно приниматься и осуществляться такими организациями самостоятельно без обращения в Росимущество (его территориальные органы).

А при таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (Росимущество) надлежит отказать.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, предоставлено право с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.1993 №11, от 25.10.1996 г. №10, от 06.02.2007 г. №6, от 02.07.2009 г. №14) в соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

В соответствии с абз. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех, имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно выписке из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 29.08.2017 года, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления ГУ МЧС России по Ставропольскому краю на основании распоряжения о закреплении недвижимого федерального имущества за ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, как следует из указанной выписки, в Едином государственном реестре прав отсутствуют записи об ограничении (обременении) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Судом также установлено, что истец Моисеев В.В., а также члены его семьи правом однократной приватизации не пользовались и в собственности иного жилого помещения не имеют, что подтверждается справками Кисловодского отдела ГБУ СК «СКИ» от ДД.ММ.ГГГГ и , а также уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о наличии в собственности истца объектов недвижимости.

В пункте 8 Пленума Верховного Суда РФ указано, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких обстоятельствах суд находит требования Моисеев В.В. о признании за ним права собственности в порядке приватизации на занимаемую им <адрес>, расположенную в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 3, состоящей из 2 комнат, общей площадью 53 м2, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению как нашедшие свое подтверждение в суде и не противоречащими требованиям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Моисеев В.В. к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (Росимущество) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить частично.

Признать за Моисеев В.В. право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве оперативного управления ГУ МЧС России по <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Моисеев В.В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (Росимущество) о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, - отказать.

Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 января 2020 года.

Председательствующий Е.В. Иванова

2-72/2020 (2-2083/2019;) ~ М-1940/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Моисеев Владимир Владимирович
Ответчики
Территориальное управление Росимущества в СК
ГУ МЧС России по СК
Суд
Ессентукский городской суд Ставропольского края
Судья
Иванова Елена Владимировна
Дело на странице суда
essentuksky--stv.sudrf.ru
07.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2019Передача материалов судье
12.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2019Подготовка дела (собеседование)
22.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.11.2019Подготовка дела (собеседование)
29.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2020Судебное заседание
14.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее