Дело У
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
00.00.0000 года город Красноярск
Октябрьский районный суд Красноярска в составе
Председательствующий: Майко П.А.
При секретаре А.
рассмотрев исковое заявление Д. к ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Сибирский филиал об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении, признании права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском у ответчику, в котором просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении с даты подачи заявления, в составе семьи 1 человек и признать за ним право на денежную компенсацию, за наем жилого помещения.
Истец иск поддержал, указав, что не имеет по месту службы, в Х, на праве собственности или соцнайма жилых помещений. Проживает по адресу – Х, в жилом помещении, на условиях коммерческого найма. При этом, он зарегистрирован, как по месту пребывания, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери по адресу – Рубцовск Х На его обращение о постановке на учет в качестве нуждающегося в служебном жилье, а также о выплатах компенсации за наем жилого помещения, он получил от ответчика отказ, ввиду его обеспеченности жильем у матери. Однако, он не является членом семьи своей матери, проживая отдельно. Т.к. он вынужден снимать жилье, то по мнению истца, он имеет право на денежную компенсацию, за наем жилья, что закреплено законом.
Истец иск поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Был уведомлен лично.
С учетом позиции истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в заочном порядке.
Суд выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил –
Истец, согласно справки, с места службы в ФПС У по Х, послужной выписки, с 00.00.0000 года, по настоящее время, проходит службу в органах МЧС.
Согласно рапорта от 00.00.0000 года, истец обратился с ходатайством о возмещении ему затрат на наем жилого помещения, в размере 6000 руб. в месяц, в силу договора найма от 00.00.0000 года года.
Кроме того, истец, согласно рапорта от 00.00.0000 года, обратился с просьбой о постановке его на учет, в качестве нуждающегося, в служебном жилом помещении, по месту службы, с составом семьи 1 человек – он сам.
В настоящий момент, согласно копии паспорта, истец снят с регучета, как по месту постоянного жительства, с 00.00.0000 года года, с адреса – Рубцовск, Х. В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания, истец зарегистрирован с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года год, по адресу - Х, в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери.
В соответствии с выпиской из домовой книги, по адресу : Х, зарегистрированы Б., как собственник жилья, В. – дочь собственника, Д. - сын собственника (истец).
Однако, как видно из договора найма жилого помещения, истец с 00.00.0000 года года проживает по адресу : Х, с 00.00.0000 года по 00.00.0000 года год, на условиях коммерческого найма.
Жилое помещение по адресу : Х Х принадлежит на праве собственности Г., что видно из договора найма и свидетельства о регистрации права.
Как видно из выписки из ЕГРП, из справки БТИ, истцу не принадлежит на праве собственности какое либо жилье.
При этом, истцу, решениями ответчика, было отказано в праве на возмещение его затрат на наем жилого помещения, как видно из выписки из протокола У от 00.00.0000 года и в праве на постановку на учет в качестве нуждающегося в служебном жилье, что видно из выписки из протокола У от 00.00.0000 года.
Оба решения мотивированы и обоснованы тем, что истец обеспечен жильем, по месту его регистрации, как по месту пребывания, у своей матери – по адресу : Х
Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что 1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения. 2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно статьи 99 ЖК РФ, 1. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. 2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно разъяснениям п. 41, 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (ч. 1).
Из этого следует, что единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении другими жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Раздел 4 - "Специализированный жилищный фонд", ЖК РФ не содержит специальных норм, регламентирующий принятия на учет граждан для получения специализированного жилья.
Согласно разъяснений, изложенных в абзаце 2 подпункта "в" пункта 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", требования о признании недействительными решения, о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению, исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ).
Кроме того, действующее жилищное законодательство не предусматривает отдельного жилищного учета лиц, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений.
В противном случае это бы нарушало жилищные права лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социального жилья, так как до момента его предоставления они были бы лишены законного права на получение служебного жилья.
Из анализа вышеизложенное, следует, что жилищная комиссия, при разрешении вопроса о постановке на учет в получении жилья заявителя должна была руководствоваться положениями раздела 3 ЖК РФ, регламентирующими данный вопрос в отношении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Не колеблет данный вывод и положение ч. 2 ст. 99 ЖК, так как обеспеченность жилыми помещениями граждан в соответствующем населенном пункте, в силу вышеприведенных обстоятельств, должна определяться по основаниям установленным тем же Кодексом для граждан, претендующих на получение жилья по социальному найму.
В свою очередь, статья 51 ЖК РФ предусматривает, что 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из статьи 51 ЖК РФ усматривается, что нуждаемость в улучшении жилищных условий не зависит от факта наличия или отсутствия у гражданина в собственности жилого помещения или наличие у него права пользования каким либо жилым помещением. Обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является уровень обеспеченности его и членов его семьи (бывших членов семьи) общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.
Согласно части 5 статьи 50 этого же Кодекса, учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.
Действительно, истец имеет, на момент вынесения оспариваемого решения, определенные права пользования жилым помещением, которое принадлежит его матери, в силу регистрации, как по месту пребывания.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник, жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Статья 292 ГК РФ предусматривает, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. 4. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием, признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
В силу вышеизложенного, с учетом пояснений стороны истца, что он не проживает одной семьей с матерью, имеет отдельный бюджет, суд полагает возможным прийти к выводу, что истец не является членом семьи своей матери.
Фактически он проживает отдельно, что следует из договора найма жилого помещения. Иного суд не установил, ответчик не представил убедительных доказательств того факта, что истец и его мать являются одной семьей, имеют один бюджет, проживают вместе.
Кроме того, закон предусматривает условие предоставления служебного жилья, как не обеспеченность надлежащими жилищными условиями в населенном пункте именно по месту службы.
При этом, законодатель различает место жительства и место пребывания.
ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ предусматривают - 3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий этого гражданина.
Таким образом, истец не может считаться обеспеченным именно жилым помещением по сету работы, т.к. он не имеет правом постоянного пользования жилым помещением по месту регистрации у матери. Согласно регистрации, он там зарегистрирован временно. Согласно договора коммерческого найма, истец фактически проживает по иному адресу, а не по месту регистрации. Регистрация, со слов истца носит фиктивный характер Иного суд не установил, Ответчик не явился в процесс, и в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представил убедительных доказательств, что истец имеет право постоянного проживания у своей матери, где он зарегистрирован и там проживает, т.е. обеспечен жильем для постоянного проживания. На момент вынесения ответчиком обжалуемых решений, истец был зарегистрирован у матери не на праве постоянного пользования жилым помещением.
В силу данного, даже соответствие нормы площади нуждаемости данного жилья у матери, зарегистрированным там лицам, не свидетельствует, что жилищные права истца соблюдены и он не нуждается в улучшении жилищных условий.
В силу вышеизложенного, суд полагает возможным прийти к выводу о не законности отказа истцу в постановке его на учет, в качестве нуждающегося в специализированном жилье и обязать ответчика к постановке истца на учет в качестве нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением с момента его обращения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ СОТРУДНИКАМ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, в статье 8 предусматривает, что 1. Сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется с учетом положения части 4 настоящей статьи жилое помещение специализированного жилищного фонда. 2. Не имеющим жилого помещения по месту службы признается сотрудник:
1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.
Т.е. фактически закон предусматривает, что только нуждающимся в жилье лицам может быть выплачена компенсация.
В данном случае, суд установил, что истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, он не имеет право пользования жилым помещением, по месту регистрации, как по месту пребывания, у своей матери.
В силу данного, суд полагает, что истец имеет права на компенсацию за наем жилого помещения с момента обращения за постановкой на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, путем обеспечения служебным жильем.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ
Р Е Ш И Л
Признать не законным и не обоснованным решение Сибирского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» оформленное протоколом У от 00.00.0000 года года, об отказе в постановке на учет Д., как лицо, нуждающегося, в служебном жилом помещении.
Обязать Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» поставить на учет Д., как лицо, нуждающееся в служебном жилом помещении с момента обращения.
Признать за Д. право на получение денежной компенсации за наем(поднаем) жилого помещения, ввиду отсутствия постоянного жилья по месту службы.
Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, которое можно получить через 5 дней в канцелярии суда.
Ответчик имеет право в течении 7 суток с момента получения мотивированного решения обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения и пересмотре дела по существу.
Председательствующий судья : Майко П.А.