Дело № 2-136/2015
Поступило 07.04.2015г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2015 года с. Кожевниково
Кожевниковский районный суд Томской области в составе председательствующего Дедовой В.А.,
при секретаре Улыбиной И.С.,
с участием прокурора Жеравина А.С.,
представителя ответчика – Пономаренко М.В.,
представителей третьих лиц – Андреева М.В., Литавина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кожевниковского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кожевниковский район» о признании права муниципальной собственности, обязании совершить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на очистные сооружения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кожевниковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кожевниковский район» о признании права муниципальной собственности на очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, мотивировав тем, что постановлением главы Кожевниковского района № от 17.09.2007 года МУЗ «Кожевниковская ЦРБ» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок для строительства биологического очистного бассейна сточных вод.
26.11.2007 года администрацией Кожевниковского сельского поселения выдано разрешение на строительство очистных сооружений №.
Строительство очистных сооружений осуществлено МУ «Селькомхоз». В документах указано, что деньги выделены на проведение капитального ремонта очистных сооружений, а в действительности произведено строительство.
Строительство осуществлено за счет бюджета района, что подтверждается копией платежной ведомости от 10.01.2007 года.
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от 19.12.2007 года, выданного Кожевниковским сельским поселением, очистные сооружения введены в эксплуатацию.
Поскольку организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения не отнесена к вопросам местного значения сельских поселений, то решение данных вопросов возлагается на муниципальный район.
Кроме того, к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление мероприятий по охране жизни и здоровья людей.
Таким образом, администрацией Кожевниковского района в целях осуществления своих полномочий по организации водоотведения, охране жизни, и здоровья населения за счет бюджетных средств осуществлено строительство очистных сооружений, которыми производится очистка сточных вод районной больницы и двух многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.
Очистные сооружения не включены в реестр муниципальной собственности района и поселения, и право собственности в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Право собственности должно быть признано за ответчиком.
В силу ч.1 ст. 218, ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Установленные законом меры по безопасности эксплуатации очистных сооружений, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации не могут быть реализованы из-за неопределенности балансовой принадлежности спорного объекта, что создает опасность природной среде и здоровью населения, проживающих на данной территории, вплоть до возникновения чрезвычайных ситуаций.
После уточнения исковых требований прокурор просил: - признать за муниципальным образованием «Кожевниковский район» право муниципальной собственности на очистные сооружения, расположенные на земельном участке, находящимся примерно ... по направлению на запад и имеющим кадастровый номер №, границы которого определены планом межевания от 22.03.2007, а также на земельном участке площадью 0,14 га, имеющим координаты №
- обязать муниципальное образование «Кожевниковский район» в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 06.04.2015) осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Кожевниковский район» на очистные сооружения, расположенные на указанных земельных участках, установив ответчику срок для совершения данных действий в течение 3 месяцев, с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании процессуальный истец Жеравин А.С. уточненные исковые требования поддержал полностью.
Представитель ответчика – администрации Кожевниковского района Пономаренко М.В., действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что администрация района не является ненадлежащим ответчиком. Очистные сооружения находятся на территории муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение», земля относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Канализационная система больницы является единой целостной системой и не имеет на момент рассмотрения дела в суде посторонних подключенных объектов. Канализационная система была построена в 1963 году. Представлен отзыв (л.д. 91-93, т.1).
Представитель третьего лица – администрации Кожевниковского сельского поселения Андреев М.В., действующий по доверенности, поддержал исковые требования, пояснив, что ч.4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений, в соответствии с ч.3 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (л.д.1-2, т.2).
Представитель третьего лица – главный врач ОГБУЗ «Кожевниковская РБ» Литавин С.Н. поддержал исковые требования, пояснив, что канализационная система, очистные сооружения не принадлежат больнице. В 2013 году, при реорганизации больницы ответчик не подготовил необходимую документацию для передачи очистных сооружений на баланс Департамента здравоохранения Томской области, что является нарушением осуществления полномочий по созданию условий для оказания медицинской помощи населению (л.д.117-120.т.1).
Заслушав стороны, показания специалиста ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению полностью, по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию. РФ и законы.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Ст. 8 федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями от 01.03.2015) закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Для признания имущества недвижимым, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации, на специально отведенном для этого земельном участке и с соблюдением градостроительных норм и правил. Недвижимое имущество характеризует не только физическая, но и юридическая связь с землей, при отсутствии с которой объект не может быть признан недвижимым имуществом. Объект должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
13.10.2014 ОГБУЗ «Кожевниковская РБ» обратилось в прокуратуру Кожевниковского района с ходатайством для решения вопроса о признании права муниципальной собственности на очистные сооружения (л.д.7-8,т.1).
18.09.2006 года в администрацию Кожевниковского района поступило заявление от главного врача МУЗ «Кожевниковская ЦРБ» о выделении земельного участка для строительства очистного бассейна (л.д.100, т.1).
Постановлением главы Кожевниковского района № от 17.09.2007 года МУЗ «Кожевниковская ЦРБ» предоставлен земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование для строительства биологического очистного бассейна сточных вод, площадью 300 кв.м., расположенный примерно в ... Земельный участок имеет кадастровый номер № (л.д.17, 94-95, 101-116, т.1).
В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, администрация Кожевниковского сельского поселения выдала разрешение № от 26.11.2007 на строительство очистных сооружений (л.д.16, т.1).
Разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Разрешение на строительство спорного объекта получено в установленном порядке.
Согласно п. 4.1 Устава МУЗ «Кожевниковская РРБ» (в редакции, действовавшей в 2007 году), администрация района выступало учредителем больницы. Имущество учреждения находилось в муниципальной собственности Кожевниковского района, отражалось на самостоятельном баланс учреждения, и закреплялось за ним на праве оперативного управления (л.д.122-123,138-164, т.1).
В 2007 года администрацией Кожевниковского района были перечислены денежные средства в ... на капитальный ремонт очистных сооружений в сумме ... руб., составлены муниципальные контракты по производству отдельных работ, локальные сметные расчеты, акты приема – передач выполненных работ по фактическому строительству очистных сооружений между больницей и подрядчиком, на отведенном земельном участке (л.д.10 т.1, 51-100, 104-105, т.2).
Разрешением № от 19.12.2007 года администрации Кожевниковского сельского поселения введены в эксплуатацию очистные сооружения по адресу <адрес>, поскольку реконструкция выполнена в предусмотренный срок, имеются все необходимые сведения об объекте капитального строительства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д.12, т.1).
До настоящего времени очистные сооружения не числятся в реестре муниципальной собственности Кожевниковского района и Кожевниковского сельского поселения. Земельный участок находится в не разграниченной государственной собственности (л.д.9,11, т.1).
В ЕГРП право собственности на очистные сооружения не зарегистрировано (л.д.18).
Исследованные обстоятельства по делу, позволяют суду сделать вывод, что в 2007 году очистные сооружения были созданы в установленном законом порядке как недвижимость, с получением необходимых разрешений, с соблюдением градостроительных норм и правил, на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости, имеющего самостоятельное функциональное назначение, поскольку отражение перечня самостоятельных этапов строительной деятельности зданий, строений, сооружений, содержащихся в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, относится не только к строительству, но и к деятельности, связанной с реконструкцией объектов недвижимости.
Ст. 50 № 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения
Суд считает, что расположение колодцев очистных сооружений за пределами выделенного в 2007 году земельного участка, не имеет правового значения, поскольку очистные сооружения представляют собой единый комплекс, предназначенный для очистки канализационной системы больницы, что подтвердил специалист ФИО1 в судебном заседании.
В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, с п.п. 9 п.1 ст. 15 № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено управление и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 96, т.1).
В соответствии с п. 12 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 3 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2014), одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.
Специалист ФИО1 в суде показал, что в настоящее время очистным сооружениям нужна полная реконструкция, поскольку они находятся в неудовлетворительном состоянии, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний в районе, заражению рыбы, гибели водного объекта.
В обоснование исковых требований прокурором указано, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности приводит к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку в рамках создания условий для оказания медицинской помощи жителям Кожевниковского района, нормального функционирования ОГБУЗ «Кожевниковская РБ» необходимо принять меры по оформлению прав ответчика на спорный объект, с целью дальнейшего оформления договорных отношений по приему сточных вод с районной больницей.
В судебном заседании не опровергнут ответчиком довод представителя третьего лица – «Кожевниковской РБ» о том, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на очистные сооружения препятствует дальнейшей эксплуатации, надлежащему содержанию очистных сооружений со стороны больницы в связи с передачей учреждения здравоохранения в государственную собственность Томской области.
Суд признает несостоятельным довод представителя ответчика о том, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку он основан на ошибочном толковании норм материального права. Исковые требования прокурора района заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду; и не связаны с реконструкцией, эксплуатацией очистных сооружений.
Согласно перечня передаваемых в государственную собственность Томской области муниципальных учреждений здравоохранения и акта приема передач от 12.12.2013, очистные сооружения не передавались в собственность области (л.д.165-175, т.1).
Из п.3.1 устава ОГБУЗ «Кожевниковская РБ», утвержденного Департаментом здравоохранения Томской области 13.12.2013, видно, что имущество учреждения является государственной собственностью Томской области, и закреплено за учреждением на праве оперативного управления (л.д.121,124-137, т.1).
Суд признает несостоятельным довод ответчика о том, что в 2007 году больница должна была зарегистрировать за собой право на очистные сооружения, поскольку администрация ЦРБ не владела правами хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества.
Не имеет значения для дела тот факт, что на момент рассмотрения дела в суде сброс неочищенных сточных вод в канализацию, соединенную с очистными сооружениями по <адрес>, жилыми домами, расположенными по адресу <адрес>, не производится (л.д.97-99), поскольку нашло свое подтверждение нарушение ответчиком прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создания условий для оказания медицинской помощи населению Кожевниковского района.
Согласно ст. 206 ГПК РФ в решении суда указывается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что указанный в иске срок, в течение которого ответчик обязан провести регистрацию права собственности на очистные сооружения – 3 месяца с момента вступления решения в законную силу - является разумным.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ,
РЕШИЛ:Уточненное исковое заявление прокурора Кожевниковского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать за муниципальным образованием «Кожевниковский район» право муниципальной собственности на очистные сооружения, расположенные на земельном участке, находящимся примерно ... по направлению на запад и имеющим кадастровый номер №, границы которого определены планом межевания, а также на земельном участке общей площадью 0,14 га, имеющим координаты №
Обязать муниципальное образование «Кожевниковский район» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 06.04.2015) осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Кожевниковский район» на очистные сооружения, расположенные на земельном участке, находящимся примерно ... по направлению на запад и имеющим кадастровый номер №, границы которого определены планом межевания от 03.12.2007 года, а также на земельном участке общей площадью 0,14 га, имеющим координаты №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кожевниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.А. Дедова