Дело № 2-304/2022
(73RS0004-01-2021-015639-16)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 февраля 2022 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панюгиной Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Даниловой Елены Владимировны, к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на медицинские изделия и средства, обеспечить системой непрерывного мониторинга гликемии
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Даниловой Е.В., к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 3» (далее по тексту – ГУЗ «Городская поликлиника №3»), Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать льготные рецепты на медицинские изделия и средства, обеспечить системой непрерывного мониторинга гликемии.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Даниловой Е.В., страдающей хроническим заболеванием, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.10.2020 № 1053н утвержден Стандарт медицинской помощи взрослым при <данные изъяты> (диагностика и лечение), распространяющийся в том числе на поставленный Даниловой Е.В. диагноз.
Данилова Е.В. является <данные изъяты> с детства, ей выставлен диагноз: <данные изъяты>. В соответствии с выписным эпикризом врачей ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ от 13.01.2021 по жизненным показаниям Даниловой Е.В. рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга <данные изъяты> (Flash-мониторинг). Однако до настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение Даниловой Е.В. системой непрерывного мониторинга <данные изъяты> (FreeStyle libre), не приняты. Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга <данные изъяты> (FreeStyle libre) ГУЗ «Городская поликлиника №3» не выписываются.
Просит обязать ГУЗ «Городская поликлиника №3» выписывать Даниловой Е.В. льготные рецепты на медицинские изделия и средства диагностики FreeStyle libre в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и объеме, рекомендованном ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить Данилову Елену Владимировну на основании выписанных рецептов медицинскими изделиями и средствами диагностики FreeStyle libre в количестве и объеме, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.
Судом в качестве третьего лица к участию в деле привлечено ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии».
Представитель истца - старший помощник прокурора Заволжского района г. Ульяновска Дунина Е.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Данилова Е.В., в чьих интересах прокурор обратился в суд, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала. Поясняла, что страдает <данные изъяты> с 15 лет, имеет <данные изъяты>, система непрерывного мониторинга рекомендована и необходима, чтобы предотвращать состояние <данные изъяты>.
Представитель ответчика ГУЗ «Городская поликлиника №3» Матренин С.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования не признал, пояснял, что контроль <данные изъяты> можно осуществлять при помощи глюкометра. Подробно позиция изложена в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, в письменном отзыве просит о рассмотрении дела без его участия, с иском не согласен.
Представители третьих лиц ГУ «Ульяновская государственная аптека», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Данилова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты>, причина инвалидности <данные изъяты>.
С данным диагнозом Данилова Е.В. состоит под медицинским наблюдением в поликлинике ГУЗ «Городская поликлиника №3».
Согласно выписному эпикризу из истории болезни № №, в период с 13.01.2021 по 20.01.2021 Данилова Е.В. находилась в отделении <данные изъяты> ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии», госпитализирована в связи с необходимостью коррекции <данные изъяты>. Основное заболевание: <данные изъяты>
При поступлении Данилова Е.В. предъявляла жалобы, в том числе, на значительные колебания <данные изъяты> в крови в течение суток.
Согласно выписке, заведующим отделением, лечащим врачом и клиническим ординатором дано заключение, учитывая наличие <данные изъяты>
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор считает, что за счет бюджетных средств должны быть приняты меры, направленные на обеспечение Даниловой Е.В. системой непрерывного мониторинга <данные изъяты> (FreeStyle libre).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) ЕЮ - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 указанного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 г. №3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который, в числе прочего, включены тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, иглы инсулиновые, шприц-ручка.
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России по 29.12.2004 г. №328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (п. 2.1.).
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019года №1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утвержденного приказом Минздрава России 14.01.2019 № 4н, назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.
В силу п.п. 3, 11 Порядка сведения о назначенном лекарственном препарате вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента, а в случае назначения лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на их бесплатное получение, медицинский работник оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке, оформленном на бумажном носителе за своей подписью, и (или) с согласия пациента или его законного представителя на рецептурном бланке в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», п. 2.3 которого предусмотрено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.
Пунктом 2.5.1 указанного Порядка предусмотрено, что в целях повышения доступности обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ определять условия доставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения в пределах полномочий, установленных ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.
Согласно п. 2.11 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество, взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с п. 4 ст. 158 и п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н, п. 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Следовательно, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Допрошенная в суде в качестве специалиста врач-эндокринолог ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» ФИО5 пояснила, что Данилова Е.В., когда приходит к ней на консультации, часто жалуется на <данные изъяты>. Для Даниловой Е.В. в первую очередь важен самоконтроль, но у неё самостоятельно не получается рассчитать <данные изъяты>. Система непрерывного мониторинга удобна тем, что не нужно прокалывать палец при измерении глюкозы в крови. У Даниловой Е.В. не получается предупреждать <данные изъяты>, поэтому она хочет установить данную систему, но всем необходимым она обеспечивается.
Согласно данным Региональной медицинской информационной системы и отчетам о выписанных льготных рецептах, Данилова Е.В. обеспечивается по выписанным льготным рецептам лечащего врача <данные изъяты> и расходными материалами к <данные изъяты>, то есть всеми необходимыми медицинскими изделиями, входящими в льготные перечни и закупаемыми Министерством здравоохранения Ульяновской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, что лечащим врачом в установленном порядке рецепт на систему непрерывного мониторинга <данные изъяты> (мониторинга глюкозы в крови) FreeStyle libre не выписывался, врачебная комиссия с целью назначения Даниловой Е.В. системы непрерывного мониторинга не проводилась.
В данном случае стандарты оказания медицинской помощи, предусматривающие обеспечение взрослого страдающего заболеванием <данные изъяты> системой непрерывного мониторинга <данные изъяты> (FreeStyle libre), отсутствуют. В исчерпывающем перечне медицинских изделий, предоставляемых в рамках набора социальных услуг, утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р, мониторинг <данные изъяты> FreeStyle Libre отсутствует.
Таким образом, анализ обстоятельств дела и законодательства регулирующего бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ГУЗ «Городская поликлиника №3» обязанности выписывать Даниловой Е.В. льготные рецепты на медицинские изделия и средства диагностики FreeStyle libre в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и объеме, рекомендованном ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ, а на Министерство здравоохранения Ульяновской области - бесплатно обеспечить Данилову Е.В. на основании выписанных рецептов медицинскими изделиями и средствами диагностики FreeStyle libre в количестве и объеме, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах Даниловой Елены Владимировны, к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 3», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности выписывать Даниловой Елене Владимировне льготные рецепты на медицинские изделия и средства диагностики FreeStyle libre в соответствии с медицинскими показаниями, в количестве и объеме, рекомендованном ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр Эндокринологии» Министерства здравоохранения РФ, бесплатном обеспечении на основании выписанных рецептов медицинскими изделиями и средствами диагностики FreeStyle libre в количестве и объеме, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.Р.Кузнецова