Дело № 2-841/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новороссийск 10 мая 2018 г.
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
судьи Савина М. Е.,
при секретаре Каширговой Т. Н.,
с участием:
истца (ответчика по встречному иску) Апостолиди Н. К. и его представителя по заявлению Бояринцевой А. В., ответчиков (истцов по встречному иску) Тимохиной А. К., Михайлиди А. К., представителя Тимохиной А. К. по доверенности Озерова С. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апостолиди Николая Константиновича к Тимохиной Анне Константиновне, Михайлиди Анастасии Константиновне о признании права собственности на наследственное имущество и встречному иску Тимохиной Анны Константиновны, Михайлиди Анастасии Константиновны к Апостолиди Николаю Константиновичу о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности,
установил:
Апостолиди Н.К. обратился в суд с иском к Тимохиной А.К., Михайлиди А.К., в котором просит признать за ним право собственности на 9/16 долей здания с кадастровым номером <№> общей площадью 183,8 кв. м, расположенного по адресу: город Новороссийск, ул. Луначарского, 31 а, а также на 3/4 доли земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 436 кв. м, расположенного по тому же адресу, а также считать данное решение достаточным основанием для регистрации права собственности.
В обоснование иска указал, что вышеуказанный жилой дом общей площадью 183,8 кв. м по ул. Луначарского, 31а принадлежит в долях ? доли отцу Апостолиди К.Н., умершему 24 сентября 2016 года, ? доля Тимохиной А.К., согласно справки БТИ от 11.01.2017 года. Поскольку после смерти отца имеется 4 наследника первой очереди, то истцу причитается 9/16 долей здания, а ответчикам по 3/32 доли здания. Также наследодателю принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 436 кв. м, расположенный по адресу: город Новороссийск, ул. Луначарского, 31а, от которого истцу причитается 6/8 долей, а ответчикам по 1/8 доли.
Тимохина А.К., Михайлиди А.К. обратились к Апостолиди Н.К. со встречным иском, в котором просят включить в состав наследственной массы, открывшейся после смерти Апостолиди К.Н., умершего 24.09.2016 года, имущество в виде: земельного участка с кадастровым номером <№> площадью 436 кв. м, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а; квартиры № 1, расположенной по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а, общей площадью 51.6 кв. м, состоящей из жилых комнат №1,3,4 площадью 39.4 кв. м, пристройки лит. а, площадью 9.9 кв. м, части пристройки лит. а1 размером 2.3х1.0 кв. м площадью 2.3 кв. м, а также вспомогательных помещений. Признать право собственности в порядке наследования на обязательную долю за Тимохиной А.К., Михайлиди А.К. по 1/6 доле за каждой вышеуказанного наследственного имущества; а также считать решение суда достаточным основанием для постановки на государственный кадастровый учет и внесении сведений в ЕГРН в отношении указанного имущества.
В обоснование встречного иска указали, что спорный жилой дом решением суда был разделён на две квартиры, а именно решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 10.01.1997 года Апостолиди К.Н. в счет его ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а, выделена квартира № 1 общей площадью 51.6 кв. м, а квартира № 2 выделена Тимохиной А.К. Кроме того, решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 22.05.2017г. по гражданскому делу № 2-1157/17 квартира №2, принадлежащая Тимохиной А.К., исключена из состава наследственной массы, открывшейся после смерти Апостолиди К.Н. Также решением суда установлено, что после смерти Апостолиди К.Н. обратились три наследника, его дети: Апостолиди Н.К. (наследник по завещанию) и Тимохина А.К., Михайлиди А.К., которые имеют право на обязательную долю. В этой связи обязательная доля составляет не менее половины, то есть Тимохиной А.К., Михайлиди А.К. причитается по 1/6 доле каждой, а ответчику 4/6 доли наследственного имущества.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
Представитель истца пояснила, что право собственности сторон зарегистрировано только на доли в жилом доме, право собственности на квартиры не зарегистрировано. Ответчикам причитается по 1/8 доле, а не по 1/6, поскольку есть еще одна наследница – сестра, которая не достигла пенсионного возраста.
Ответчик Михайлиди А.К., Тимохина А.К. и ее представитель в удовлетворении иска просили отказать, встречные исковые требования удовлетворить.
Ответчик Тимохина А.К. также пояснила, что Апостолиди Н.К. проживает в Греции, после смерти отца он приехал и проживает в квартире №1, которая принадлежала отцу. Узнав, что домовладение числится ещё в общей долевой собственности, он начал требовать с Тимохиной А.К. два с половиной миллиона руб., при этом он достоверно знает, что с 1997 года домовладение разделено по квартирам, квартира №1 и квартира №2. Каждая из квартир располагается на отдельном земельном участке, огороженным забором, квартиры имеют отдельные приборы учета по коммунальным платежам и полностью автономны друг от друга.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и подлинные документы, материалы гражданского дела № 2-1157/2017, суд считает исковые требования Апостолиди Н.К. подлежащими удовлетворению частично, а встречные исковые требования удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 10.01.1997 года Апостолиди К.Н. в счет принадлежащей ему ? доли в праве собственности на указанный жилой лом, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31-а, выделена квартира № 1 общей площадью 51.6 кв. м, состоящая из жилых комнат №1,3,4 площадью 39.4 кв. м, пристройки лит. а, площадью 9.9 кв. м, части пристройки лит.а1 размером 2.3х1.0 кв. м площадью 2.3 кв. м, а также вспомогательные помещения.
Тимохиной А.К. в счет принадлежащей ей на праве собственности ? доли указанного дома выделена квартира №2.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 22.05.2017 г. по делу № 2-1157/17 исковые требования Тимохиной А.К. удовлетворены. Из состава наследственной массы, открывшейся после смерти Апостолиди К. Н., умершего 24.09.2016 г., исключено имущество в виде квартиры №2 общей площадью 136.8 кв. м, состоящей из жилой комнаты № 15 (литер «над А1») площадью 25.7 кв. м, вспомогательной № 1 (литер «под А1») площадью 4,3 кв. м, жилой комнаты № 2 (литер «А») площадью 13.1 кв. м, кухни № 6 (литер «А1») площадью 26.7 кв. м, коридора № 7 (литер «А1») площадью 4.6 кв. м, коридора № 8 (литер «А1») площадью 1.1 кв. м, сан. узла № 11 (литер «а1») площадью 4.3 кв. м, жилой комнаты № 12 (литер «А1») площадью 22.8 кв. м, гостиной № 13 (литер «А1») площадью 27.6 кв. м, жилой комнаты № 14 (литер «А1») площадью 6.6 кв. м, расположенной по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а. Считать решение суда достаточным основанием для постановки на государственный кадастровый учет и внесении сведений в ЕГРН в отношении принадлежащей Тимохиной А.. К. квартиры №2, общей площадью 136.8 кв. м, расположенной по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.09.2017г. № 33-25403/17 второй абзац резолютивной части решения суда отменен, а именно в части указания считать решение достаточным основанием для постановки на государственный кадастровый учет, так как истец имеет право самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений. В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Кроме того, вышеуказанным решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 22.05.2017г. дело № 2-1157/17 и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.09.2017г. № 33-25403/17 установлено, что из материалов наследственного дела, заведенного нотариусом ННО Евсеевой М.В. следует, что после смерти Апостолиди К.Н., умершего 24.09.2016 года, с заявлениями о принятии наследства обратились дети наследодателя: Тимохина А.К., Михайлиди А.К. и Апостолиди Н.К.
Также в материалах наследственного дела имеется завещание Апостолиди К.Н. от 01.01.1997г., в котором он все свое имущество завещал Апостолиди Н.К., при этом наследники по закону Михайлиди А.К. и Тимохина А.К. в силу своего пенсионного возраста имеют право на обязательную долю в наследстве после смерти отца Апостолиди К.Н.
При этом доводы истца о том, что право на наследство имеет еще одна наследница – его сестра, суд считает не состоятельными, поскольку, как установлено по делу, она с заявлением о принятии наследства после смерти своего отца не обращалась, принятие наследства Апостолиди Н. К. осуществляется на основании завещания, при этом его сестра право на обязательную долю в наследстве не имеет.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно представленной выписки из ЕГРН, за Тимохиной А.К. зарегистрировано право собственности на квартиру №2 общей площадью 136.8 кв. м., расположенной по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а.
Таким образом, учитывая состоявшиеся по делу судебные акты, наследственная масса, оставшаяся после смерти Апостолиди К. Н., представляет собой квартиру № 1 общей площадью 51,6 кв. м, расположенную по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31-а, а не весь жилой лом площадью 183,8 кв. м\. как заявлено Апостолиди Н. К. по иску.
Кроме жилого дома, наследодателю Апостолиди К.Н. принадлежит земельный участок площадью 430 кв. м, расположенный по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31а, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № 0431460 от 21.04.1999 года.
Как установлено статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В силу положений статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с частью 1 статьи 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Таким образом, судом установлено, что после смерти наследодателя обратились трое наследников, следовательно, обязательная доля составляет не менее половины, то есть Тимохиной А.К. и Михайлиди А.К. причитается по 1/6 доли каждой, а Апостолиди Н.К. 4/6 доли наследственного имущества.
Согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (подп. 3 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Поскольку наследодатель Апостолиди Н. К. в соответствии с решением суда право собственности на квартиру №1 не зарегистрировал надлежащим образом, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
При таких обстоятельствах, в состав наследства, открывшегося после смерти Апостолиди К.Н., подлежит включению квартира №1 и земельный участок под ней, который принадлежит наследодателю на праве собственности.
Ссылка истцов по основному и встречному искам в просительной части исков об указании на судебный акт, как основание для регистрации за ними права собственности и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости, не вызвана необходимостью, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права собственности и осуществления государственного кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Апостолиди Николая Константиновича удовлетворить частично.
Признать за Апостолиди Николаем Константиновичем в порядке наследования после смерти Апостолиди Константина Николаевича, умершего 24.09.2016 г., право собственности на 2/3 доли квартиры № 1 общей площадью 51,6 кв. м и 2/3 доли земельного участка площадью 430 кв. м с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31-а.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Встречный иск Тимохиной Анны Константиновны и Михайлиди Анастасии Константиновны удовлетворить.
Включить в наследственную массу наследства, открывшегося после смерти Апостолиди Константина Николаевича, умершего 24.09.2016 г., имущество в виде квартиры № 1 общей площадью 51,6 кв. м и земельного участка площадью 430 кв. м с кадастровым номером <№>, расположенных по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31-а.
Признать за Тимохиной Анной Константиновной и Михайлиди Анастасией Константиновной право собственности на обязательную долю наследства по 1/6 доле за каждой на квартиру № 1 общей площадью 51,6 кв. м и земельный участок площадью 430 кв. м с кадастровым номером <№>, расположенные по адресу: г. Новороссийск, ул. Луначарского, 31-а.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского районного
суда г. Новороссийска вступило в законную силу
Решение изготовлено в окончательной форме 14 мая 2018 г.