Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1714/2019 ~ М-682/2019 от 21.02.2019

/УИД 54RS0007-01-2019-000999-85

Дело № 2-1714/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июля 2019 года                                                      г. Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска

В СОСТАВЕ:

председательствующего судьи                                             Мороза И.М.,

при секретаре                                                                      Асочакове А.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

    УСТАНОВИЛ:

    Истец обратился с указанным иском к ответчику c требованиями признать бездействие Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 остановочных пунктов пассажирского транспорта, а именно выраженное в следующем: на автомобильной дороге <данные изъяты> на указанных участках дорог в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование исковых требований истец указал, что Прокуратурой Новосибирского района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области». В ходе проверки установлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения в части содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 на указанных участках автомобильных дорог. Вышеуказанные автомобильные дороги являются автомобильными дорогами общего пользования регионального и муниципального значения, относящимися к государственной собственности Новосибирской области, и находятся в оперативном управлении Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области». Ранее командиром полка ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области в связи с выявленными нарушениями выдавались предписания об устранении нарушений. По результатам рассмотрения меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не приняты. Бездействие Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», выразившееся в непринятии мер по организации дорожного движения в соответствии с установленными требованиями, нарушает права граждан на безопасные условия дорожного движения и создают угрозу для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

    Представитель истца Прокурора Новосибирского района Новосибирской области на основании поручения Юрченкова С.И. в судебном заседании поддержала доводы и требования иска в полном объеме, не возражала против установления срока для устранения недостатков до 31.12.2020.

    Представитель ответчика ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» по доверенности Вольвач А.И. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва (л.д.101-104), пояснив, что требование о признании бездействия незаконным является необоснованным, поскольку бездействие отсутствовало, указанные в исковом заявлении недостатки будут устранены до конца 2020 года.

    Представитель третьего лица Правительства Новосибирской области по доверенности Гвоздева А.А. в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва (л.д.140-142).

    Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО по доверенности Сокол Л.Г., поддержала доводы письменного отзыва (л.д.87-89) и дополнений к нему (л.д. 123-124), указав на необходимость указания срока для устранения указанных в исковом заявлении недостатков до 31.12.2020.

    Выслушав пояснения представителей сторон и лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, и исследовав представленные суду доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования. При этом суд исходит из следующего.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 57).

    Согласно положений ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 3).

    В силу ст. 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

    Согласно п. 1 ст. 10 ФЗ «О безопасности дорожного движения» в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

    В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

    Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

    В силу п. 5 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

    Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

       Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года №270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

     ГОСТ Р 52766-2007 распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

    В соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

    В силу ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

    В соответствии с пп. 12 п. 10 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, кольцевых пересечениях и локальных пересечениях и примыканиях, в том числе автономных осветительных систем.

    Согласно ответу от /дата/ (л.д.20) автомобильные дороги <данные изъяты> входят в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Новосибирской области и находятся в оперативном управлении Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.21-25).

    В октябре 2018 старшим государственным инспектором дорожного надзора штаба ПДПС ГИБДД ГУ МВД России на Новосибирской области в отношении ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» на основании актов выявленных недостатков в эксплуатации состояния автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (л.д.27, 29, 31, 33, 35) были вынесены предписания (л.д.26, 28, 30, 32, 34) об обязании обустроить пешеходные переходы стационарным наружным освещением на указанных участках автомобильных дорог.

    /дата/ ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области были направлены указанные предписания с просьбой рассмотреть целевое финансирование указанных работ в 2018 году, поскольку сроки согласно предписаниям составляют 30 суток (л.д.43-44).

    /дата/ из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области был получен ответ, согласно которому выделение дополнительного финансирования на 2018 год Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области не предусмотрено, для устранения недостатков согласно предписаний предложено сформировать предложения о перераспределении средств бюджета <адрес> на 2018-2020 годы в рамках доведенных лимитов и направить их в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (л.д.45).

    /дата/ ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области были направлены предложения о согласовании уменьшения лимитов финансирования при размещении государственного заказа на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (на период 2019-2021 годы, весенне-летне-осеннее содержание) на сумму 160 млн. рублей для дальнейшего перераспределения и направления средств по государственной программе «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области в 2015-2020 годах» для обустройства освещения пешеходных переходов стационарным освещением (л.д.46).

    Также /дата/ ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области было направлено предложение по формированию плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов с поквартальной разбивкой 2019 года и проектом пообъектного плана (л.д.49-54).

    /дата/ мировым судьей 4-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении о несоблюдении требований по оборудованию пешеходных переходов стационарным наружным освещением на автодороге <данные изъяты>й за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку у ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» не имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (л.д.62-65).

    /дата/ мировым судьей 6-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении о несоблюдении требований по оборудованию пешеходных переходов стационарным наружным освещением на автодороге <данные изъяты> за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку у ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» не имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (л.д.55-58).

    /дата/ мировым судьей 6-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении о несоблюдении требований по оборудованию пешеходных переходов стационарным наружным освещением на автодороге <данные изъяты> за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку у ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» не имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность (л.д.59-61).

    /дата/ мировым судьей 1-го судебного участка Новосибирского судебного района Новосибирской области было вынесено постановление о привлечении ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за несоблюдение требований по оборудованию пешеходных переходов стационарным наружным освещением на автодороге <данные изъяты> (л.д.71-75).

    /дата/ ГКУ Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> было направлено письмо с просьбой о дополнительном финансировании (л.д.47).

    /дата/ Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области был дан ответ, согласно которому вопрос о выделении дополнительных средств на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог может быть рассмотрен дополнительно в случае увеличения доходной части Дорожного фонда Новосибирской области (л.д.48).

    Судом установлено, что в силу п. 10 раздела II Устава (л.д.7-14) ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» было создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта и подведомственно Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

    Согласно п. 11.1 Устава ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» - для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке организацию строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, паспортизации, инвентаризации автомобильных дорог общего пользования Новосибирской области регионального или межмуниципального значения и сооружений на них, взлетно-посадочных полос аэродромов, а также выполнения на них мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, НИОКР, проектных и изыскательских работ и прочих работ (услуг).

    Указанные полномочия осуществляются в пределах лимита финансирования, утвержденного на сессии Законодательного Собрания Новосибирской области, в соответствии с Законом о бюджете от 28.12.2016 №128-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», и денежных обязательств, доведенных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, в рамках государственных программ, а именно «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области в 2015-2020 годах.

    В соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 27.12.2011 №173 «О наделении полномочиями государственного заказчика» ГКУ «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» уполномочено на размещение в установленном законом порядке государственных заказов Новосибирской области в сфере дорожно-строительного комплекса и заключения государственных контрактов за счет бюджетных средств.

    Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получателем бюджетных средств принимаются бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств. Распределяет лимиты бюджетных обязательств между пользователями бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств, которым в соответствии с Постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 №145 «О Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области» является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.

    В соответствии с положениями ст. 48 Градостроительного кодекса РФ выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется на основании разработанной проектной документации.

    Для подготовки проектной документации выполняются инженерные изыскания. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (ст. 47 Градостроительного кодекса РФ).

    В целях обеспечения безопасности на участках автомобильной дороги <данные изъяты> путем устройства стационарного электрического освещения и пешеходных тротуаров ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме был заключен контракт от /дата/ (л.д.105-110) на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство линии наружного освещения с автономным источником электроснабжения на автомобильной дороге <данные изъяты>

    Работы по указанному контракту были выполнены в полном объеме /дата/, что подтверждается актами приемка выполненных работ от /дата/ (л.д. 41) и от /дата/ (л.д.112).

    Также на участках автомобильной дороги <данные изъяты> начался процесс утверждения плана размещения стационарного электрического освещения (л.д.54).

    /дата/ на заседании Правительства Новосибирской области было принято постановление о внесении изменений в государственную программу с перераспределением бюджетных средств -п (л.д.90-94).

    Из представленных в материалы дела документов следует, что для выполнения необходимого объема указанных в исковом заявлении работ Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области приказом от 24.04.2019 №59 (л.д.95) «Об утверждении плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» на очередной 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов были утверждены: план реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» на очередной 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов согласно Приложению №1 к названному приказу; информация о включении мероприятий программы реализации наказов избирателей депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области в план реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» на 2019 год согласно Приложению №2 к названному приказу; пообъектный план реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в части деятельности ГКУ «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» согласно Приложению №3 к названному приказу (л.д.96-99).

    Также в материалах дела имеется проект постановления Правительства Новосибирской области «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 03.12.2014 №468-п» (л.д.125-128) с проектом приложения №2 (л.д.129-133), проектом приказа «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 24.02.2019 №59 (л.д. 132-133), а также с проектом пообъектного плана реализации мероприятий государственной программы Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в части деятельности ГКУ «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (л.д.134-139), согласно которому освещение пешеходных переходов на участках автомобильных дорог <данные изъяты> запланировано на 2020 год.

    Из дополнений к отзыву, представленному в материалы дела Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (л.д.123-124) следует, что данный проект будет рассматриваться на заседании Правительства Новосибирской области в августе 2019 года.

    Таким образом, установлено, что ответчик свои полномочия осуществляет в пределах выделенных лимитов финансирования и в соответствии с поэтапностью проведения стадий строительства согласно разработанному проекту, в связи с чем со стороны ответчика факт бездействия не усматривается.

    Учитывая, что ответчик не оспаривает необходимость проведения указанных истцом работ на данных участках автодорог, принимая во внимание пояснения ответчика о том, что требуемые работы планируются к проведению в 2020 году, поэтому суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

             На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» в срок до 31.12.2020 оборудовать стационарным электрическим освещением пешеходные переходы обозначенные знаками 5.19.1 и 5.19.2 «пешеходный переход» на автомобильных дорогах:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

В остальной части иска заявление прокурора Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Новосибирской области «Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области» – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

       Председательствующий по делу - /подпись/

2-1714/2019 ~ М-682/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Новосибирского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Территориальное Управление автомобильных дорог Новосибирской области"
Другие
Министерство транспорта и дорожного хозяйства НСО
Правительство НСО
Судья
Мороз Игорь Михайлович
21.02.2019 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2019 Передача материалов судье
22.02.2019 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2019 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2019 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2019 Предварительное судебное заседание
06.05.2019 Судебное заседание
08.07.2019 Судебное заседание
15.07.2019 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2019 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2024 Дело оформлено
25.04.2024 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)