Дело № 2-408/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение в окончательной форме принято 09 октября 2015 года
р.п. Вача 06 октября 2015 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Бариновой Н.С.,
при секретаре Б.
с участием истца Л.1, её представителей по доверенности Г., Ч.
представителя ответчика администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> Щ., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Ш., действующей на основании доверенности,
представителя УО администрации <адрес> (органа опеки и попечительства) Ф., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.1 к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения, соответствующего требованиям законодательства РФ по договору найма специализированного жилого помещения, определении срока предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Истец Л.1 первоначально обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению образования <адрес> (органу опеки и попечительства) о признании дома, в котором она зарегистрирована, непригодным для проживания, предоставлении жилья в сроки, установленные законодательством, заключении договора найма специализированного жилого помещения по тем же нормам площади, что и по договору социального найма в сроки, установленные законодательством РФ, определении в соответствии с Законом размера предоставляемого жилого помещения, указывая на то, что с осени 2014 года она обращается в различные инстанции с письменной просьбой о получении жилья в <адрес>, однако, данный вопрос не решен до настоящего времени. У нее отсутствует закрепленная за ней жилая площадь, как на праве собственности, так и на условиях социального найма. В дома, где она состоит на регистрационном учете: <адрес>, её проживание не возможно, поскольку данный дом не пригоден для проживания. Она полностью дееспособна, достигла совершеннолетия, получила документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном учреждении для детей-сирот.
В судебном заседанииДД.ММ.ГГГГ истец Л.1 предъявила исковое заявление, указав ответчиком по иску <адрес>, Управление образования <адрес> (орган опеки и попечительства) указала в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, исковые требования и их обоснование остались прежними.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Л.1 в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила исковые требования, просит предоставить ей жилье в сроки установленные законодательством РФ, определить в соответствии с Законом Нижегородской области № 147-З(4) размер предоставляемого жилого помещения.
В данном судебном заседании истец Л.1 заявила отказ от исковых требований в части признания дома непригодным для проживания, заключения договора найма специализированного жилого помещения по тем же нормам площади, что и по договору социального найма в сроки, установленные законодательством РФ, определения в соответствии с Законом Нижегородской области № 147-З(4) размера предоставляемого жилого помещения. Определением суда производство по делу в данной части исковых требований прекращено.
С учетом всех уточнений и изменений просит обязать администрацию <адрес> предоставить ей благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям законодательства РФ, по договору найма специализированного жилого помещения, и определить срок предоставления жилого помещения.
Представители истца Л.1 по доверенности -Г., Ч. в судебном заседании данные исковые требования Л.1 поддержали, пояснили, что Л.1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение, в котором она зарегистрирована, непригодно для проживания. В настоящее время им известно, что в ДД.ММ.ГГГГ Л.1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением на территории района, однако до настоящего времени жилье ей не предоставили. Л.1 в 2015 году закончила обучение в медицинском колледже и с августа ДД.ММ.ГГГГ работает в ГБУЗ НО «<данные изъяты>, жилого помещения, в котором могла бы она проживать на сегодняшний день не имеет. Просили суд обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района предоставить Л.1 благоустроенное жилье, соответствующее требованиям законодательства РФ, по договору найма специализированного жилого помещения, и определить срок предоставления жилого помещения.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> Щ., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что администрация <адрес> права Л.1 не нарушала, и в настоящее время Л.1 состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Ссылаясь на п. п. 3, 4 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма, либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области № 64 от 06 февраля 2013 года, считает, что, поскольку Л.1 находилась на обучении в образовательном учреждении <адрес>, то ее законным представителем являлось именно это учебное заведение. Без указанного заявления не могла быть установлена невозможность проживания Л.1 в ранее занимаемом жилом помещении в <адрес> и по этой причине Л.1 не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в соответствующую очередь. До ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до вступления в законную силу изменений в Федеральный закон № 159 от 21.12.1996 года, законных оснований для установления факта невозможности проживания Л.1 в ранее занимаемом жилом помещении не было. Кроме того, факт невозможности проживания мог быть установлен только после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после утверждения порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ Л.1 исполнилось 18 лет, то есть она стала совершеннолетней и сама стала обладать всеми правами и обязанностями. Следовательно, после указанной даты Л.1 могла сама обратиться с указанным заявлением в администрацию <адрес> с целью установления факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и последующей поставки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С указанным заявлением Л.1 обратилась только по инициативе органа опеки <адрес>, хотя с указанной инициативой орган опеки <адрес> выступать не был обязан, так как законным представителем Л.1 в период с ДД.ММ.ГГГГ и до ее совершеннолетия являлось образовательное учреждение <адрес>.
Кроме того пояснил, что органы местного самоуправления фактически являются только исполнителями при предоставлении жилого помещения, поскольку жилые помещения предоставляются за счет финансирования средствами бюджета субъекта Российской Федерации, что четко вытекает из п. 8 ст. 8 Федерального закона № 159 ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанного пункта дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. По этой же причине считает, что ответчиком по данному исковому заявлению должен быть субъект Российской Федерации, а конкретно Министерство социальной политики <адрес>, поскольку Л.1 постановлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и органы местного самоуправления свои обязательства по постановке на учет выполнили в полном объеме и в настоящее время предоставление жилого помещения напрямую зависит только от финансирования, которое производится за счет средств субъекта Российской Федерации. В случае вынесения Вачским районным судом решения об обязании администрацию <данные изъяты> муниципального района предоставить Л.1 жилое помещение, администрация <данные изъяты> муниципального района не сможет исполнить указанно решение суда до момента его финансирования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> Ш., в судебном заседании пояснила, что с 1 января 2013 г. жилые помещения должны предоставляться детям-сиротам и лицам из их числа не из фонда социального использования по договорам социального найма во внеочередном порядке по договору социального найма, как это предусмотрено пунктом 2 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса (в редакции, действующей до 01.01.2013), а из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма по достижении ребенком определенного возраста или наступлении установленных обстоятельств. После окончания срока договора специализированного найма с нанимателем указанной категории граждан заключается договор социального найма в отношении этого же жилого помещения. Норма пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса о внеочередном предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений фонда социального использования по договорам социального найма утратила силу с 01.01.2013. При этом с 01.01.2013 начали действовать:
- в главе 9 Жилищного кодекса "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" - положения пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - в главе 9 Жилищного кодекса "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" - новая статья 98.1 Жилищного кодекса "Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - в главе 10 Жилищного кодекса "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" - новая статья 109.1 Жилищного кодекса "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; - в главе 10 Жилищного кодекса "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими" - новая часть 5 статьи 103 Жилищного кодекса о недопустимости выселения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта, - новая редакция статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающая основания и порядок предоставления указанным лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; основания и порядок заключения договора социального найма после окончания срока действия договора специализированного найма; вопросы, подлежащие регулированию на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. С 1 января 2013 г. для решения жилищной проблемы детей-сирот и лиц из их числа должна применяться следующая форма (способ) обеспечении жилым помещением: предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по договору специализированного найма, с последующим, после окончания срока договора специализированного найма заключением договора социального найма вотношении того же (занимаемого нанимателем) жилого помещения. Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы указанной категории граждан, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма. Для детей-сирот и лиц из их числа реализуется установленная Федеральным законом N 159-ФЗ форма предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору специализированного найма. Федеральным законом N 159-ФЗ предусмотрена региональная модель реализации федеральной гарантии обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, которая включает следующие положения:
- формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа - предусматривается в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
- управление государственным (субъекта Российской Федерации) специализированным жилищным фондом для детей-сирот и лиц из их числа - отнесено к компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по управлению государственным жилищным фондом;
- принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, и исключении жилых помещений из указанного фонда субъекта Российской Федерации - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управляющего государственным жилищным фондом;
- признание невозможным проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц;
- осуществление контроля за использованием и распоряжением (т.е. сохранность) занимаемого детьми-сиротами и лицами из их числа на праве найма (пользования в качестве членов семьи нанимателя) или собственности жилого помещения - отнесено к обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- формирование списка детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;- принятие решения о заключении и заключение с детьми-сиротами и лицами из их числа договора специализированного найма жилого помещения - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом;
- принятие решения об однократном заключении договора специализированного найма жилого помещения на новый пятилетний срок в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимостиоказания лицам указанной категории содействия в преодолении трудной жизненной ситуации - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом;
- принятие решения о заключении и заключение с лицами указанной категории по окончании договора специализированного найма договора социального найма в отношении того же жилого помещения - отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
Таким образом, к компетенции нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесены все вопросы обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями: 1) органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему функции управления государственным жилищным фондом; 2) иным органам (органу) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые решают вопросы признания невозможности проживания ребенка в ранее занимаемом жилом помещении, осуществляют контроль за использованием и распоряжением ранее занимаемым ребенком жилым помещением, выявляют и оценивают обстоятельства трудной жизненной ситуации лица, требующих содействия и заключения договора специализированного найма жилого помещения на новый срок, формируют список детей-сирот и лиц из их числа. Анализ природы государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем позволяет выделить отдельные властно-распорядительные функции внутри этого полномочия. При этом механизм разделения отдельных функций внутригосударственного полномочия уже предложен самим Федеральным законом N 15-ФЗ и предполагает их распределение между органом субъекта Российской Федерации по управлению жилищным фондом и иным (иными) органом (ми) субъекта Российской Федерации. Так, внутри государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа жильем из государственного жилищного фонда специализированного использования можно выделить следующие властно-распорядительные функции:
- приобретение жилья в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа;
- включение жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и лиц из их числа, и исключение жилых помещений из такого жилищного фонда;
- управление специализированным фондом для детей-сирот и лиц из их числа;
- формирование списка детей-сирот и лиц из их числа для предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда;
- выявление обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях в качестве собственников(сособственников), нанимателей, членов семьи нанимателей по договору социального найма;
- осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и лица из их числа обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений;
- предоставление жилого помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа и заключение договоров специализированного найма, в т.ч. заключение договора на новый срок;
- осуществление постинтернатного контроля за проживанием детей-сирот и лиц из их числа с целью определения необходимости однократного заключения договора специализированного найма на новый срок;
- заключение договора социального найма в отношении жилого помещения, предоставленного из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа по окончании срока договора специализированного найма.
В то же время необходимо учитывать, что в большинстве субъектов Российской Федерации на уровень муниципальных органов власти переданы как функции органов опеки и попечительства, так и государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и лиц из их числа социальным жильем во внеочередном порядке, включая учет детей указанной категории, приобретение жилых помещений социального использования в муниципальную собственность, предоставление жилья по договорам социального найма и заключение таких договоров с детьми-сиротами и лицами из их числа. Подобная модель в связи с введением в действие Федерального закона N 15-ФЗ не является приоритетной, хотя и прямо не запрещена законом. В соответствии с Законом Нижегородской области от 30.09.2008 №116-З «О наделении ОМСУ муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений»:
- ОМСУ наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями (ст. 2 ч. 1 п. 6);
- ОМСУ при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на финансирование и материальное обеспечение переданных государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 4 п.1);
- Органы государственной власти Нижегородской области обязаны обеспечивать ОМСУ передачу финансовых средств и материальных ресурсов для осуществления переданных государственных полномочий ( ст. 5 ч. 2);
- Финансовое обеспечение для осуществления ОМСУ переданных государственных полномочий осуществляется путем предусмотрения финансовых средств ежегодно в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной год в форме субвенции (ст. 6 ч.1). Анализируя данные нормы закона субъекта, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления, наделенные государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, осуществляют данные полномочия только при получении субвенций из областного бюджета для приобретения жилых помещений данной категории граждан.
С 1 января 2013 года первичный учет детей указанной категории ведет муниципальный орган власти, в частности орган опеки и попечительства управления образования администрации Вачского муниципального района. Именно органы опеки и попечительства осуществляет выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г №315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с которым:«1.5. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список детей-сирот), по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. При предоставлении жилых помещений учитывается дата наступления оснований для обеспечения жильем:(абзац введен постановлением Правительства Нижегородской области от 03.07.2013 N 441)для детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, включенных в список детей - сирот в возрасте от 14 до 23 лет, а также детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в список детей-сирот в возрасте до 18 лет - возраст;(абзац введен постановлением Правительства Нижегородской области от 03.07.2013 N 441)для детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального наймаили членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, включенных в список детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет - дата принятия решения о признании факта невозможности проживания.»
В соответствии с пунктом 2.1. Положения строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета и федерального бюджета. Пунктом 2.6. Положения установлено, что объем субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями за счет средств федерального и областного бюджетов определяется законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Пунктом 2.7. Положения установлено, что предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны отвечать требованиям, предъявляемым к благоустроенным жилым помещениям и соответствовать норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (зо кв.м). При этом общая площадь жилого помещения не может быть меньше указанной величины.Кроме этого, Определением Конституционного суда Российской Федерации от 24 сентября 2013г №1320-О указал, что законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище. а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства. Для получения жилых помещений специализированного жилищного фонда, предназначенных для детей-сирот и лиц из их числа, необходимо не только относиться к установленным категориям граждан, но и иметь основания нуждаемости в жилом помещении. Основания признания граждан указанной категории нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения, определяются ФЗ №159_ФЗ (ч.1, ч.4 ст. 8) посредством:- признаков отсутствия у граждан жилых помещений на соответствующем праве;- обстоятельств, при которых проживание граждан в ранее занимаемых на соответствующем праве жилых помещениях признается невозможным. Гражданин считается нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если:1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, но его проживание в занимаемом жилом помещении признается невозможным. Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.02.2013 г №64утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основываясь на изложенных выше нормах действующего федерального и областного законодательства, администрация <данные изъяты> сельсовета подтверждает и соглашается, что Л.1 была обоснованно включена в список детей-сирот, нуждающихся в получении жилого помещения специализированного фонда и имеет право на получение такого помещения. Но законодательством не закреплено, в какие сроки должно предоставляться жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Поэтому с требованием истца о предоставлении жилого помещения специализированного фонда администрация согласна, но считает, что срок предоставления данного жилого помещения для администрации <адрес> судом не может быть установлен, поскольку исполнение ОМСУ переданных государственных полномочий по предоставлению жилого помещения специализированного фонда напрямую зависит от исполнения полномочий исполнительной властью субъекта по финансированию данного полномочия (вопроса).
Представитель третьего лица УО администрации <адрес> (Органа опеки и попечительства) Ф., в судебном заседании пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ Л.1 включена в списокдетей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Вачского муниципального района. По состоянию на сегодняшний день, Л.1 значится в указанном списке под номером № Включение Л.1 в данный список подтверждает ее право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Однако считает, что принятие решения о предоставлении ей данного жилого помещения вне очереди, поставит в преимущественное положение Л.1 перед другими лицами, включенными в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики <адрес> в судебное заседание не явился, направив в суд письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что с исковыми требованиями не согласны, в обоснование возражений указываю следующее: в соответствии с Порядком утвержденным постановлением Правительства НО от 06.02.2013 года № 64, установлен факт невозможности проживания Л.1 в ранее занимаемом жилом помещении. Порядок формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, установлен ст.156-2Закона НО от 07.09.2007 № 123-З(ред. От 11.12.2012) «О жилищной политике в Нижегородской области». Как следует из искового заявления Л.1 включена администрацией <адрес> в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями( по состоянию на 01.01.2015). В текущем году в <адрес> жилыми помещениями планируется обеспечить 4 сирот. Принятие положительного решения поставит в преимущественное положение Л.1 перед другими лицами, включенными в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, тем самым нарушая их права. В этой связи обязательно соблюдение очередности установленной нормативными правовыми актами <адрес>. Считают, что право Л.1 на обеспечение её жилым помещением не нарушено, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. требований Л.1 отказать. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст. ст. 113, 114 ГПК РФ. По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случаях неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Министерства социальной политики <адрес>.
Свидетель Д, в судебном заседании охарактеризовала Л.1 с положительной стороны и подтвердила то, что Л.1 в настоящее время негде жить. Л.1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, по мнению свидетеля имеет право на предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Суд, выслушав истца, его представителей, представителейответчика, третьих лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению, исходя из следующего:
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Судом установлено, что истец Л.1 родилась ДД.ММ.ГГГГ года.
Её отец Л. умер ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным Отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года.
Мать Л.1- Х. решением Вачского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ГУ СРЦН <адрес> к Х. о лишении родительских прав и взыскании алиментов, лишена в отношении несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении Л.1, родительских прав. Данное решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Из постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что несовершеннолетняя Л.1, как оставшаяся без попечения родителей, направлена в государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетней Л.1 закреплено жилье в муниципальном жилом доме по адресу регистрации: <адрес>.
Согласно справке о регистрации, по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в том числе и Л.1
Из Свидетельства о смерти усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ мать Л.1- Х. умерла.
Как установлено в судебном заседании до ДД.ММ.ГГГГ Л.1 проживала в ГКУ СРЦН <адрес>.
Затем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Л.1 находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ <данные изъяты>, откуда выбыла на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на обучение в ГОУ СПО <данные изъяты>.
Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ признан факт невозможности проживания Л.1 в ранее занимаемом жилом доме муниципального жилищного фонда, находящемся по адресу: <адрес>. Л.1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
В соответствии со справкой ГБОУ СПО <данные изъяты> за №, Л.1 ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение в указанном учебном заведении.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Л.1 получила диплом о среднем профессиональном образовании по квалификации медицинская сестра.
В соответствии со справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Л.1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в <данные изъяты>.
Таким образом, судом достоверно установлено, что Л.1 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на предоставление жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма(п.7).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 N 315 "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, согласно п. 1.2 которого обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется, в том числе, путем) предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда (п.В), а в п. 1.4 установлено, что предоставление жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.
Кроме того, законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Законом Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В этой связи доводы представителя администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> о том, что ответчиком по данному исковому заявлению должен быть субъект Российской Федерации, а конкретно Министерство социальной политики <адрес>, поскольку орган местного самоуправления свои обязательства по постановке на учет выполнил в полном объеме и в настоящее время предоставление жилого помещения напрямую зависит только от финансирования, которое производится за счет средств субъекта Российской Федерации, по мнению суда, являются несостоятельными.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены и т.п.
Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в муниципальном образовании, свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истицы, как нуждающейся в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, она включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако полагающееся по закону жилое помещение ей так и не было предоставлено.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мнению суда, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку Л.1 имеет право на внеочередное получение жилого помещения, определение иного срока для предоставления благоустроенного жилого помещения, по договору найма специализированного жилого помещения, в настоящее время не требуется.
Доводы представителя УО администрации <адрес> о том, что принятие положительного решения поставит в преимущественное положение Л.1 перед другими лицами, включенными в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, приведет к нарушению прав иных граждан, включенных в сводный список ранее истца, признаются судом несостоятельными, поскольку ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.