Дело <номер> (2-838/2021; 2-5277/2020;)
УИД 18RS0<номер>-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Стех Н.Э.,
при помощнике судьи ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» об оспаривании увольнения, об оспаривании приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе,
у с т а н о в и л:
ФИО1 (далее истец, ФИО1) обратился в суд с иском к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» (далее ответчик, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике») об оспаривании увольнения, об отмене приказа <номер>/п от <дата> ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике о внесении изменений в штатное расписание, восстановлении на работе.
Исковые требования мотивировал тем, что с <дата> он был принят в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» и работал в должности инженера лаборатории измерений физических факторов. <дата> ему сообщили о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности и штата работников. Приказом от <дата> <номер>/п внесены изменения в штатное расписание и исключены из штатного расписания лаборатории измерений физических факторов 4 должностных единицы инженера. Тем же приказом внесены дополнительно 2 должностные единицы врача по общей гигиене и 2 должностные единицы врача-вирусолога. При этом, исходя из должностных инструкций врача по общей гигиене и инженера, на них возложены одинаковые обязанности.
Штатное расписание введено в действие с <дата>. Считает, что сокращение штата носит мнимый характер. Решение о сокращении 4 должностных единиц инженера принято без каких-либо законных оснований единолично Главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике». Решение принято баз созыва комиссии по выяснению экономических и иных факторов, указывающих на необходимость структурных изменений системы работы, либо изменений технических аспектов. Истцу было предложено на рассмотрение несколько нижеоплачиваемых вакантных должностей, от которых истец отказался, так как предлагаемые должности не соответствовали его образованию и квалификации. На иждивении истца находится двое несовершеннолетних детей. Заработная плата является для его семьи единственным источником средств к существованию, что не было принято во внимание при принятии решения об увольнении.
Приказом <номер>/П от <дата> в связи с введением нового штатного расписания с <дата> и выведением с указанной должности инженера происходит фактически изменение структуры учреждения.В соответствии с п. 20.2 Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», определение и утверждение структуры учреждения происходит по согласованию с Руководителем Федеральной службы. По мнению истца, поводом для сокращения должности инженера явились сложившиеся конфликтные отношения с руководством.
В последующем истец изменил исковые требования, просил признать незаконным увольнение, признать незаконным приказ <номер>/к от <дата> о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), возложить обязанность восстановить на работе ФИО1 на должность инженера лаборатории измерений физических факторов в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике».
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признал, поддержал возражения и дополнения к ним, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, проверив полномочия представителей истца и ответчика, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд устанавливает следующие юридически значимые обстоятельства дела.
Согласно сведениям диплома ГОУ ВПО «ИжГТУ» серии ВСВ <номер> от <дата>, ФИО1 решением Государственной аттестационной комиссии присуждена квалификация инженер по специальности «Многоканальные телекоммуникационные системы» и выдан диплом о высшем образовании (том 2).
ФИО1 имеет водительское удостоверение серии 18 09 <номер> на право управления транспортными средствами категории В сроком действия до <дата>.
Приказом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от <дата> <номер>/к ФИО1 принят на должность инженера отдела физических факторов и радиационной гигиены с <дата> на время декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком ФИО6 с испытательным сроком 3 месяца и с оплатой согласно тарификации.
<дата> между ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» и ФИО1 заключен трудовой договор <номер> (том 1, л.д. 63-65).
В последующем стороны заключали дополнительные соглашения к трудовому договору, в частности <дата>, в котором указано, что федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» переименовано с <дата> в федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике»; дополнительным соглашением от <дата> п.п. 1 пункта 1 трудового договора от <дата> <номер> изложен в следующей редакции: «Переведен в лабораторию измерений физических факторов на должность инженера».
Дополнительным соглашением от <дата> трудовой договор от <дата> <номер> изложен в новой редакции, согласно которой, в частности, работник принят на работу на неопределенный срок.
Приказом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от <дата> <номер>/п с изменениями, внесенными приказом от <дата> <номер>/п, внесены изменения в штатное расписание ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике»: исключены из штатного расписания лаборатории измерений физических факторов 4 должностные единицы инженера, введены в штатное расписание в отдел обеспечения санитарно-эпидемиологических экспертиз – 2 должностные единицы врача по общей гигиене, введены в штатное расписание в лаборатории вирусных и особо-опасных инфекций 2 должностные единицы врача-вирусолога. Утверждено штатное расписание в действие с <дата> (том 1, л.д. 33-34).
Подпунктом «б» пункта 7.9.9 Коллективного договора ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» предусмотрена обязанность работодателя принимать следующие меры по содействию занятости: предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) (ст. 180 ТК РФ), в том числе и в других местностях (том 1, л.д. 155-179).
<дата> ФИО1 получил уведомление <номер> от <дата>, что трудовой договор от <дата> <номер> будет расторгнут <дата> по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности и штата работников ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике».
В эту же дату ФИО1 ознакомлен с перечнем вакантных должностей, на которые он может быть переведен.
Приказом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» от <дата> <номер>/к ФИО1 уволен <дата> в связи с сокращением численности и штата работников, пункт 2 части 1 ст. 81 ТК РФ. Приказ подписан главным врачом ФИО7 (том 1, л.д. 62).
Изложенные обстоятельства установлены на основании исследованных в судебном заседании доказательств.
Исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В силу п. 3 ст. 81 ТК РФ, увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу частей 1 и 2 статьи 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В силу статьи 82 ТК РФ, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.
Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 373 Трудового кодекса при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
В соответствии с частью 5 статьи 373 Трудового кодекса, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
В соответствии со ст. 179 ТК РФ, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Исходя из анализа норм трудового законодательства, регулирующих вопросы увольнения работника в связи с сокращением штата и численности работников, для того, чтобы применение данного основания увольнения работодателем было правомерным, необходимы одновременно следующие условия: действительное сокращение численности или штата работников организации; соблюдение преимущественного права, предусмотренного статьей 179 Трудового кодекса РФ; предложение работнику имеющейся работы (как всех вакантных должностей или работы, соответствующей квалификации работника, так и всех вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы в данной местности, а в рассматриваемом случае также и в других местностях), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья; письменное под роспись уведомление работника за два месяца о предстоящем увольнении; работодатель предварительно запросил мнение выборного профсоюзного органа о намечаемом увольнении работника - члена профсоюза в соответствии со ст. 373 Трудового кодекса Российской Федерации; был соблюден месячный срок для расторжения трудового договора, исчисляемый со дня получения работодателем мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 373 Трудового кодекса Российской Федерации).
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то увольнение работника по указанному основанию не может быть признано законным и работник подлежит восстановлению на работе.
В целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом работодатель вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, закрепленных в ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 179, ч. ч. 1, 2 ст. 180, ст. 373 ТК РФ. Суд не вправе вмешиваться в вопросы расстановки кадров и законности изменения штатного расписания работодателем при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения.
Срок уведомления работника о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца до увольнения работодателем соблюден.
Членом профсоюза ФИО1 не является.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации этих работников, вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Это требование работодателем не соблюдено.
Работодатель не предложил ФИО1 занять следующие вакантные должности в городе Ижевске, которые могли быть заняты работником с учетом его образования, квалификации и опыта работы:
- отдел ГО и ЧС, должность инженер,
- отдел профилактической дезинфекции, должности заведующего отделом, заведующего хозяйством, медицинского дезинфектора.
Филиал в <адрес>:
- санитарно-гигиеническая лаборатория, должности инженера по качеству, техника,
- бактериалогическая лаборатория, должности техника, уборщика служебных помещений, водителя автомобиля.
Филиал в <адрес>: администрация, должность секретаря руководителя.
Также не предложен ряд других должностей в других филиалах.
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении работодателем процедуры увольнения, а, следовательно, незаконности увольнения истца.
В силу ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В связи с изложенным, истец должен быть восстановлен в должности инженера лаборатории измерений физических факторов федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» с <дата>.
В силу ст. 211 ГПК РФ решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
На основании п. 1 ст. 98 ГПК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Взысканию с ответчика подлежит госпошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-199, 211 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» об оспаривании увольнения, об оспаривании приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе удовлетворить.
Признать незаконным увольнение ФИО1 из федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» с должности инженера лаборатории измерений физических факторов <дата>, приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ФИО1 от <дата> <номер>/к.
Восстановить ФИО1 в должности инженера лаборатории измерений физических факторов федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» с <дата>.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в местный бюджет госпошлину в размере 300 руб.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере <дата>.
Судья Стех Н.Э.