Дело № 2- 655/2017 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 13 декабря 2017 года
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Немытых С.К.,
с участием представителя ответчика – администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Абраровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Октябрьский гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю к администрации Октябрьского городского поселения об обязывании получить санитарно-эпидемиологические заключения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратились в суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского городского поселения об обязывании получить санитарно-эпидемиологические заключения. В обоснование требований указали, что у администрации Октябрьского городского поселения, имеющей на балансе источники водоснабжения и сети централизованного водоснабжения в п. Октябрьский (скважин на ул. Советской п. Октябрьский, д. Большой Сарс) отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов и санитарно-эпидемиологические заключения на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения, что является нарушением требований п.п. 3,4,5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. Просят обязать администрацию Октябрьского городского поселения, получить санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважин ул. Советская п. Октябрьский, д. Большой Сарс), согласно требованиям: п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственного - питьевого водоснабжения - скважин ул. Советская п. Октябрьский, д. Большой Сарс, согласно требованиям: п.п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В судебное заседание представитель Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на требованиях настаивал.
Представитель ответчика администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края Абрарова Ю.П. с заявленными требованиями согласилась частично, пояснив, что в настоящее время для исполнения решения необходимо изыскать дополнительное средства, которые не заложены в бюджет поселения.
Заслушав объяснение представителя ответчика, изучив документы дела, суд считает, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее Правила).
В соответствии с п.1.4 Правил, на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11 Правил). Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Проанализировав Реестр санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, было установлено, что у администрации Октябрьского городского поселения, имеющей на балансе источники водоснабжения и сети централизованного водоснабжения п. Октябрьский по ул. Советская и в д. Большой Сарс отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводы и санитарно - эпидемиологические заключения на использование данных источников для целей питьевого водоснабжения, то есть отсутствует проект зон санитарной охраны, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Предписание не исполнено (л.д. 7-10).
Согласно п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно ст. 5 Устава Октябрьского городского поселения, к вопросам местного значения относятся полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (л.д. 35).
Согласно ст. 2 вышеназванного Устава в состав Октябрьского городского поселения входят территории населенных пунктов: рабочий поселок Октябрьский, поселок Ненастье, деревня Большой Сарс…..
Таким образом, учитывая, что администрация Октябрьского городского поселения как собственник имущества систем водоснабжения, несмотря на выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, продолжает осуществлять водоснабжение населения п. Октябрьский по ул. Советская и в д. Большой Сарс с нарушением этих требований, а обязанность по получению санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов, то на администрацию Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края следует возложить обязанность в получении санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов п. Октябрьский по ул. Советская, д. Большой Сарс, входящих в состав территорий администрации Октябрьского городского поселения и санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственного - питьевого водоснабжения - скважин в п. Октябрьский ул. Советская, д. Большой Сарс.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что для полного устранения нарушений ответчику потребуется изыскать дополнительные средства, организовать и провести необходимые согласования и иные мероприятия, связанные с устранением выявленных нарушений, поэтому суд находит разумным и необходимым установить срок для устранения данных нарушений – один год с момента вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в срок, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (скважины в п. Октябрьский по ул. Советская, д. Большой Сарс), согласно требованиям: п.п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Обязать администрацию Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края в срок, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях хозяйственного - питьевого водоснабжения - скважин в п. Октябрьский по ул. Советская, д. Большой Сарс, согласно требованиям: п.п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.; п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 3 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-655/2017