№ 2-1726/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2013 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Шуваева Н.А.
при секретаре Святелик М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харчевникова
А. В. к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении
морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Харчевников А.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда в размере <данные изъяты>.
Требования мотивированы тем, "что истец содержался в СИЗО-1 г. Костромы с dd/mm/yy по dd/mm/yy в условиях, где на протяжении указанно времени нарушались его гарантированные Конституцией РФ права, а именно, в камере № был перелимит заключенных, в связи с чем истец должен был делить свое спальное место с другими заключенными и спать по несколько часов в сутки в порядке очереди. Вместо унитаза в полу была дырка под названием «толчок», туалет не был отгорожен, в результате чего отправлять естественные потребности приходилось на глазах у находящихся в камере, что вызывало у истца чувство стыда. Не работала вентиляция, из-за чего в камере постоянно был спертый воздух и клубы табачного дыма, что истцу было неприятно. Не было горячего водоснабжения - стирка одежды и умывание происходило в холодной воде. Была антисанитария, тараканы, мыши, крысы, а также клопы, которые истца постоянно кусали. Кроме того, в камере был бетонный пол, плохое освещение, не было бачка для питьевой воды, вешалок для одежды, полок для хранения продуктов питания. Норма санитарной площади в камере не соответствовала установленной Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании и под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Нехватка жилой площади, которую истец считает существенным- аспектом, вызывала в нем угнетение и стеснение. В подобных условиях содержания истец испытывал дискомфорт и унижение., был подвергнут длительное время трудностям, которые превысили неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. В связи с указанным истец просит взыскать с Министерства финансов РФ компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.
Судом к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика привлечено ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области.
Истец Харчевников А.В. <данные изъяты>, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Лаптев Д.А. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку причинение морального вреда ничем объективно не подтверждено. Заявленная сумма в счет компенсации морального вреда завышена и не обоснована. Министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель 3-го лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области Зайцева С.А. полагала иск не подлежащим удовлетворению, пояснила, что Харчевников А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в период с
dd/mm/yy по dd/mm/yy, что подтверждается данными из алфавитно-учетной карточки на истца. Определить в какой камере находился истец, и какова площадь этой камеры не представляется возможным, так как камерные карточки за dd/mm/yy уничтожены в связи с истечением сока их хранения. Помещения СИЗО-1 г. Костромы оборудуются и обеспечиваются в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом МЮ РФ от 12 мая 2000 года № 148, в том числе бачком для питьевой воды, вешалками для верхней одежды, шкафом для продуктов. При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей воды, вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребностей. Туалет в камере оборудован соответствии с нормами проектирования СИЗО и тюрем перегородкой 1,1м. Камеры СИЗО оборудованы вентиляционным оборудованием, а также естественной вентиляцией (форточками в окнах). Жалоба истца на наличие насекомых и грызунов безосновательна, так как ежегодно в профилактических целях учреждением заключаются договора на оказание услуг по дератизации и дезинсекции. Жалоб на условия содержания от Харчевникова А.В. не поступало. Факт причинения морального вреда, вина учреждения истцом не доказаны. Со стороны Харчевникова А.В. никаких доказательств, описанных им условий содержания в СИЗО, не представлено. Также просила учесть, что с момента содержания истца в учреждении прошло ... лет, что подтверждает отсутствие у него моральных и нравственных страданий.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Харчевников А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области в период с dd/mm/yy по dd/mm/yy, всего ... месяца ... дней.
Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса в ходе рассмотрения дела, и хредтверждены алфавитно-учетной карточкой на Харчевникова А.В.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ст. 17 Конституции РФ).
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст.21 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Федеральным законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Приказом МЮ РФ от 12 мая 2000 года утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации которые регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов.
Согласно п.п.2,3 Правил в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение, служебных обязанностей
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нашел подтверждение факт отсутствия условий уединения при использовании истцом туалета в камерах СИЗО-1 г. Костромы.
Так в судебном заседании представитель СИЗО-1 г. Костромы указала, что туалет в камерах учреждения был оборудован перегородками высотой 1,1 м.
Вместе с тем, наличие одной перегородки не обеспечивает полного уединения при использовании туалета, поскольку указанная зона полностью не отгорожена от остальной площади камеры, дверью либо ширмой туалет не оборудован.
Отсутствие двери (ширмы) в периоды содержания истца вы СИЗО-1 не оспаривал представитель ответчика.
По мнению суда, довод истца о том, что ввиду отсутствия двери (ширмы) между жилой зоной камеры и туалетом при оправлении естественных надобностей он испытывал стыд, дискомфорт, страдания, являются убедительными. Указанное свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания, которые, в свою очередь, относятся к унижающему достоинство обращению, гарантии защиты от которого закреплены в статье 21 Конституции РФ и статье 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод».
Европейский Суд в своих Постановлениях при рассмотрении аналогичных дел отмечает, что меры, лишающие лица свободы, часто могут содержать неизбежный элемент страдания и унижения. Тем не менее, государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, чтобы способ и метод исполнения этой меры не подвергали его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей, и чтобы, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, его здоровье и благополучие адекватно охранялись.
Независимо от причин нарушения праЪ осужденных государство - ответчик несет обязанность по организации- своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально-технические затруднения не возникали.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы истца о том, что обстоятельства его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области, унижали его человеческое достоинство. По мнению суда, тот факт, что истцу пришлось пользоваться туалетом в одной камере с иньми содержащимися лицами, помещение которого не обеспечивает условия уединения, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить нравственные и физические страдания. Указанные обстоятельства привели к нарушению личных неимущественных прав истца, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации морального вреда по данным основаниям являются обоснованными.
Остальные доводы истца о ненадлежащих условиях содержания своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20.12.1994 года «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они причинены, степень вины причинителя, какие нравственные и физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он их оценивает и их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Исходя из смысла приведенных выше правовых норм, истец в силу ст. 56 ГПК РФ обязан представить суду доказательства, подтверждающие факт причинения ему вреда, размер вреда, то обстоятельство, что ответчик является причинителем вреда, либо иным лицом, которое обязано возместить вред в силу Закона. На ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины и причинения вреда истцу при доказанности факта причинения вреда и причинной связи между наступившим вредом и действиями (бездействием) ответчижа.
Судом установлено, что камерные карточки за dd/mm/yy, в том числе на Харчевникова А.В., согласно сведениям СИЗО-1 г. Костромы, уничтожены в связи с истечением срока хранения, в связи с чем достоверных сведений о количестве содержащихся лиц в камере с Харчевниковым А.В. в указанные периоды не имеется, вывод о несоблюдении нормы санитарной площади, нехватке спальных мест сделать не представляется возможным.
Иных доказательств, объективно подтверждающих доводы истца в указанной части, не представлено и судом не установлено.
В соответствии с п.п. 42, 43 Правил подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой; полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами: миской, кружкой, ложкой; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.
Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; газеты; настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации).
Пункт 44 Правил устанавливает, что камеры СИЗО оборудуются: столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; санитарным узлом; водопроводной водой; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; настенным зеркалом; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова представителя администрации; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения; розетками для подключения электроприборов; вентиляционным оборудованием, телевизором и холодильником (при наличии возможности); детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Доказательств нарушения со стороны учреждений указанных норм Правил, в том числе доказательств антисанитарных условий, отсутствия вентиляции, ненадлежащего горячего водоснабжения и освещения в помещении камеры, где содержался истец, суду не представлено.
В то же время из пояснений представителя третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области следует, что учреждением ежегодно в профилактических целях заключаются договора на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений учреждения, данные договора были заключены и в 1999 году, представить их учреждение не может в связи с уничтожением по истечение сроков хранения.
Данный факт подтверждается справкой ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области и имеющимися по делу доказательствам не опровергнут.
Также не имеется доказательств причинения истцу физических страданий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска Харчевникова А.В., а именно, в части требований о компенсации морального вреда по основанию отсутствий условий уединения (приватности) при использовании туалета в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Костромской области.
В соответствии с требованиями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ суд учитывает фактические обстоятельства дела, длительность периода, в течение которого истец находился в условиях, не отвечающих приведенным требованиям, то, что в период содержания он был несовершеннолетним, а также требования разумности и справедливости, и определяет размер компенсации в сумме <данные изъяты> рублей.
Надлежащим ответчиком является Министерство финансов Российской Федерации в силу требований ст. 1071 ГК РФ, так как государством гарантировано соблюдение предусмотренных нормами Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ, УИК РФ требований, что следует и из ст.ст. 17, 21 Конституции Российской Федерации, тоименно оно и должно нести ответственность перед истцом за их нарушения в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ.
В остальной части иска Харчевникову А.В. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░