УИД № 63RS0025-01-2021-004388-23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2022 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.,
с участием прокурора Антоновой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2164/2022 по административному исковому заявлению Базюк ЕВ к администрации городского округа Сызрань Самарской области об оспаривании постановления,
У С Т А Н О В И Л:
Базюк Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Сызрань Самарской области о признании частично недействующим постановления Администрации городского округа Сызрань от <дата>
№ *** «Об утверждении Акта установления существующих линий градостроительного регулирования» в части абзаца второго пп. 2.1 п. 2 «Красные линии разработаны и установлены по линии застройки для <адрес> и пер. Пятому», пп. 2.2 п. 2 «Отступ линий регулирования застройки от красных линий для <адрес> и пер. Пятому красная линия совпадает с линией застройки».
В обоснование заявленных требований истец указала, что она на основании договора купли-продажи от <дата> является собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес> и расположенным на нем жилого дома с кадастровым номером <адрес>, по адресу Самарская область, г. Сызрань пер. Пятый <адрес>.
В 2020 году при проведении проверки соблюдения земельного законодательства,
в результате которой выяснилось, что административный истец незаконно занимает земельный участок площадью 75 кв.м. Впоследствии стало известно, что Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 04.04.2011 № 747 утвержден акт установления существующих красных линий и линий регулирования застройки на территории городского округа Сызрань Самарской области от 03.12.2010 года» был утвержден акт установления существующих красных линий и линий регулирования,
в п.п.2.1. 2.2 Акта указано, что по пер. Пятому и ул. Добролюбова красная линия разработана и установлена по линии застройки, и что красная линия совпадает с линией застройки.
При наложении координат прохождения красной линии (письмо КСиА Администрации городского округа Сызрань № ***/инф от <дата>) по земельному участку по адресу Самарская область, г. <адрес> <адрес>, выяснилось, что красная линия со стороны <адрес> проходит через указанный земельный участок
и жилой дом так, что земельный участок и жилой дом находятся на пересечении пер. Пятый
и <адрес>, что подтверждается схемой местоположения границ земельного участка и заключением кадастрового инженера.
С момента приобретения указанного земельного участка и расположенного на нем жилого дома в 2002 году истец не изменяла линию застройки, дом находится на своем первоначальном месте, что подтверждается техническим паспортом домовладения от.<дата>. Кроме того, границы ее земельного участка были установлены в 2006 году,
а оспариваемое постановление принято в 2011 году.
В результате установления красной линии по ул. Добролюбова, жилой дом, существующий с 1957 года, оказался частично расположенным на землях общего пользования. В результате неправильно установленной красной линии административный истец лишилась части своего земельного участка площадью 46.35кв.м.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление нарушает права как собственника земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу
г. Сызрань пер. Пятый <адрес> части установления границ красной линии и регулирования застройки по <адрес>, проходящей по земельному участку с кадастровым номером <адрес> и жилому дому с кадастровым номером <адрес>, поскольку
вынесено с нарушением установленных законом процедур и без учета существующей застройки ее жилого дома и юридических границ земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования Базюк Е.В. просила признать частично недействующим Постановление Администрации городского округа Сызрань № *** от <дата> «Об утверждении Акта установления существующих линий градостроительного регулирования» в части абзаца второго подпункт 2.1 пункт 2 «Красные линии разработаны и установлены по линии застройки для <адрес>», подпункт 2.2 пункт 2 «Отступ линий регулирования застройки от красных линий для <адрес> красная линия совпадает с линией застройки» в части утверждения границы красной линии, проходящей но земельному участку с кадастровым номером <адрес> и жилому дому с кадастровым номером <адрес> по адресу Самарская область
г <адрес> <адрес>.
В судебном заседании административный истец Базюк Е.В. и её представитель – адвокат Дерягина О.В. уточненные требования поддержали в полном объеме по доводам изложенным в иске.
Административный ответчик представитель Администрации г.о. Сызрань Андреева Н.П., представитель заинтересованного лица Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о Сызрань Филатова Д.О. возражали относительно заявленных требований, просили отказать, указывая на то, что оспариваемое постановление издано
в полном соответствии с положениями законодательства, не нарушает права, свободы
и законные интересы административного истца. Красная линия совпадает с линией застройки
Представители заинтересованных лиц Комитета имущественных отношений Администрации г.о Сызрань Самарской области, ГУП «ЦТИ» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, заключение прокурора Антоновой В.М., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11); территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1); проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 названной статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, за исключением случая, указанного в части 3.1 данной статьи (часть 2 статьи 45 ГрК РФ).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 ГрК РФ).
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 данной статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки утверждают документацию по планировке территории или принимают решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку (часть 12 статьи 45 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В силу части 17 статьи 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт.
Как следует из материалов дела, Базюк Е.В., на основании договора купли-продажи от <дата> на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м. с <адрес> и расположенный на нем жилой дом с <адрес> расположенные по адресу: <адрес>, г. Сызрань, пер. Пятый, <адрес>.
Установлено, что жилой дом, расположенный на земельном участке, построен в 1957 году, что подтверждается данными технического паспорта. Дом со дня его постройки не перестраивался и расположен на прежнем месте.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** утвержден Акт установления существующих красных линий и линий регулирования застройки на территории городского округа Сызрань в том числе для <адрес>, пер. Пятый.
Документ официально опубликован в издании «Волжские Вести», № ***, <дата>.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом
в пределах своей компетенции, официально опубликованы и по процедуре принятия не оспаривается.
Как следует из оспариваемого постановления, красные линии и линии регулирования застройки установлены на основании материалов топографической съемки, выполненной Московским аэрогеодезическим предприятием в 2002 году. Актом для <адрес>, пер. Пятый установлена красная линия по линии застройки жилых домов. Красная линия совпадает с линией застройки. Координаты поворотных точек красных линий, содержащиеся в оспариваемом Постановлении, установлены в местной системе координат.
Вместе с тем, данные свидетельствующие о том, каким образом проходила линия застройки на момент принятия акта об установлении красной линии в материалах дела отсутствуют.
В оспариваемом постановлении Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** указано, что в качестве исходного материала для установления красных линий послужили топографические планы масштаба 1:500, выполненные Московским аэрогеодезическим предприятием в 2002 году.
Между тем, как следует из материалов дела, в 2006 году границы земельного участка в ходе межевания и сведения об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером <адрес> были внесены в ЕГРН.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от <дата> № ***, сведения о земельном участке с кадастровым номером <адрес> внесены в государственный кадастр недвижимости <дата>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, площадь 600+/-8 кв. м; система координат кадастрового округа, сведения о существующих ограничениях (обременениях) не указаны.
Тем самым, параметры земельного участка с заявленной площадью 600 кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости в 2006 г., то есть до уточнения административным ответчиком красных линий в 2011 г., границы земельного участка статус условных не имеют.
Таким образом, в период застройки земельного участка его границы красными линиями не ограничивались, они были установлены позже.
Однако, данное обстоятельство не было учтено при определении красных линий.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами.
Однако какого-либо правового обоснования уточнения в 2011 г. красных линий, правомерности установления красных линий по стенам жилого дома без учета градостроительных отступов от жилых строений и существующего права собственности административного истца на домовладение с 2002 г. административным ответчиком в материалы дела не предоставлено.
Как не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что жилые строения возведены на земельном участке общего пользования.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что постановление администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «Об утверждении Акта установления существующих линий градостроительного регулирования» в части абзаца второго пп. 2.1 п.2 «Красные линии разработаны и установлены для <адрес>» подпункт 2.2 пункт 2 «Отступ линий регулирования застройки от красных линий для
<адрес> красная линия совпадает с линией застройки» в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку в с кадастровым номером <адрес> и жилому дому с кадастровым номером <адрес> по адресу: Самарская область, <адрес> <адрес> следует признать недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Базюк Е.В. к Администрации городского округа Сызрань об оспаривании постановления удовлетворить.
Признать недействующим постановление администрации г.о. Сызрань от <дата>
№ *** «Об утверждении Акта установления существующих линий градостроительного регулирования» в части абзаца второго пп. 2.1 п.2 «Красные линии разработаны и установлены для <адрес>» подпункт 2.2 пункт 2 «Отступ линий регулирования застройки от красных линий для <адрес> красная линия совпадает
с линией застройки» в части утверждения границы красной линии, проходящей по земельному участку в с кадастровым номером <адрес> и жилому дому
с кадастровым номером <адрес> по адресу: Самарская область, г. Сызрань пер Пятый <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течении месяца со дня принятия решения
в окончательной форме.
Судья Л.В. Демихова
В окончательной форме решение судак изготовлено 27.09.2022г.