Дело № 2 - 273/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Логиновой Г.Б.,
при секретаре Коняевой Т.В.,
с участием прокурора Лобановой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом ДД.ММ.ГГГГ дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Усть-Куломский детский сад №8 «Солнышко» об обязании выполнить противопожарные мероприятия,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» (далее МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко») об обязании выполнить противопожарные мероприятия. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой в МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью и указала, что проводимыми в отношении учреждения проверками органа, осуществляющего государственный надзор в сфере пожарной безопасности, установлено, что:
Ширина эвакуационных выходов из помещений детского сада (класса Ф 1.1) не соответствует нормативным требованиям и составляет менее чем 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 человек:
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения спальни, общей площадью 52,9 кв.м., в тамбур составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,79 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, в западной части здания, ведущего из тамбура непосредственно наружу, составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,72 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, в западной части здания, ведущего из тамбура (отмечен в паспорте БТИ под № 23) в тамбур (отмечен в паспорте БТИ под № 22), составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,74 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения раздевалки, общей площадью 15,3 кв.м., в тамбур, (отмечен в паспорте БТИ под № 23) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,77 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения игровой, общей площадью 45,4 кв.м., в раздевалку, общей площадью 15,3 кв.м., в западной части здания, составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,76 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения спальни, общей площадью 52,9 кв.м., в помещение игровой, общей площадью 45,4 кв.м., в западной части здания, составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 1,15 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения игровой, общей площадью 45,4 кв.м., в помещение коридора (отмечен в паспорте БТИ под № 20) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,77 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (отмечен в паспорте БТИ под № 20) в коридор (отмечен в паспорте БТИ под № 9), составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,77 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (отмечен в паспорте БТИ под № 9) в коридор (отмечен в паспорте БТИ под № 12), составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,78 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (отмечен в паспорте БТИ под № 12) в помещение тамбура (отмечен в паспорте БТИ под № 5), составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,74 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения тамбура
(отмечен в паспорте БТИ под № 5) в помещение тамбура (отмечен в паспорте
БТИ под № 4), составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15
чел, а именно: 0,76 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения тамбура (отмечен в паспорте БТИ под № 4) непосредственно наружу составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,73 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения игровой, общей площадью 46,9 кв.м. (отмечен в паспорте БТИ под № 33) в коридор (отмечен в паспорте БТИ под № 20) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,77 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (отмечен в паспорте БТИ под № 20) в коридор (отмечен в паспорте БТИ под № 18) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,77 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из коридора (отмечен в паспорте БТИ под № 18) в коридор (отмечен в паспорте БТИ под № 12) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,77 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, в восточной части здания, ведущего из помещения спальни (отмечен в паспорте БТИ под № 2), общей площадью 51,6 кв.м. в помещение игровой (отмечен в паспорте БТИ под № 33), общей площадью 46,9 кв.м., составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 1,15 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, в восточной части здания, ведущего из помещения спальни (отмечен в паспорте БТИ под № 2), общей площадью 51,6 кв.м. в тамбур (отмечен в паспорте БТИ под № 35), составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,78 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения игровой, общей площадью 46,9 кв.м. (отмечен в паспорте БТИ под № 33) в помещение раздевалки (отмечен в паспорте БТИ под № 36) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,76 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из помещения раздевалки, общей площадью 14,9 кв.м. (отмечен в паспорте БТИ под № 36) в тамбур (отмечен в паспорте БТИ под № 34) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,72 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, ведущего из тамбура (отмечен в паспорте БТИ под № 34) в тамбур (отмечен в паспорте БТИ под № 35) составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,74 м.
- ширина эвакуационного выхода в свету, в восточной части здания, ведущего из тамбура (отмечен в паспорте БТИ под № 35) непосредственно наружу составляет менее 1,2 м., при числе эвакуирующихся более 15 чел, а именно: 0,72 м.
Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить указанные нарушения.
Заведующая МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» иск признала полностью. Суду пояснила, что их учреждение находится на полном финансировании, своих средств у них нет. Она делала соответствующие заявки на предоставление средств для выполнения противопожарных мероприятий, устранение которых требует больших денежных вложений, но предпринимают все попытки для их устранения. Просит срок устранения нарушений продлить до ДД.ММ.ГГГГ.
Начальник Управления образованием администрации МР «Усть-Куломский» ФИО1 в судебном заседании с требованиями искового заявления согласился, но, тем не менее, поддержал ходатайство директора школы и просил срок устранения нарушений продлить до ДД.ММ.ГГГГ, так как в текущем году выделенные средства уже осваиваются, заключены контракты и договора. Финансирование будет только в 2014 году.
Отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района ГУ МЧС России по РК в судебное заседание своего представителя не направил.
Заслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.В судебном заседании достоверно установлено, что МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» является муниципальным общеобразовательным учреждением, учредителем которого является Администрация муниципального района «Усть-Куломский». Функции и полномочия Учредителя в части формирования муниципального задания, перечисления субсидий и контроля за его выполнением, составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности и контроля за его выполнением осуществляет Управление образования Администрации муниципального района «Усть-Куломский». Постановлением главы МО МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № здание детского сада передано в оперативное управление МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко». Из пункта 2.4 Устава МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко», утвержденного постановлением администрации МР «Усть-Куломский» ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Учреждение несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье детей и работников Учреждения во время образовательного процесса.Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.В подпунктах 1,2 ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, указано, что настоящие Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10 ППБ 01-03).Судом установлено, что прокуратурой Усть-Куломского района проведена проверка соблюдения МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по адресу: <адрес>.В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения ВрИО начальника отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены плановые выездные проверки в отношении МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверок были выданы предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены. Вследствие наличия указанных нарушений требованиям пожарной безопасности ставится под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц – детей и работников детского сада. В целях устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности необходимо выполнить вышеуказанные мероприятия.Согласно пункта 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.Судом установлено, что заведующей МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» принимаются меры для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности. С учетом ходатайств и принимая во внимание, что в текущем году выделенные средства уже распределены, а также то, что устранить некоторые нарушений возможно только в летнее время, заявленный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо продлить до ДД.ММ.ГГГГ.По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению Усть-Куломский детский сад №8 «Солнышко» об обязании выполнить противопожарные мероприятия, удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Усть-Куломский детский сад №8 «Солнышко» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить следующие действия, а именно увеличить ширину эвакуационных выходов из помещений детского сада (класса Ф 1.1) до 1,2 м.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Усть-Куломский районный суд.
Председательствующий Г.Б. Логинова