РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Томск 23 апреля 2015г.
Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи - Чижикова Д.А.,
при секретаре - Климановой А.И.,
с участием представителя заявителя - Медведева Л.Н.,
представителя заинтересованного лица - Казаковой Т.Н.,
заинтересованных лиц: Уварова Д.А., Медведева А.Л., Медведевой Ф.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело №2-1139/2015 по заявлению Медведева ЛН о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Медведев Л.Н. обратился в суд с жалобой в порядке главы 25 ГПК РФ, в которой просит признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на жилое помещение – квартиру по /________/. В обоснование требований указал, что в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости ему (Медведеву Л.Н.), а также Уварову Д.А., Медведеву А.Л., Медведевой Ф.Р. отказано неправомерно, поскольку им представлены все необходимые документы для регистрации права собственности, сведения о ранее возникших правах на указанный объект орган государственной регистрации обязан получить путем направления запроса в Администрацию Томского района Томской области.
Заявитель Медведев Л.Н. в судебном заседании заявление поддержал по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Томской области Казакова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в сообщении регистратора об отказе в государственной регистрации и отзыве на заявление.
Заинтересованные лица Уваров Д.А., Медведев А.Л., Медведева Ф.Р. в судебном заседании считали заявление подлежащим удовлетворению.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд находит требование Медведева Л.Н., подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
16.12.2014 Медведев Л.Н., Уваров Д.А., Медведев А.Л., Медведева Ф.Р. обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимости: жилое помещение – квартиру по /________/. К заявлению приложили: кадастровый паспорт помещения от 23.10.2014, договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 21.09.1994 №686, квитанции от 14.10.2014 №№ 86,87,88,89 об оплате по /________/.
26.12.2014 государственная регистрация приостановлена, заявителям предложено предоставить в регистрирующий орган сведения о зарегистрированных правах и об арестах (запрещениях) на объект недвижимости - квартиру по пер.Дорожный,4-2 п.Лоскутово г.Томска. Заявителям направлено уведомление.
30.01.2015 в государственной регистрации отказано на основании абз.10 п.1 ст.20 Закона о регистрации.
Согласно п.5 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон) отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. Данное право закреплено также в п.8 ст.8.1 ГК РФ.
Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Согласно абз.9 ст.20 Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно абз.10 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п.1 ст.17 Закона, п.1 ст.8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей являются договоры, форма и содержание которых предусмотрена законом и не противоречит ему.
Документы, устанавливающие возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества (ст.18 Закона).
Как следует из п.1 ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются, в частности, условия о предмете договора.
В соответствии со ст.554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается несогласованном сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Из представленного на регистрацию дубликата договора купли-продажи недвижимости от 08.06.1994 следует, что продавец п/о Томское по племенной работе на основании положения о приватизации жилья от 26.03.1992 и покупатель Медведев Л.Н., Уваров Д.А., Медведев А.Л., Медведева Ф.Р. заключили договор о передаче безвозмездно в собственность покупателя квартиры общей площадью 69,6кв.м, в том числе жилой 42,3 кв.м по /________/ г.Томска. Данных об основаниях возникновения права собственности продавца на передаваемый объект недвижимости в договоре не имеется. Исходя из наименования продавца, следует вывод о том, что жилое помещение относилось на момент совершения сделки к ведомственному жилищному фонду.
В п.4 договора указано, что покупатель приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации договора в Бюро технической инвентаризации, а также в сельском Совете.
Из оборотной стороны договора следует, что договор зарегистрирован в БТИ, а также в сельском Совете в сентябре 1994 года. 05.12.2014 управляющим делами администрации Богашевского сельского поселения муниципального образования «Богашевское сельское поселение» Медведеву Л.Н. выдан дубликат договора от 08.06.1994 взамен договора с допущенными исправлениями.
В силу п.3 ст.9 Закона, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах. Порядок проведения государственной регистрации прав определен в статье 13 Закона о регистрации.
В соответствии со ст.16 Закона, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.
В ст.17 Закона указано, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст.18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Процедура государственной регистрации ранее возникшего права закреплена в п.2 ст.6 Закона о регистрации. Согласно приведенной правовой нормы, в редакции закона на момент подачи заявления в регистрирующий орган, регистрация прав на недвижимость, возникших до 31.01.1998, проводится в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и иных необходимых документов вместе с государственной регистрацией вновь возникшего права, ограничения (обременения) существующего права либо сделки с недвижимым имуществом.
В сообщении об отказе в государственной регистрации от 30.01.2015 в качестве оснований такого отказа указано на отсутствие в представленных на государственную регистрацию документах сведений о зарегистрированных правах и об арестах (запрещениях) на квартиру по пер.Дорожный,4-2 п.Лоскутово г.Томска.
В данном сообщении заявителю указано, что регистрирующим органом направлены запросы в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и Администрацию Кировского района г.Томска с просьбой сообщить сведения о зарегистрированных правах и о запретах (арестах) на вышеуказанную квартиру. В полученных ответах регистрирующему органу сообщено о том, что ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Администрация Кировского района г.Томска не располагают сведениями о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости - квартиры по пер.Дорожный,4-2 п.Лоскутово г.Томска.
В соответствии с пунктом 24 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N184 от 01.07.2002 для государственной регистрации прав, возникших до введения в действие Закона (статья 6 Закона), и (или) перехода прав, возникших после введения в действие Закона и зарегистрированных органами (организациями), которые в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона осуществляли государственную регистрацию до создания учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правопреемниками которых являются территориальные органы Службы, рекомендуется истребовать сведения о наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав. При отсутствии у заявителя документов, содержащих указанные сведения, органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, рекомендуется обращаться за указанной информацией, необходимой для государственной регистрации, в соответствующий орган (организацию) на основании пункта 3 статьи 8 Закона.
В силу указанной правовой нормы у регистрирующего органа отсутствует право требовать от заявителя предоставления сведений о наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав, а потому отсутствие таких сведений в представленных на государственную регистрацию документах не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности применительно к абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Согласно ответу администрации Кировского района г.Томска от 26.12.2014 администрация не располагает данными о зарегистрированных правах, сведениями о наличии арестов и запрещений в отношении квартиры по /________/; деревня Лоскутово вошла в состав муниципального образования «Город Томск» 28.10.2004. Из ответа ОГУП «ТОЦТИ» от 16.01.2015 следует, что архив ответа ОГУП «ТОЦТИ» не располагает сведениями о зарегистрированных правах в отношении недвижимого имущества - квартиры /________/
Пунктом 8 приказа Росрегистрации от 06.08.2007 №176 «Об утверждении Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений» предусмотрено, что в целях государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения представляются в том числе следующие документы: 1) в случае, если право государственной или муниципальной собственности или право хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП): - заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и гражданина о государственной регистрации перехода права государственной или муниципальной собственности на жилое помещение (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации); - документ, подтверждающий уплату гражданином государственной пошлины за государственную регистрацию права на жилое помещение (пункт 1 статьи 11, пункт 4 статьи 16 Закона о регистрации); - договор передачи жилых помещений в собственность (статья 7 Закона); - план приватизируемого жилого помещения, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (представляется гражданином). Представление указанного плана не требуется, если план соответствующего жилого помещения ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (абзац десятый пункта 1 статьи 17, абзац первый пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации); - разрешение органов опеки и попечительства в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 2 Закона (представляется гражданином); 2) в случае одновременной государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение и перехода данного права гражданину (гражданам): - заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, предприятия, учреждения о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 6, пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации); - документы, подтверждающие возникновение права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение, передаваемое гражданину (гражданам) (например, для жилищного фонда, переданного в муниципальную собственность на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
То есть данным приказом установлено, что в случае одновременной государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение и перехода данного права гражданину (гражданам) требуется предоставление в регистрирующий орган документа, подтверждающего возникновение до вступления в силу Закона о регистрации права собственности.
В сноске <1> к пункту 8 указано, что документом, подтверждающим возникновение до вступления в силу Закона о регистрации права муниципальной собственности, может являться выписка из реестра муниципальной собственности, содержащая информацию, необходимую для государственной регистрации прав) (представляются органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением).
В рассматриваемом случае заявителем не осуществляется одновременная государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности. При этом, согласно уведомлению от 28.12.2014г. государственная регистрация права общей долевой собственности приостановлена в связи с непредоставлением сведений о зарегистрированных правах и об арестах (запрещениях) на спорное жилое помещение. В уведомлении указано, что Управлением Федеральной государственной службы государственной регистрации направлены соответствующие запросы и предложено Медведеву Л.Н. и другим сособственникам представить недостающие документы и сведения, при этом обязанность представить такие документы на заявителя не возложена.
В связи с этим, оснований для отказа в государственной регистрации на основании абз.10 п.1 ст.20 Закона, согласно которому заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя и регистрирующего органа не имелось.
Кроме того, пунктом 24 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N184 регистрирующему органу рекомендовано самостоятельно истребовать сведения о наличии (отсутствии) арестов, запретов, прочих ограничений (обременений) прав. При отсутствии у заявителя документов, содержащих указанные сведения, органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, рекомендуется обращаться за указанной информацией, необходимой для государственной регистрации, в соответствующий орган (организацию) на основании пункта 3 статьи 8 Закона.
Направив соответствующий запрос в Администрацию Кировского района, и, получив 14.01.2015г. ответ о том, что Администрацией Томского района в Администрацию Кировского района архивные документы не передавались, должностное лицо соответствующие запросы в территориальные органы Томского района не направило, отказав 30.01.2015г. в государственной регистрации права общей долевой собственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Томской области в государственной регистрации права общей долевой собственности на объект недвижимого имущества - квартиры по /________/ на основании п.1 абз.10 ст.20 Закона о регистрации является незаконным.
Частью 1 ст. 258 ГПК РФ определено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Медведева ЛН о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области удовлетворить.
Признать незаконным отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на квартиру по адресу: г.Томск, ФИО12
Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Медведева ЛН
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.А. Чижиков