№2-6379/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 декабря 2017 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Н.Л.Чернобай, при секретаре Боюс М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, Карельского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «Питкярантское ЛПХ», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам на том основании, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что в <адрес> выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов. Соответствующий земельный участок лесного фонда находится в аренде ООО «Питкярантское ЛПХ» на основании договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции РФ, реализуя предоставленные ст.45 ГПК РФ полномочия, истец с учетом уточнения исковых требований просит обязать ответчиков в срок до 01.07.2018 года ликвидировать указанную выше несанкционированную свалку.
Прокурор Патарушин А.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Питкярантское ЛПХ» Сабурова Э.Е., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поддержала возражения на иск. Также указала, что в настоящее время внесены изменения в проект освоения лесов на арендованном участке.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Петухов В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.ст.17, 42 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п.5.1 Постановления от 13.10.2015 № 26-П, установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия. Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей. лесопользователя должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст.3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с положениями ст. 60.12 ЛК РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Мероприятия по охране лесов от загрязнения направлены на предотвращение загрязнения и иного негативного воздействия на леса.
В судебном заседании установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что в <адрес> выявлена несанкционированная свалка коммунально-бытовых отходов и строительного мусора (акт патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ).
Обозначенный земельный участок находится в аренде у ООО «Питкярантское ЛПХ» на основании п.1.2 договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с Министерством лесного комплекса Республики Карелия.
Статья 55 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ), обязывающая осуществлять меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, арендаторов этих лесных участков на основании проекта освоения лесов утратила силу с 01.10.2016.
Между тем, ст.616 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с п.п.4.4.1, 4.4.2, 4.4.12, 4.4.13 указанного договора арендатор обязался использовать лесной участок, переданный в аренду, по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами РФ и Республики Карелия, настоящим договором; не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; осуществлять пользование лесным участком, переданным в аренду, таким образом, чтобы не допускать нарушения или ограничения прав на пользование лесным фондом иных лиц, права граждан на пребывание в лесах, любых иных нарушений прав и законных интересов третьих лиц с учетом особенностей вида использования лесов; соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах РФ, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) на лесном участке, переданном в аренду, принимать меры по рекультивации и ликвидации своими силами и за свой счет свалок (не оформленных в установленном законом порядке) производственных отходов своей деятельности в пределах арендуемой территории и свалок бытовых отходов, возникших по вине арендатора.
Срок действия договора установлен с момента его государственной регистрации и по ДД.ММ.ГГГГ (п.7.1).
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом, согласно примечанию к п.7.8 названого ГОСТа в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся
Согласно ч.2 ст.60.3 ЛК РФ указанные меры санитарной безопасности в лесах, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Мероприятия по защите лесов направлены на выполнение, в том числе, мер санитарной безопасности в лесах.
Согласно представленным Проектам освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду ЗАО «Комилесзаготпром (ООО «Питкярантское ЛПХ») на 2010-2018 гг. (на 2014-2021 гг.) санитарно-оздоровительными мероприятиями являются: очистка лесов от захламления и загрязнения, что подразумевает под собой также ликвидацию несанкционированных свалок бытовых отходов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.17.2.1 Лесохозяйственного регламента Питкярантского лесничества Республики Карелия (период действия с 2012 по 2021 г.г.) установлено, что на лесных участках, переданных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия, к которым относится и очистка лесов от загрязнения, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, что не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании. Собственник отходов (виновное лицо) не установлен.
С учетом установленных обстоятельств, названых норм, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является арендатор земельного участка. В связи с чем, исковые требования к нему подлежат удовлетворению. При этом то обстоятельство, что Правила санитарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №414, принятые на основании ст.55 ЛК РФ, утративших силу на момент рассмотрения дела, не влияют на выводы суда, поскольку Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607 утверждены новые Правила санитарной безопасности в лесах, не содержащие положения, противоречащие установленным судом обстоятельствам.
Кроме того, Правила №414 действовали в период заключения договора аренды лесного участка. С учетом данного обстоятельства не может быть принят и довод стороны ответчика о том, что 07.11.2017 утверждено заключение №193 в проект освоения лесов, в котором отсутствуют такие санитарно-оздоровительные мероприятия, как очистка лесов от захламления и загрязнения. При этом, судом принимается во внимание ст.422 ГК РФ, согласно которой если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу изложенного, исковые требования к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать ООО «Питкярантское ЛПХ» ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении иска к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Чернобай
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2017