РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2021 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Шевкиной М.С.,
с участием представителя ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> – Татуева Е.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчиков МЧС России, Правительства Российской Федерации, ГУ МЧС России по ФИО10 <адрес> – Новикевич Е.А., действующей на основании доверенностей,
представителя ответчика ГУ МВД России по ФИО10 <адрес> – Артамохиной М.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации – Демьяновой К.Э., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1303/2021 по иску Хроменко З.Ф. к Министерству социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес>, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, УФК по ФИО10 <адрес>, МЧС России, ГУ МЧС России по ФИО10 <адрес>, ГУ МВД России по ФИО10 <адрес>, ФИО8 <адрес>, Министерству имущественных отношений ФИО10 <адрес>, Министерству финансов ФИО10 <адрес>, Администрации Кирейского сельского поселения о признании отказа в выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости незаконным, обязании выплатить финансовую помощь,
УСТАНОВИЛ:
Хроменко З.Ф. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес>, требуя признать отказ Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости незаконным; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> выплатить ей финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории ФИО10 <адрес>, в размере 50000 руб. за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации. В обоснование требований указала, что является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории ФИО10 <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года областным государственным казенным учреждением «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и <адрес>» ей осуществлена финансовая помощь за частичную утрату имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. Решением Тулунского городского суда ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт полной утраты имущества первой необходимости, находящегося в жилом помещении, расположенном по адресу: ФИО10 <адрес>. На основании указанного решения ею подано заявление о включении в список граждан, претендующих на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости и перечислении дополнительной выплаты. Администрацией Кирейского сельского поселения административному ДД.ММ.ГГГГ отказано во включении в список граждан, претендующих на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. В связи с данным отказом, в целях защиты нарушенных прав обратилась в прокуратуру ФИО10 <адрес>. По результатам рассмотрения данного обращения в целях устранения выявленных нарушений Тулунской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес администрации Кирейского сельского поселения, после чего она была внесена в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Однако до настоящего времени указанная финансовая помощь не предоставлена. Согласно доводам Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес>, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время отсутствуют правовые основания для предоставления указанной меры социальной поддержки, поскольку Постановление ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп «Об утверждении Порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории ФИО10 <адрес>, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий» утратило свою силу ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, финансовое обеспечение осуществления данной меры социальной поддержки производилось за счет средств федерального бюджета, которое прекращено с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Полагает данный ответ незаконным. Учитывая решение Тулунского городского суда ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта полной утраты имущества первой необходимости, а также то, что она подала в установленном порядке заявление и была включена в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества, полагает, что имеет право на предоставление указанной финансовой помощи. Право на предоставление финансовой помощи и обращение за реализацией указанного права осуществлено ею в период действия Постановления ФИО8 <адрес> №-пп.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, УФК по ФИО10 <адрес>, МЧС России, ГУ МЧС России по ФИО10 <адрес>, ГУ МВД России по ФИО10 <адрес>, ФИО8 <адрес>, Министерство имущественных отношений ФИО10 <адрес>, Министерство финансов ФИО10 <адрес>, Администрация Кирейского сельского поселения, Правительство Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Тулуну и <адрес>».
Истец Хроменко З.Ф., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> - Татуев Е.А., представитель ответчиков МЧС России, Правительства Российской Федерации, ГУ МЧС России по ФИО10 <адрес> – Новикевич Е.А., представитель ответчика ГУ МВД России по ФИО10 <адрес> – Артамохина М.В., представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации – Демьянова К.Э. требования Хроменко З.Ф. не признали, в удовлетворении иска просили отказать по доводам, изложенным в письменных заявлениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу п. «з» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок финансирования из федерального бюджета расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» регламентировано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п. «а»);
принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (п. «л»).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 года № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории ФИО10 <адрес> с 13 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы ФИО10 <адрес> единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации городского округа муниципального образования «город Тулун» от 27 июня 2019 года № 1042 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования "город Тулун» с 15 часов 00 минут 27 июня 2019 горда на территории муниципального образования «город Тулун» введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 года № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (пункт 1).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года № 1392-р, в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее - паводок), определено осуществить выплаты, в том числе: финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека) (подпункт "г" пункта 1).
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий.
В соответствии с пп. 4 п. 1 названного Порядка настоящий Порядок регулирует вопросы оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, за счет средств, выделенных на соответствующие цели в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 года № 1392-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2019 года № 1521-р, следующей помощи:
финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства в жилых помещениях, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека).
В силу пп. 3 п. 2 Порядка организация оказания помощи осуществляется в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 (далее - Правила), и Порядком подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21 марта 2019 года № 155 (далее - Порядок № 155), с учетом того, что:
к отношениям, связанным с предоставлением финансовой помощи, применяются положения Правил и Порядка N 155, касающиеся предоставления финансовой помощи, предусмотренной подпунктом "д" пункта 2 Правил.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на оказание гражданам помощи, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка оказание помощи осуществляется на основании заявлений граждан, представляемых гражданами в местную администрацию муниципального образования по месту жительства (пребывания) граждан по формам, предусмотренным приложениями № 9, № 13, № 14 к Правилам.
Финансовая помощь оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества, согласно приложению № 12 к Правилам (п. 5 Порядка).
Пунктом 6 Порядка регламентировано, что списки, указанные в абзацах первом, втором пункта 5 настоящего Порядка, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком № 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
В соответствии с п. 1(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В силу п. 2(2) Правил критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 11 Правил, осуществляется в соответствии с пунктом 8 Порядка.
Как указанно в данном пункте, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, подают заявление на имя главы местной администрации, составленное по форме согласно приложению № 9 к Правилам, об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Органы местного самоуправления сверяют сведения, указанные в заявлениях, с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации, подающего заявление, и членов его семьи.
При соответствии указанных сведений органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, по форме согласно приложениям № 10 и № 12 к Правилам.
Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утвержденными пунктом 2 (2) Правил. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку).
Пунктом 6 Порядка регламентировано, что списки, указанные в абзацах первом, втором пункта 5 настоящего Порядка, подготавливаются и подписываются в порядке, установленном Порядком № 155, главами администраций муниципальных образований Иркутской области, в состав территории которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, указанной в пункте 1 настоящего Порядка, согласовываются с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области, утверждаются первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области.
Постановление Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп «Об утверждении Порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий» утратило силу 13.06.2020 в связи с изданием Постановления Правительства Иркутской области от 01.06.2020 № 393-пп.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссионно проведено обследование жилого помещения и имущества, пострадавших в результате чрезвычайно ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Кирейского сельского поселения <адрес> ФИО10 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, по результатам обследования составлен акт:
- адрес жилого помещения: <адрес>,
- граждане, проживающие на момент возникновения ЧС в указанном жилом помещении – Хроменко З.Ф.,
- характеристика повреждений жилого дома: дом с ДД.ММ.ГГГГ находился под затоплением, уровень воды в доме был 100 см над уровнем пола; в доме подмыты фундамент, покарежен пол, разрушена печь отопления, обсыпалась штукатурка, разрушено крыльцо и веранда,
- характеристика повреждений имущества первой необходимости: шкаф для посуды, стол, стулья, диван намокли, пришли в негодность, разрушаются, к использованию не пригодны; холодильник, электропечь, телевизор были вывезены до наводнения, сохранились.
ДД.ММ.ГГГГ Хроменко З.Ф. обратилась к главе Кирейского сельского поселения с заявлениями о включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории ФИО10 <адрес>, возникшей ДД.ММ.ГГГГ, вследствие паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года.
На основании данных заявлений Хроменко З.Ф. включена в список граждан на получение единовременной денежной выплаты за частичную утрату имущества в размере 50 000 руб. и единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. в соответствии с Постановлением ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
Выплата по указанным мерам социальной поддержки произведена Хроменко З.Ф. в ДД.ММ.ГГГГ года.
Вступившим в законную силу решением Тулунского городского суда ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения суда от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, по гражданскому делу № Хроменко З.Ф. установлен факт полной утраты имущества первой необходимости, находящегося в жилом помещении, расположенном по адресу: ФИО10 <адрес>, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в ДД.ММ.ГГГГ года на территории ФИО10 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Хроменко З.Ф. обратилась в Администрацию Кирейского сельского поселения с заявлением о включении в список на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № Администрацией Кирейского сельского поселения Хроменко З.Ф. во включение в список отказано, со ссылкой на необходимость проведения консультации с правоохранительными органами на предмет законности ее действий и независимого обследования факта полной утраты имущества первой необходимости.
Не согласившись с данным ответом, Хроменко З.Ф. обратилась с жалобой не неправомерные действия главы Кирейского сельского поселения в органы прокуратуры.
По результатам проведенной проверки в целях устранения выявленных нарушений закона Тулунской межрайонной прокуратурой главе муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
По результатам рассмотрения представления межрайонного прокурора Администрацией Кирейского сельского поселения Хроменко З.Ф. внесена в список граждан на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
Так, ДД.ММ.ГГГГ главой Кирейского сельского поселения утвержден список граждан Российской Федерации, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории ФИО10 <адрес>, на получение единовременных денежных выплат, в связи с полной утратой имущества первой необходимости по судебным решениям, а также смета-заявка потребности в средствах.
В данном списке значится Хроменко З.Ф., размер требуемой помощи за счет средств резервного фонда ФИО8 <адрес> – 50 000 руб.
Список согласован и подписан заведующим отделом по ГО и ЧС администрации Тулунского муниципального района, врио начальника МО МВД России «Тулунский».
ДД.ММ.ГГГГ список и смета-заявка Администрацией Кирейского сельского поселения направлены для утверждения и выделения дополнительных денежных средств первому заместителю ФИО7 <адрес> – ФИО8 <адрес> в соответствии с Положением о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО8 <адрес>, утвержденным постановлением Администрации ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па.
Обращение Администрации Кирейского сельского поселения ФИО8 <адрес> рассмотрено, по результатам рассмотрения направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому правовые основания для выделения в соответствии с Постановлением Администрации ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па запрашиваемых средств из резервного фонда отсутствуют.
В данном ответе ФИО8 <адрес> указано, что ранее Хроменко З.Ф. оказана единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. и осуществлена выплата за частичную утрату имущества первой необходимости в размере 50 000 руб. на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации.
Положением, утвержденным Постановлением Администрации ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, предусмотрено, что на основании вступившего в законную силу решения суда об установлении факта постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, глава муниципального образования ФИО10 <адрес> вправе дополнительно обратиться с письменным обращением о выделении средств фонда на осуществление единовременной денежной выплаты.
В представленном решении суда установлен факт полной утраты имущества первой необходимости. Положением не предусмотрена возможность выделения бюджетных ассигнований резервного фонда для осуществления единовременных денежных выплат на основании решений суда об установлении факта полной утраты имущества первой необходимости.
Из анализа исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности следует, что на основании заявления Хроменко З.Ф., с целью осуществления ей выплаты в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в июле 2020 года Администрацией <данные изъяты> поселения подготовлены и направлены первому заместителю ФИО7 <адрес> – ФИО8 <адрес> документы в соответствии с Положением о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО8 <адрес>, утвержденным постановлением Администрации ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па.
Так, в соответствии с п. 1 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО8 <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па, настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО8 <адрес>.
Размер фонда устанавливается законом ФИО10 <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать три процента утвержденного указанным законом ФИО10 <адрес> общего объема расходов (п. 2 Положения).
В силу п.п. «г», «д» п. 3 Положения средства фонда направляются на следующие цели:
- осуществление единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, в порядке, определенном разделом 2(1) настоящего Положения;
- оказание единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных ситуаций, в порядке, определенном разделом 2(2) настоящего Положения.
В соответствии с п. 4 Положения основанием для рассмотрения вопроса о выделении средств фонда является письменное обращение заинтересованного лица на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области о выделении средств фонда (далее - обращение), если иное не предусмотрено разделом 3 настоящего Положения, с приложением документов, обосновывающих размер запрашиваемых средств, и иных документов, предусмотренных настоящим Положением.
В силу п. 7 Положения по результатам рассмотрения обращения, в срок не более тридцати календарных дней со дня поступления обращения, если иное не предусмотрено разделами 2, 3 настоящего Положения, подготавливается один из следующих документов:
1) проект распоряжения Правительства Иркутской области о выделении средств фонда (далее - распоряжение о выделении средств фонда);
2) письменный ответ заинтересованному лицу с указанием причин отказа в выделении средств фонда.
В соответствии с п. 13 Положения в случае ликвидации последствий чрезвычайной ситуации (далее - ликвидация чрезвычайной ситуации) регионального или межмуниципального характера руководитель исполнительного органа государственной власти Иркутской области и (или) глава муниципального образования Иркутской области вправе обратиться с обращением в течение срока действия режима чрезвычайной ситуации, но не позднее десяти календарных дней со дня отмены указанного режима.
В случае ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера глава муниципального образования Иркутской области вправе обратиться с обращением в течение срока действия режима чрезвычайной ситуации, но не позднее десяти календарных дней со дня отмены указанного режима в случае, если объем запрашиваемых средств фонда, уменьшенных на размер остатка средств резервного фонда местной администрации муниципального образования Иркутской области, не использованного на день введения на территории муниципального образования Иркутской области режима чрезвычайной ситуации, составляет более 0,5 процента объема налоговых, неналоговых доходов местного бюджета и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Иркутской области на текущий финансовый год.
На основании вступившего в законную силу решения суда об установлении факта постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации (подвергшемся воздействию чрезвычайной ситуации), глава муниципального образования Иркутской области вправе дополнительно обратиться с письменным обращением на имя первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области о выделении средств фонда на осуществление единовременной денежной выплаты, оказание единовременной материальной помощи указанному гражданину Российской Федерации (далее - дополнительное обращение) в течение восемнадцати месяцев со дня возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пп. 1 п. 19(1) Положения право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, и частично или полностью утратившие имущество первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации.
В силу п. 19(2) Положения критериями утраты имущества первой необходимости являются:
частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее трех предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
В случае частичной утраты имущества первой необходимости единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам осуществляются в размере 10 тысяч рублей на человека и не более 50 тысяч рублей на всех проживающих (пребывающих) в жилом помещении.
В случае полной утраты имущества первой необходимости (за исключением случая полной утраты имущества первой необходимости в связи с утратой жилого помещения в результате разрушения, горения, исключающей возможность обследования имущества первой необходимости) единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам осуществляются в размере 100 тысяч рублей на человека, но не более 300 тысяч рублей на всех проживающих (пребывающих) в жилом помещении.
В соответствии с п. 19(10) Положения основаниями для отказа в осуществлении единовременной денежной выплаты являются:
1) непредставление пострадавшим гражданином либо его представителем документов, установленных пунктом 19(8) настоящего Положения и представление которых является обязательным;
2) получение пострадавшим гражданином финансовой помощи в соответствии с Порядком оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп (применяется в рамках чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области).
Содержание ответа ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № полностью соответствует вышеприведенным нормам Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда ФИО8 <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 07.03.2008 № 46-па, в части указания на необходимость представления вступившего в законную силу решения суда об установлении факта постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, поврежденном в результате чрезвычайной ситуации (подвергшемся воздействию чрезвычайной ситуации).
Кроме того, в силу прямого указания, содержащегося в пп. 2 п. 19(10) Положения основанием для отказа в осуществлении единовременной денежной выплаты является получение пострадавшим гражданином финансовой помощи в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп (применяется в рамках чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области).
В свою очередь, как установлено судом, ранее (в декабре 2019 года) Хроменко З.Ф. уже получила финансовую помощь в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Хроменко З.Ф. обратилась в Администрацию Тулунского муниципального района ФИО10 <адрес> с заявлением, в котором просила выплатить ей финансовую помощь, в связи с полной утратой имущества первой необходимости, находящегося в жилом помещении по адресу: <адрес>, в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории ФИО10 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заявление Хроменко З.Ф. Администрацией Тулунского муниципального района ФИО10 <адрес> перенаправлено в Министерство социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес>, в также в ОГКУ «Центр социальных выплат ФИО10 <адрес>» для рассмотрения по существу и дачи ответа.
В ответе Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на данное заявление Хроменко З.Ф. даны разъяснения об отсутствии в настоящее время правовых оснований для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Постановлением ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп.
Указано, что финансовое обеспечение осуществления мер социальной поддержки производилось за счет средств федерального бюджета, которое было прекращено с 1 января 2020 года в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Оценивая ответ Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, суд не усматривает оснований для признания его незаконным и возложения на сторону ответчиков обязанности выплатить Хроменко З.Ф. финансовую помощь, в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Как установлено судом, Хроменко З.Ф. в списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, включена не была.
Вопрос включения Хроменко З.Ф. в такой список с начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ФИО10 <адрес>, начальником главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО10 <адрес> не рассматривался и не согласовывался, список первым заместителем ФИО7 <адрес> - ФИО8 <адрес> не утверждался.
ДД.ММ.ГГГГ нормативный акт, предусматривающий оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории ФИО10 <адрес>, финансовой помощи - Постановление ФИО8 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утратил силу.
Как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после ДД.ММ.ГГГГ соответствующего решения о предоставлении Хроменко З.Ф. финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости уполномоченным органом не принималось, право Хроменко З.Ф. на получение финансовой помощи в предусмотренном законом порядке не было подтверждено.
Доводы стороны истца о наличии в настоящее время Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928 «Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями», на содержание решения не влияют.
Данное Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 № 1928, действующее с 01.01.2020, регламентирует цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, и также предусматривает определенную процедуру предоставления межбюджетных трансфертов, включающую в себя формирование и утверждение уполномоченными органами списков граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости.
Однако, как установлено судом, Хроменко З.Ф. в такие списки в установленном порядке включена не была.
В связи с чем, в отсутствие соответствующего решения о предоставлении Хроменко З.Ф. финансовой помощи, у Министерства социального развития, опеки и попечительства ФИО10 <адрес> оснований для выплаты Хроменко З.Ф. финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░10 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░10 <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░10 <░░░░░>, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░10 <░░░░░>, ░░░8 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░10 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░10 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░10 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.07.2021.