Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 февраля 2023 года г. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-397/23 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Егорову А.В, о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Егорову А.В. о взыскании недоимки по обязательным платежам на общую сумму 21273,12 рублей, в том числе по транспортному налогу за 2019 год в размере 8276 рублей, пени в сумме 89,10 рублей, за 2020 год в размере 12863 рубля, пени в сумме 45,02 рублей, ссылаясь на то, что Егоров А.В. является плательщиком транспортного налога за 2019-2020 годы в связи с наличием объекта налогообложения, указанного в налоговых уведомлениях № 57490463 от 01.09.2020, № 44974696 от 01.09.2021. В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения указанного требования налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога.
Представитель административного истца МИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в административном иске просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Егоров А.В. в судебном заседании с административным иском не согласился, поскольку считает, что пропущен срок на обращение в суд.
Исследовав материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Законодатель также установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.
Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.
В соответствии с Главой 28 НК РФ, законом Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» должник является налогоплательщиком транспортного налога.
В силу абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.На основании пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Пунктом 2 ст. 359 НК РФ установлено, что в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Пунктом 1 ст. 361 НК РФ определено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Статьей 2 закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены ставки транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 120 л.с. (88,32 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно в размере 33; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. (73,55 кВт) до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно в размере 40.
Судом установлено, что согласно ответу на запрос из РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре от 19.01.2023 на Егорова А.В. в период 2019-2020 года были зарегистрированы автомобили:
- GREAT WALL CC1031PS28, г/н №, с мощностью двигателя 106 л.с. (12 месяцев 2019 года, 12 месяцев 2020 года), следовательно расчет транспортного налога за 2019 год: 106 л.с. (налоговая база) * 40 (налоговая ставка) = 4240 рублей (аналогично за период 2020 года);
- GREAT WALL без модели, г/н №, с мощностью двигателя 122,3 л.с. (12 месяцев 2019 года, 12 месяцев 2020 года), расчет транспортного налога за 2019 год: 122,3 л.с. (налоговая база) * 33 (налоговая ставка) = 4036 рублей (аналогично за период 2020 года);
- НИССАН X-TRAIL 2.0 COLUMBIA, г/н №, с мощностью двигателя 139 л.с. (12 месяцев 2020 года), расчет транспортного налога за 2020 год: 139 л.с. (налоговая база) * 33 (налоговая ставка) = 4587 рублей.
Из материалов дела следует, что административному ответчику выставлено налоговое уведомление № 57490463 от 01.09.2020, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2019 год в сумме 8276 рублей со сроком уплаты до 01.12.2020.
Также было выставлено налоговое уведомление № 44974696 от 01.09.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога за 2020 год в сумме 12863 рубля со сроком уплаты до 01.12.2021.
В связи с непоступлением в предусмотренный законом срок оплаты налоговым органом были начислены пени, в адрес Егорова А.В. направлено требование №12557 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.02.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 8276 рублей, пени в сумме 89,10 рублей в срок до 13.04.2021. Поскольку сумма недоимки по требованию не превысила 10000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, исчисляется с момента окончания трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения требования, истекает 13.10.2024.
Расчет пени по транспортному налогу за 2019 год за период с 02.12.2020 по 15.02.2021: 8276 рублей * 1/300 * 4,25% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) * 76 (количество дней просрочки) = 89,10 рублей.
Также административному ответчику было направлено требование №102850 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 16.12.2021, в котором сообщалось о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 12863 рубля, пени в сумме 45,02 рублей в срок до 08.02.2022. Поскольку сумма недоимки по требованию превысила 10000 рублей, шестимесячный срок на обращение в суд, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, истекал 08.08.2022.
Расчет пени по транспортному налогу за 2020 год за период с 02.12.2021 по 15.12.2021: 12863 рублей * 1/300 * 7,5% (ставка рефинансирования ЦБ РФ) * 14 (количество дней просрочки) = 45,02 рублей.
В материалах дела имеется подтверждение направления налоговых требований в адрес административного ответчика в соответствии со ст. 70 НК РФ путем выгрузки в личный кабинет налогоплательщика (л.д. 18).
В связи с тем, что в добровольном порядке начисленные суммы обязательных платежей и пени административным ответчиком в установленный срок уплачены не были, 13.05.2022 МИФНС России №23 по Самарской области обратилась к мировому судье судебного участка №51 Советского судебного района г.Самары Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Егорова А.В. недоимки по транспортному налогу в размере 21139 рублей, пени в размере 134,12 рублей за период 2019-2020 годы.
13.05.2022 мировым судьей судебного участка №51 Советского судебного района г.Самары Самарской области вынесен судебный приказ №, которым взыскана указанная выше задолженность.
Определением мирового судьи судебного участка №51 Советского судебного района г.Самары Самарской области от 30.05.2022 отменен судебный приказ № от 13.05.2022.
На момент обращения к мировому судье срок на обращение в суд по требованиям № 12557, № 102850, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ, не был пропущен.
28.11.2022 административный истец обратился в суд с данным административным иском, таким образом, шестимесячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, предусмотренный для обращения в суд положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд не подтверждаются материалами дела, а потому не могут быть приняты судом.
При таких обстоятельствах, в связи с тем, что задолженность по налогам и пени до настоящего времени Егоровым А.В. не погашена, административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, расчет налога и пени судом проверен, рассчитан верно.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в доход местного бюджета с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере (800 + (21273,12-20000)*3%) = 838 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Егорова А.В,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН № в пользу МИФНС России №23 по Самарской области задолженность по транспортному налогу за 2019 год в размере 8276 рублей, пени в размере 89 рублей 10 копеек по ОКТМО 36701345, за 2020 год в размере 12863 рубля, пени в размере 45 рублей 02 копейки по ОКТМО 36701345, всего взыскать 21273 рубля 12 копеек.
Взыскать с Егорова А.В. в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме 838 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г.Самара в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2023 года.
Судья: